Месяц февраль
Двадцать второй день.
Св. мученик Маврикий и другие с ним пострадавшие 70 воинов.
(О необходимости терпения).
I. Истощилась изобретательность мучителей над св. муч. Маврикием и другими, память коих совершается ныне, – напрасно перепробованы были все роды мучений для отклонения мучеников от Христа. Но вот один из царских советников предложил следующее: «неподалеку есть болотное место, в котором множество всякого рода насекомых, туда можно отвести мучеников и, намазав тела их медом, привязать к деревьямъ”. Император Максимиан весьма обрадовался этому сатанинскому совету и приказал привести его в исполнение. Св. мученики десять суток терпели ужасные мучения от насекомых, от жару и жажды, и все мирно предали дух свой Богу.
II. Св. муч. Маврикий и 70 воинов, пострадавших с ним за Христа, поражают нас дивным терпением: десять суток ужасных мучений, закончившихся медленною смертию, и ни одного слова ропота, ни одного проявления нетерпения. Да будет ныне наше слово о необходимости христ. терпения, без которого невозможно спастись.
Кто же не пожелает спасения? И может ли быть человек, который бы действительно не желал его? Если некоторые люди живут и поступают так, как бы они не желали себе спасения: то это или потому, что прельщаемые и ослепляемые страстями они безрассудно почитают возможным без опасности отложить исполнение сего желания до будущего времени; или потому, что по множеству грехов и беззаконий, ими содеянных, отчаяваются в своем спасении; а если бы в них возбудилась надежда спасения, то возбудилось бы и желание.
За желанием спасения и сознанием возможности его естественно следует помышление о средствах достигнуть его. Высшее начало нашего спасения есть благодать Господа нашего I. Христа, как свидетельствует Его возлюбленный ученик: яко Отец посла Сына Спасителя миру (1Иоан. IV, 14). А соответствующия сему началу средства со стороны человека суть вера, действующая любовию, и употребления таинств церкви, по реченному Самим Господом: иже веру имет и крестится, спасен будет (Марк. XVI, 16).
а) Сколь ни совершенны и действительны сии средства спасения, но так как в приспособлении их к душе и жизни человека встречаются препятствия и затруднения, то, для устранения сих препятствий, и для препобеждения сих затруднений, вновь требуются некоторые вспомогательные средства. Одно из таких средств указуется нам изречением Господним: претерпевый до конца, той спасен будет. Спасется только тот, кто претерпит, и претерпит до конца. Следственно, вспомогательное средство спасения есть терпение, и притом терпение до конца.
Христос Спаситель поставляет терпение в ближайшем соотношении с гонениями за имя Его. Се Аз, говорит Он, посылаю вас, яко овцы посреде волков; предадят вы на сонмы, и на соборищах их биют вас: – и будете ненавидимы всеми имене Моего ради: претерпевый же до конца, той спасен будет. Гонение за истинную веру есть открытое и торжественное поприще терпения; и славный в церкви чин претерпевших до конца и спасшихся суть св. мученики.
Но и для всех нас необходимо и обязательно терпение Иисуса Христа. Посему все мы, если желаем спастися, должны стяжать терпение, и сохранить его до конца. Претерпевый до конца, той спасен будет.
б) Область терпения должна простираться на всю жизнь человека и на все судьбы человечества в сем мире. С терпением – человек приобретает и сохраняет блага, успевает в предприятиях, достигает исполнения желаний, безвредно выдерживает приражения зол: вышедши из терпения, он тотчас в опасности утратить благо, и пострадать от зла, или, что не менее бедственно, сделать зло. Минута нетерпения может расстроить годы и веки.
Поверите ли, что терпение нужно было даже в раю, где, по видимому, совсем нечего терпеть? – Поверите, если размыслите. Если бы праматерь Ева имела довольно терпения не отвечать на речи змия искусителя, с первого слова ложныя, не бросаться, при возбудившемся чувственном влечении, опрометчиво на запрещенный плод, остановиться и подумать, не безопаснее ли верить Богу, нежели змию, посоветоваться, прежде несчастной решимости, с мужем, менее ее неопытным, еще до ее сотворения уже бывшим в общении с Богом: очень вероятно, что чувственное влечение было бы остановлено, истина восторжествовала бы над ложью, не был бы соделан грех, и не последовала бы смерть. Недостало терпения: и прародители пали, и с собою низринули весь будущий род человеческий.
По сравнению с раем, надобно ли изъяснять, сколько нужнее терпение на земле, куда человек для того и послан из рая, чтобы в терпении стяжавал душу свою.
Если вышеприведенный опыт гибельности недостатка терпения для нас страшен, то утешим и ободрим себя другими очевидными опытами того, как можно в самых трудных обстоятельствах сохранить терпение, и как благотворны от сего последствия.
Какие лишения, страдания, искушения претерпел праведный Иов! И как верно и щедро вознаграждено его терпение!
Какие жестокие и продолжительные гонения претерпел Давид! И как славно вознаграждено его терпение!
Какие многообразные роды истязаний, мучений, смертей, нарочно изобретены были врагами христианства для того, чтобы поколебать терпение христианских мучеников! И как чудно совершалась в их немощи сила Божия, то спокойным, и даже иногда безболезненным перенесением мучений, то внезапным исцелением ран, то карательными действиями над мучителями, то духовною победою, превращавшею самих мучителей в христиан!
И кроме мученичества, как много и долго претерпевали многие подвижники благочестия, которые, по верному для прешедших и последующих времен изображению апостола, проидоша в милотех, и козиях кожах, лишени, скорбяще, озлоблени, в пустынях скитающеся, и в горах, и в вертепах, и в пропастех земных (Евр. XI. 37, 38)! И от тощих, по видимому, семен самоотвержения, добровольных лишений, претерпеваемых искушений, при орошающих слезах и теплоте молитвы, какие обильные в них являлись и являются плоды добродетелей, дарований духовных, благодатной силы и славы, еще на земле не небесной, а потом и из затворенного для нас неба благотворно просиявающей на землю!
в) Без терпения нет подвига: а без подвига нет добродетели, ни дарования духовнаго, ни спасения. Ибо царствие небесное нудится (Матф. XI, 12).
Хочешь ли, по заповеди Христовой, стяжать совершенную любовь, объемлющую и врагов? – Размысли, как сие возможно. В людях встречаешь ты часто недостатки, не редко пороки, иногда и ненависть к тебе: а это располагает к неуважению людей, к отвращению от них, к взаимной ненависти, а не к любви. Как же стяжать любовь ко всем? – Если решишься и приобучишь себя с терпением взирать на недостатки и пороки людей, и на самую ненависть к тебе, то можешь возлюбить всех, не преставая ненавидеть пороки: а без терпения не можешь.
Хочешь ли, по апостолу, быть чадо послушания (1Петр. 1. 14)? – Размысли, как сие возможно. Неизбежно чтобы тебе нередко повелеваемо было то, что тебе не по мысли, не по желанию, не по вкусу, что тягостно для твоей неги, непокойно и обременительно для твоей беспечности: но чтобы сие исполнить без противления, без прекословия, без ропота, для сего нужно терпение. Итак, если имеешь терпение, то можешь иметь послушание: а без терпения не можешь.
Подобно сему и всякая добродетель требует некоторых лишений труда, подвига, брани против страстей, вожделений, искушений, не всегда легко и скоро увенчаваемой победою: и следственно требует терпения. Если поколеблется терпение: не устоит и другая добродетель. Итак, как добродетель есть обязанность всей жизни до конца: то и терпение есть потребность всей жизни до конца.
III. Братие, подвижники веры и добродетели! Братие! подвижники самоотвержения и креста! Терпением да течем на предлежащий нам подвиг, взирающе на Начальника веры и Совершителя Иисуса, и с терпением да продолжим его до конца. Претерпевый же до конца, той спасет будет. Аминь. (Сост. по проп. Филарета, митр. моск , т. V, изд. 1885 г.).