Постный день. Глас 2-й
- Сщмч. Ипа́тия, епископа Гангрского (ок. 326)
- свт. Ио́ны, митрополита Московского и всея Руси, чудотворца (1461)
- свт. Инноке́нтия, митрополита Московского (1879)
- Прп. Ипа́тия целебника, Печерского, в Дальних пещерах (XIV)
- прп. Филаре́та (Данилевского), игумена (1841)
- прп. Аполло́ния Египетского (IV)
- сщмчч. А́вды, епископа Персидского, и Вениами́на, диакона (418–424)
- прп. Ипа́тия, игумена Руфиа́нского (ок. 446)
Богослужения
Каноны
- Иннокентию (Вениаминову), митрополиту Московскому, апостолу Америки и Аляски, свт.
- Ионе, митрополиту Московскому и всея Руси, свт.
- Ипатию, епископу Гангрскому, сщмч. (2‑й)
- Ипатию, епископу Гангрскому, сщмч.
- Честному и Животворящему Кресту Господню
- Божественным Страстям Христовым
- На Боготелесное погребение Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа, и на плач Богородицы
Мысли свт. Феофана Затворника
Распятие Христа Господа и собор Архангела Гавриила! Новое утешительное сочетание! Гавриил предвозвещает рождение Предтечи; Гавриил благовествует Деве; он же, вероятно, возвещал радость о рождении Спасителя; не кто другой и женам возвестил о Воскресении Христа Господа. Таким образом, Гавриил – всякой радости провозвестник и приноситель. Распятие же Христово – радость и отрада всех грешников.
Грешнику, пришедшему в чувство своей греховности и всеправедной правды Божией, некуда укрыться, кроме как под сень Креста. Здесь принимает он удостоверение, что ему нет прощения, пока он один стоит пред Богом со своими грехами и даже со слезами о них. Одно для него спасение – в Крестной смерти Господа. На Кресте рукописание всех грехов разодрано. И всякий, кто принимает это с полною верою, делается причастным этого таинства помилования.
С созрением этой веры созревает и уверенность в помиловании и вместе отрада от чувства вступления в состояние помилования на все века. Крест – источник радости, потому что грешник верою пьет из него отраду помилования. В этом отношении он есть своего рода архангел, благовествующий радость.
Притча дня
Основы православия
Тема 103. Таинство Брака.
Чинопоследование Таинства Брака состоит из 2-х частей: Обручения и Венчания. Раньше они были разделены во времени. Обручение лишь молитвенно скрепляет взаимное стремление к христианскому браку и является обрядом, а не Таинством.
Церковный брак совершается после гражданской регистрации брака. Вначале совершается брак, а затем он благословляется Господом. Как именно совершается брак, постановило общество, как исполняется таинство по его благословению – определяет Церковь. Таинство брака предназначено для тех, кто воцерковлён, и само по себе, «магически», без духовной жизни не действенно.
Никаких специальных обетов муж и жена друг другу не дают, поскольку они уже дали обеты Христу при Крещении. Далее они лишь применяют обеты Крещения к новой жизненной ситуации. Венцы символизируют венцы, уготованные супругам в Царстве Небесном, и мученические венцы как взаимное жертвенное служение. Почему новобрачным дарят иконы именно Спасителя и Богородицы? Потому, что христианская семья – малая Церковь и это первые иконы в иконостасе новой семьи.
Брак между православными и нехристианами по церковным канонам безусловно запрещается. Межрелигиозные браки не позволяют создать семью как малую Церковь, а ограничиваются лишь телесным и душевным единством без самого главного – единства духовного. Брак православных с инославными запрещается. Но он всё же может быть благословлен по снисхождению при условии, что дети от этого брака будут крещены и воспитаны в Православной Церкви.
Максимально возможным является 3-й брак. По словам свт. Григория Богослова: «первый (брак) есть закон, второй – снисхождение, третий – беззаконие. А что сверх этого, то является скотством...». Понятия «церковный развод» не существует, благословить на грех невозможно, существует лишь благословение на новый брак вместо фактически распавшегося.
Практический совет
Как проверить крепость своей веры?
По реакции на обстоятельства. Язык, голос веры – это молитва. Радостное событие – благодарим Бога. Горе – за утешением к Богу. Потребность – просьба к Богу. Вопрос, сомнение – молитва о вразумлении. Опасность – первая мысль: Защити, Господи!