Неделя 3-я по Пятидесятнице
Соборы Вологодских, Новгородских, Белорусских, Псковских
и Санкт-Петербургских святых
Собор Санкт-Петербургских святых
Праздником «Всех святых» (через неделю после Пятидесятницы) завершается собственно Триодный цикл; его своеобразным продолжением стал в русской православной традиции праздник в честь всех российских святых (установлен на Поместном соборе 1917-18 гг.). В конце XX в. стали появляться праздники в честь региональных – сначала вологодских, а затем и других – святых. Богослужебные тексты всех этих национальных торжеств в Цветную Триодь не входят, но печатаются в приложении к майской Минее (часть 3) и в виде отдельных изданий.
К числу Санкт-Петербургских и Ладожских святых, по решению Священного Синода, причислены те отечественные подвижники благочестия, чье служение Богу как полностью, так и частично происходило в исторических границах Санкт-Петербургской епархии. К последним можно отнести святого равноапостольного Николая, архиепископа Японского, учившегося в Санкт-Петербургской духовной академии (СПбДА); святителей Иннокентия и Софрония Иркутских, бывших наместниками Александро-Невской лавры; свят. Филарета Московского, занимавшего в начале XIX столетия пост ректора СПбДА. Всего в диптихе Санкт-Петербургских и Ладожских святых значится около пятидесяти имен.
Приводим далее статью свящ. Геннадия Беловолова о первом святом, подвизавшемся на территории нашей современной митрополии.
Первый святой Петербургской епархии
В то время, когда преп. Антоний пришел на Дымское озеро, о Петербурге никто даже не помышлял. Бескрайние здешние земли принадлежали Господину Великому Новгороду. Но именно Антоний стал первым исторически известным святым будущей Санкт-Петербургской епархии. Если составить список Собора Петербургских святых в хронологическом порядке – первым его откроет имя Дымского подвижника, подвизавшегося в нашем краю в конце XII – начале XIII вв. И если Петербург недавно отметил свое 300-летие, то Дымский монастырь отметил свое 800-летие.
Антоний, ученик Варлаама Хутынского, пришел на Дыми из Новгорода. Конечно, он не знал, что станет первым молитвенником неведомого ему Града Святого Петра. Но есть в его подвиге одно удивительное и знаменательное совпадение как бы предсказавшее будущее явление нашего Санкт-Петербурга.
Предание рассказывает, что преподобный Антоний обрел на озере большой камень-валун, лежавший на дне. Верх камня был вровень с водой. Когда вода поднималась – камень исчезал под водой, когда опускалась – камень вновь показывался. Антоний приплывал к камню на лодке и подолгу молился на нем среди глади вод. Подвижник исполнил уникальный подвиг столпничества на водах, предварив стояния на камне Серафима Саровского и Серафима Вырицкого. Этот камень стал основанием Дымского монастыря.
Можно сказать, что этот камень стал и краеугольным камнем всей будущей Петербургской епархии. Мы знаем, что Санкт-Петербург – это Город Святого Петра, забывая, что буквально это означает – Город Святого Камня (имя Петр в переводе с греческого – «скала», «камень»). Камень св. Антония стал как бы прообразом будущего града и краеугольным камнем будущей Санкт-Петербургской епархии. И этот первый молитвенный камень петербургской земли на Дымях напоминает о ее последнем камне в Вырице, где был вымолен наш город в годы блокады. Эти два святых камня являются как бы духовным основанием петроградской земли. Историю Петербургской епархии наиболее кратко и наиболее емко можно выразить формулой: от камня преп. Антония Дымского (†1224) до камня преп. Серафима Вырицкого (†1949).