Постный день. Глас 1-й
- Прп. Иларио́на Нового, игумена Пеликитского (ок. 754)
- прп. Стефа́на чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815)
- Прмч. Евстра́тия Печерского, в Ближних пещерах (1097)
- прп. Иларио́на Псковоезе́рского, Гдовского (1476)
- мчч. Ио́ны и Варахи́сия и других с ними (ок. 330)
- мч. Боя́на (Енраво́та), кн. Бо́лгарского (ок. 830)
Богослужения
Каноны
Мысли свт. Феофана Затворника
Распятие Христа Господа и собор Архангела Гавриила! Новое утешительное сочетание! Гавриил предвозвещает рождение Предтечи; Гавриил благовествует Деве; он же, вероятно, возвещал радость о рождении Спасителя; не кто другой и женам возвестил о Воскресении Христа Господа. Таким образом, Гавриил – всякой радости провозвестник и приноситель. Распятие же Христово – радость и отрада всех грешников.
Грешнику, пришедшему в чувство своей греховности и всеправедной правды Божией, некуда укрыться, кроме как под сень Креста. Здесь принимает он удостоверение, что ему нет прощения, пока он один стоит пред Богом со своими грехами и даже со слезами о них. Одно для него спасение – в Крестной смерти Господа. На Кресте рукописание всех грехов разодрано. И всякий, кто принимает это с полною верою, делается причастным этого таинства помилования.
С созрением этой веры созревает и уверенность в помиловании и вместе отрада от чувства вступления в состояние помилования на все века. Крест – источник радости, потому что грешник верою пьет из него отраду помилования. В этом отношении он есть своего рода архангел, благовествующий радость.
Притча дня
Проповедник
Однажды проповедник пришёл в город, чтобы обратить в свою веру жителей. Вначале люди слушали его проповеди, но потом стали понемногу расходиться, пока не ушли все. И хотя никто его больше не слушал, он продолжал проповедовать.
Проходивший мимо путешественник поинтересовался у него:
– Почему же ты упрямо продолжаешь читать проповеди?
– Вначале я надеялся изменить этих людей, – ответил тот. – А теперь продолжаю проповедовать лишь для того, чтобы они не изменили меня.
Основы православия
Тема 100. Таинство Святого Причащения (Евхаристия).
Причастие (или Евхаристия) есть Таинство, в котором специально приготовленные хлеб и вино прелагаются в Тело и Кровь Христовы, а затем верующие потребляют (при-чащаются) Тело и Кровь Христовы (под видом хлеба и вина) во оставление грехов и в жизнь вечную. В этом Таинстве мы приобщаемся к Богочеловеку, соединяемся с Ним.
Подходя к Причастию, мы видим образ вина и хлеба и, вкушая, чувствуем их вкус. Тем не менее, Церковь учит, что это не символически, а действительно Тело и Кровь Христовы, и церковная история знает достаточно случаев, когда людей, сомневавшихся в этом, Господь явно уверял в ошибочности их взглядов, и в Святой Чаше они видели человеческие кровь и плоть. Конечно, в таком виде человеку чисто психологически трудно принять Причастие. Поэтому Господь и подает нам Свои Тело и Кровь под видом хлеба и вина.
Почему Господь установил именно такой способ соединения людей с Собой? Еда и питье составляют способ, каким человек приобщается к жизни, дарованной Богом. Этим же способом совершилось грехопадение – через вкушение плода от Древа познания добра и зла. Первый человек отделил процесс питания от единения с Богом. В Евхаристии единение с Богом происходит через вкушение, напоминая, что источником нашей жизни является Бог. При этом мы, принимая Тело Христово, не преобразовываем Его в себя, как любую другую пищу, а Оно преобразовывает нас. Поэтому мы и говорим: «Причастие», мы становимся частью чего-то большего.
Хлеб – символ жизни. Вино – символ избранного народа (из винограда взято лучшее и преобразовано). Чаша – символ единства.
Один из образов Евхаристии – единство матери и младенца в её чреве: они имеют единую кровеносную систему и телесное единство.
Кого из Лиц Святой Троицы мы причащаемся? Всех. Первая молитва ко причащению «соединюся святому Твоему Телу и Крови и имею Тебе во мне живуща и пребывающа, со Отцем и Святым Твоим Духом».
Почему Таинство Причащения по-гречески – Благодарение (Евхаристия)? Ведь мы же принимаем Дар от Бога. Но какие ответные дары мы можем принести Богу, если Ему и так весь мир принадлежит и даже мы сами? Вспомним пророческие слова псалмопевца: «Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне? Чашу спасения прииму и имя Господне призову» (Пс.115:3-4).
Для детей см. статью «Как объяснить ребёнку, что такое Причастие».
Практический совет
Отмечают ли православные верующие день своего рождения?
Да, отмечают. Жизнь – это великий Божий дар. Земная жизнь дана человеку для подготовки к жизни вечной. Православные верующие в день своего рождения обращаются к Богу с благодарственной молитвой за прожитые годы и стараются в этот день или накануне исповедаться и причаститься. Можно накрыть праздничный стол для угощения родных и близких.
Подробнее: День рождения.