Преподобномученик Анти́па (Кириллов), иеромонах
Дни памяти
Житие
Преподобномученик Антипа родился 3 августа 1870 года в селе Братки Борисоглебского уезда Тамбовской губернии в семье крестьянина Петра Кириллова и в крещении был наречен Антонием. Окончив церковноприходскую школу, он до двадцати семи лет жил с родными. Будучи с детства глубоко религиозно настроенным, Антоний в 1898 году поступил в число братии Афонского монастыря и подвизался в нем до 1912 года; в этом году он был зачислен в братию Новоспасского монастыря в Москве. Был пострижен в мантию с именем Антипа. После революции 1917 года он выехал на родину в село Братки и здесь служил в храме псаломщиком.
В 1929 году монах Антипа был рукоположен во иеромонаха и служил в селе Козловка Борисоглебского района Тамбовской области. С 1931 года отец Антипа стал служить в храме Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня в селе Татаринцево Бронницкого района Московской области.
За шесть лет служения иеромонаха Антипы в Татаринцево прихожане полюбили его за благочестивую жизнь, за то, что он всецело посвятил себя служению Господу и в этом всем был примером, за проповеди, за то, что всегда, в любое время к нему можно было прийти за советом. В 1937 году отцу Антипе исполнилось шестьдесят семь лет, жизнь подходила к концу, никого из близких родственников не оставалось, и для души открывался просторный путь служения Богу и ближним. И уже приближалось время, когда пора будет сказать «ныне отпущаеши». Последнюю службу отец Антипа отслужил на праздник Сретения Господня; 16 февраля 1938 года власти арестовали его и он был заключен в коломенскую тюрьму. Допрашивали священника начальник районного отделения НКВД и начальник паспортного стола Бронницкого отделения милиции. Допросы начались почти сразу же после ареста и продолжались более суток.
— Следствие располагает сведениями, что вы в августе 1937 года распространяли клевету на советскую власть, что эта власть — наказание Божие, что самых лучших людей советская власть ссылает и сажает. Признаете ли вы себя виновным в этой антисоветской агитации?
— Я этого не говорил, потому что я верующий, я говорил, что всякая власть от Бога и мы ей покоряемся.
— Все это сущая ложь, следствию известно, что в декабре 1937 года вы оскорбительно высказывались о сталинской конституции.
— Я это не говорил и факт этот отрицаю, — решительно отверг обвинения отец Антипа.
Видя, что священник отвергает все навязываемые следствием обвинения, следователь спросил:
— В чем же вы себя сами признаете виновным, то есть в какой антисоветской или контрреволюционной агитации вы себя считаете виновным?
— Ни в какой антисоветской и контрреволюционной агитации я себя виновным не признаю.
— Из ваших рукописей видно, что в проповедях вы внушали верующим покорность, смирение.
— Я говорил в проповедях, что богатство и бедность — все от Бога. Говорил я и то, что не только мы верим, но и многие талантливые люди, о которых я в проповедях говорил, что они также были верующими, и, приводя примеры, перечислял имена этих людей. Из календаря я взял лист, где говорится о естествоиспытателе Линнее, с тем чтобы показать, что даже советская власть и то его хвалит как талантливого человека и одновременно говорит о нем, что он был человеком религиозным. Все это делалось для укрепления веры.
— Следствию известно, что вы во время выборов в Верховный Совет отказались от голосования. Дайте показания по этому вопросу.
— Я не голосовал, потому что за мной не прислали лошадей, хотя и обещали.
— Следствию известно, что к вам приходили на квартиру, чтобы пригласить голосовать, но вы категорически отказались.
— Этого факта не было, — ответил иеромонах Антипа.
На этом допросы были закончены. Следователи допросили двух священников из сел Давыдово и Салтыково Бронницкого района, которые служили в то время при НКВД дежурными свидетелями и осведомителями, и те подписали показания, необходимые для обвинения иеромонаха Антипы. Затем следователь допросил одного из жителей села Татаринцево, согласившегося выступить в качестве лжесвидетеля; он показал, что иеромонаха Антипу знает со времени приезда последнего в Татаринцево, что с самого начала заметно его влияние на колхозниц, которые в некоторые религиозные праздники перестали выходить на работу, стали чаще ходить в церковь, что отец Антипа перед выборами в Верховный Совет говорил: «На что нам выбирать, кто они, кого нам выдвигают в кандидаты коммунисты, — такие же антихристы, они продолжают дело, начатое большевиками, не нужно голосовать». «Деревня, где проживает Кириллов, находится в расстоянии одного километра от той, где проходило голосование, священник мог бы дойти пешком, как другие. Когда мы к нему пришли на квартиру и спросили, что он не идет голосовать, он ответил: “Власть не наша, власть антихриста, и мне за нее голосовать нечего”»[1].
27 февраля 1938 года тройка НКВД приговорила отца Антипу к расстрелу. Иеромонах Антипа (Кириллов) был расстрелян 7 марта 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Игумен Дамаскин (Орловский)
«Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Февраль».
Тверь. 2005. С. 373-376
Примечание
[1] ГАРФ. Ф. 10035, д. 23027, л. 14-15.
Источник: fond.ru
Богослужения
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
1920 год. Подписан известный Указ Патриарха Тихона №362, которым Русская Православная Церковь Заграницей обосновывала своё временное независимое существование. На него также позже ссылались т.н. "непоминающие" внутри СССР.