Месяц февраль
Двадцать первый день.
Св. Георгий, епископь Амастридский.
(Грех святотатства).
I. Св. Георгий, епископ Амастридский, память коего совершается ныне, прославился высокою жизнию и чудесами при императоре Константине IV (780–797). Он молитвою укротил бурю на Черном море во время своего путешествия и мирно скончался в 803 году. По кончине при его гробе совершилось много чудес: так однажды руссы (т.е. русские витязи), напав на греческую империю и все опустошая по берегам, овладели Амастридою (в Пафлагонии) при Черном море. Ворвавшись в храм, где был погребен св. Георгий, они начали откапывать гроб его, думая, что в нем хранятся сокровища; но у копавших внезапно отнялись ноги и руки и они, как будто связанные, остановились неподвижно в оцепенении. Это чудо привело руссов в ужас и вождь их, призвав пленного христианина, начал распрашивать о сокровище, которое сокрыто в гробнице. Пленный христианин объяснил все и при этом сообщил понятие об истинном Боге, Который сотворил все из ничего и Которому не может противостоять никто, и тут же посоветовал принести Ему жертву. Когда руссы принесли, по совету пленника, елей и воск истинному Богу и возвратили свободу пленникам, тогда копавшие почувствовали свободу рук и ног. После этого руссы заключили мир с христианами и возвратились в свое отечество с мыслию о величии христианского Бога, а некоторые с полною верою в Него.
II. Из жизни св. Георгия, епископа амастридского, мы видим, возлюбленные братие, как Бог гневается на святотатцев и кощунников. Побеседуем же в настоящий раз о грехе святотатства, который, к великой скорби всякого истинного христианина, встречается иногда даже среди христиан, так как мы нередко слышим или читаем о краже имущества из святых храмов и надгробных памятников из кладбищ. Даже при взгляде на одни железные решетки на окнах храма невольно становится грустно и стыдно, потому что они слишком красноречиво напоминают о грехе святотатцев, нередко христиан, против коих собственно они и устроены.
а) Дабы видеть всю тяжесть греха святотатства, приведем прежде всего церковные правила относительно этого греха.
Семьдесят второе и 73-е правила св. апостол того, кто берет из церкви воск или елей, а также и того, кто присвояет на свое и обыкновенное употребление сосуд освященный, сделанный из золота или серебра, или завесу, как подлежащего наказанию беззакония, если не святотатства, подвергают отлучению.
А великий Григорий Нисский в VIII-м правиле говорит: «святотатство в ветхозаветном и божественном писании признано достойным не меньшего осуждения, как убийство. Ибо и обличенный в убийстве и похитивший посвященное Богу (как то сделал Ахар, побитый за то камнями) равно подлежали побиению камнями (Иис. Нав. VII). А церковный обычай, допустив, (не ведаю како), снисхождение, принял более легкое очищение сего недуга, ибо святотатцев подвергал эпитимии на меньшее время (именно на 15 лет), чем прелюбодеев, а прелюбодеев удаляет от общения на 18-ть лет».
Итак, пусть знают святотатцы, что совершением своего страшного греха они подвергают себя отлучению от церкви, а следовательно от Христа, Источника жизни и спасения, если не на всю жизнь, то не менее как на 15 лет по церковным правилам. Но правосудный Бог, в праведном гневе Своем, иногда и ранее карает или грозно наказывает нераскаянных святотатцев и грабителей церковного имущества.
б) Вот несколько случаев грозного суда Божия над святотатцами, случаев, которые сохранила церковная и гражданская история.
Два человека, видя драгоценности на мощах св. великомученицы Варвары, почивающей в киево-печерской лавре, вознамерились, открыв раку, похитить их; но здесь же от раки гром и искры поразили их, – один оглох, а другой обезумел (Чет. Мит. 4 дек.).
В житии Стефана, епископа сурожского или азовского Субака, мы читаем следующий замечательный рассказ: «воинственный и сильный князь из Новгорода русского, с многочисленным войском опустошая места от Корсуни до Керчи, с большою силою пришел к Суражу, сломал железные ворота, вошел в город с мечем в руке, вступил во св. Софию; сломал двери, вошел туда, где стоял гроб св. Стефана, и ограбил все, что было на гробе: царский покров, жемчуг, золото, драгоценные каменья, золотыя паникадила и много другого. Но в тот же час лице его своротилось назад; князь пал, и пена шла из рта его; он кричал: велик сей человек!... возвратите назад, что взяли... пусть прийдут священники и крестят меня! Пришел архиепископ Филарет со священниками: совершили молитвы, крестили его во имя Отца и Сына и Святого Духа. И лице его повернулось опять. И крестились все главные из его людей». Это было около 755 г. по Р. Хр. (См. «Историю русской церкви» Филарета Гумилевского. Период первый. Стран. 21–22).
III. Да ужаснутся сего суда Божия все имеющие поползновение к присвоению чужой собственности и в особенности церковной и да отражают от себя это пагубное искушение мыслию о всеведущем и праведном Мздовоздаятеле, пред которым никакое злодеяние, тем более совершаемое с кощунством, не остается без отмщения! Погибель вечная ожидает татей, ибо как говорит апостол: «ни лихоимцы, ни хищницы, ни татие царствия Божия не наследят» (1 Коринф. VII, 10). (Свящ. Гр. Дьяченко).