Великий канон Андрея Критского
- Мчч. Маври́кия и 70-ти воинов: Фоти́на, Фео́дора, Фили́ппа и иных (ок. 305)
- прпп. Фала́ссия, Лимни́я и Варада́та, пустынников Сирийских (V)
- прп. Афана́сия Павлопетрийского, исп. (821)
- Сщмчч. Ио́сифа Смирнова и Влади́мира Ильинского, пресвитеров, Иоа́нна Касторского, диакона и мч. Иоа́нна Перебаскина (1918)
- сщмчч. Михаи́ла Горбунова, Иоа́нна Орлова, Ви́ктора Моригеровского, Иоа́нна Парусникова, Се́ргия Белокурова, Андре́я Ясенева, Па́вла Смирнова, пресвитеров, прмчч. Се́ргия (Букашкина) и Анти́пы (Кириллова), иеромонахов, прмц. Параске́вы Макаровой, послушницы, мчч. Стефа́на Франтова и Никола́я Некрасова, мцц. Елисаве́ты Тимохиной, Ири́ны Смирновой и Варва́ры Лосевой (1938)
- мч. Андре́я Гневышева (1941)
- прмч. Филаре́та (Пряхина), игумена (1942)
Чтения Священного Писания
Великий канон Андрея Критского
На 6-м часе: Ис.1:1-20. На веч.: Быт.1:1-13. Притч.1:1-20. На великом повечерии читается Великий канон Андрея Критского (Первая часть).
Богослужения
Мысли свт. Феофана Затворника
«Прииде пост, мати целомудрия». А какое же было время до того дня? Время блуждения. Душа блудила со всем, что ни попадало приятного на глаза, – и с лицами, и с вещами, а полнее с греховными страстями. Всякий имеет свою страсть, которой угождает во всем. Пора конец положить. Уразумей всякий свою Далилу, вяжущую тебя и предающую злым врагам, и покинь ее. И дано будет тебе больше, чем Самсону: не волосы только отрастут – благие помышления, и не сила только воротится – крепость воли, но и очи откроются – ум станет зрящим и увидит Господа, и себя, и что вокруг тебя в надлежащем свете. «Се ныне время благоприятно»! «Се ныне день спасения»!
Притча дня
Глиняные горшки
Монах пришёл как-то к своему наставнику и говорит:
– Отче, сколько раз хожу я к тебе, каюсь в грехах, сколько раз ты наставлял меня советами, но я не могу исправиться. Какая мне польза приходить к тебе, если после наших бесед я снова впадаю во грехи свои?
Авва ответил:
– Сын мой, возьми два глиняных горшка – один с мёдом, а другой пустой.
Ученик так и сделал.
– А теперь, – сказал учитель, – перелей несколько раз мёд из одного горшка в другой.
Ученик снова послушался.
– Теперь, сынок, посмотри на пустой горшок и понюхай его.
Ученик посмотрел, понюхал и говорит:
– Отче, пустой горшок пахнет мёдом, и там, на донышке, осталось немного густого мёда.
– Вот так, – сказал учитель, – и мои наставления оседают в твоей душе. Если ты ради Христа усвоишь в жизни хоть часть добродетели, то Господь, по милости Своей восполнит их недостаток и спасёт твою душу для жизни в раю. Ибо и земная хозяйка не сыплет перец в горшок, который пахнет мёдом. Так и Бог не отринет тебя, если сохранишь в душе хоть начала праведности.
А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность. (Рим.4:5)
Основы православия
Тема 66. Почему Дева Мария именуется Богородицей?
Господь Иисус Христос — Вочеловечившийся Сын Божий, Бог и Человек, Богочеловек. Человеком Сын Божий стал в результате восприятия в Свою предвечную Божественную Ипостась человеческого естества. Произошло это во время сверхъестественного зачатия Иисуса. При этом не возникло новой, человеческой, ипостаси. Таким образом, Дева Мария носила в Своей пречистой утробе, а затем родила не обычного человека, но Вочеловечившегося Сына Божия. Она родила Бога по человеческому естеству. В этой связи мы именуем Пресвятую Деву Богородицей.
Это имя заимствовано не из Евангелия. Оно вошло в употребление среди христиан в первые века существования Церкви. Оно точно отображает роль Девы Марии в Воплощении и Рождестве Спасителя и точно соответствует Евангельскому именованию «Матерь Господа» (Лк.1:43).
См. Богородица.
Практический совет
С какого возраста следует поститься детям?
Определённого правила нет, но в каждой христианской семье этот вопрос решается очень просто: постятся родители – постятся и дети, и при том, если здоровы, с раннего возраста.
Как поститься больным?
Когда нет здоровья, то благодушие во время болезни и терпеливое перенесение связанных с нею трудностей могут заменять пост. Поэтому больным разрешается употреблять пищу, которая требуется в связи с их заболеванием, хотя она и не постная. На послабление поста желательно спрашивать благословение священника.