Источник

Двадцать восьмой день.
Поуч. 2-е. Св. преподобномученик Евстратий Печерский.

(Как можем мы сораспяться Христу).

I. Воспоминаемый ныне Церковью св. Евстратий, богатый житель города Киева, раздал свое имущество бедным и поступил в обитель преподобного Антония. За свое великое воздержание он был назван постником. В 1096 году половцы напали на Киев и разорили Печерский монастырь, сожгли церковь, разграбили монастырское имущество и взяли многих иноков в плен; в числе последних был и Евстратий. Половцы продали его вместе с другими пятьюдесятью христианскими пленниками одному еврею в Корсунь. Еврей начал побуждать пленников к отречению от Христа, угрожая в противном случае уморить их голодом. Мужественный Евстратий ободрял и укреплял своих товарищей, говоря: «не будьте, братия, отступниками от веры; через смерть мы получим жизнь вечную». Ободренные словами Евстратия христиане решительно объявили еврею, что они скорее умрут, чем отрекутся от Христа. Еврей не замедлил исполнить угрозу, и все они скончались голодною смертию, кто через три дня, кто через семь, иные через девять дней. Евстратий, привыкший к продолжительному посту и воздержанию, четырнадцать дней провел без пищи и остался жив. В день еврейской пасхи он был распят своим господином на кресте; евреи, пригвоздив его к кресту, еще издевались над ним, пока один из них не пронзил святого мученика копьем; тело его бросили в море. Христиане извлекли тело из воды и привезли в Киев, где и похоронили в пещерах преподобного Антония.

II. Так св. Евстратий и видимым образом уподобился распятому Господу, оставив нам пример, да распнемся с Ним и умертвимся Его ради житейским сластем (по выраж. церк. песн.).

а) «Но где Голгофа и крест, необходимые для такого распятия?» – Везде, где мы с тобою, слушатель.

В самом деле, братие, в мире сем не может быть недостатка и в вещественных крестах. Сколь многие из последователей Христовых в разные времена и в разных странах окончили жизнь, подобно Спасителю своему, на кресте? – И теперь могут повторяться эти случаи; ибо значительная часть рода человеческого доселе почитает нечестием веру в Распятаго, и готова преследовать крест Его новыми крестами. Христианин не обязан искать этих крестов; но когда они сретят его, должен идти на них, не обинуяся.

Но эти кресты для немногих: есть другие, совершенно неизбежные для каждаго, уклонение от коих всегда есть преступление; ибо распятие на них составляет сущность христианства.

И во-первых, братие, весь мир внешний, в котором мы живем и движемся, так устроен, что в нем каждая вещь может соделаться для нас крестом. В мире, по замечанию великого крестоносца Павла, беды в реках, беды во градех, беды в пустыни, беды в мори (2Кор. 11, 26).

Во-вторых, всякое общество человеческое, к коему мы, по необходимости, принадлежим, как члены, таково, что в нем встречают каждого многие кресты, и здесь, по замечанию того же апостола, беды от разбойник, беды от сродник, беды во лжебратии, беды от язык (2Кор. 11, 26).

Наконец, самый многочастный состав униженнаго, превращенного грехом естества нашего образует из себя для каждого ужасное многокрестие. Какой тяжкий, никогда неснимаемый для духа крест есть уже бренная и греховная плоть наша. Самый внешний вид ее явно показует сие: ибо сто́ит только простерть руки, чтобы увидеть в себе полный крест. Тем паче увидишь, когда прострешь их на постоянную молитву; тем паче увидишь, когда прострешь их на вспоможение ближним, на защищение невинности гонимой, на поражение порока сильного и торжествующаго; тем паче увидишь, если сии руки, кои ты решился простерть на добро, любили и привыкли простираться на злое. Павел уже был распят для мира, уже давно жил новою жизнию во Христе; и однако же до того чувствовал по временам тягость креста плоти, что вопиял: Окаянен аз человек! Кто мя избавит от тела смерти сея (Рим. 7, 24)?

Итак, желающий быть распятым со Христом, не опасайся недостатка в крестах.

б) Желаешь знать, возлюбленный, в чем должно состоять самое распятие наше? – Чтобы уразуметь это, представь, что ты в самом деле на кресте. – Что было бы тогда с тобой? – У тебя прекратилось бы свободное движениеи в руках и в ногах; весь мир потерял бы для тебя цену; все блага его соделались бы для тебя чуждыми, как бы несуществующими; у тебя осталось бы одно на уме и в сердце: как бы скорее разрешиться от земли и плоти, и предать дух Богу. Поставь же себя в такое состояние духа произвольно, силою веры и любви ко Христу; и ты будешь распят со Христом. У распятого со Христом нет движений по своей воле, а все – по воле Божией; его руки и ноги также недвижимы на зло и неправду, как у распятого на кресте; мир с его благами и соблазнами для него не привлекателен; мысль об окончании земного странствия, есть любимою его мыслию; он уже вознесен в духе от земли на небо, и живот его сокровен в Боге. Будь таков и ты, – и будешь распят со Христом.

в) Но как можно держаться в сем крайне трудном для плоти положении духа? – А как, возлюбленный, держатся на кресте распятые? – Гвоздями. Пригвозди себя к кресту самоотвержения, во-первых, страхом Божиим и мыслию о Боге. Страх сей отреяет все грехи (Сирах. 1, 21) и соблазны, делает человека неподвижным на зло и твердым в добре. Пригвозди себя ко кресту памятию о смерти. Кто имеет пред очами смерть свою, тот не прострет рук к плоду запрещенному. Пригвозди себя упованием благ вечных, кои обещаны всем сражающимся до крови. Пригвозди себя наконец ко кресту любовию к своему Спасителю, на нем распятому. Любы сия, по самому естеству своему, вся терпит, вся уповает и николиже отпадает (1Кор. 13, 7). И сих четырех гвоздей довольно к удержанию на кресте самоотвержения самой тяжелой плоти.

Сей крест Христов ужасен только спереди, а за ним рай, не на небе только, а на земле. Обыкновенный крест отнимает всю жизнь у распятаго; а крест Христов, отъемля жизнь мирскую, греховную, дает вместо ее новую, в Боге и Христе. Елико внешний человек тлеет на сем кресте, – свидетельствует испытавший едва не все кресты в мире, – толико внутренний обновляется по вся дни (2Кор. 4, 16). Елико избыточествуют скорби для распятого со Христом, говорит он же, толико избыточествуют и утешения Святого Духа.

В самом деле, может ли что-либо быть радостнее для человека, как восстать из гроба? Но то же совершается над тем, кто распинает себя со Христом миру и греху; за смертию плоти следует духовное воскресение, которое, по самому существу своему, есть состояние самое блаженное.

III. Итак, братие, отложив всякое недоумение и страх, пойдем за Господом нашим на крест самоотвержения. Зря веру и любовь нашу, Он, всемогущий и всеблагий, Сам поспешит укрепить колеблющияся стопы наши в сем святом и необходимом подвиге. Аминь. (Сост. по «Пропов.» Иннокентия, архиеп. Херс. и Тавр. т. IV, 1873 г.).


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т. / Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897. / Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с.

Комментарии для сайта Cackle