Перед Великим постом Устав назначает 3 подготовительные седмицы и 4 Недели (воскресенья). Неделя о мытаре и фарисее – первое из них (см. Лестницу Великого поста). ➤
Воздыха́ния принесе́м мыта́рская Го́сподеви,/ и к Нему́ присту́пим гре́шнии, я́ко Влады́це:/ хо́щет бо спасе́ния всех челове́ков,/ оставле́ние подае́т всем ка́ющимся,/ нас бо ра́ди воплоти́ся, Бог сый,// Отцу́ Собезнача́льный.
Собезнача́льное Сло́во Отцу́ и Ду́хови,/ от Де́вы ро́ждшееся на спасе́ние на́ше,/ воспои́м, ве́рнии, и поклони́мся,/ я́ко благоволи́ пло́тию взы́ти на кре́ст,/ и сме́рть претерпе́ти,/ и воскреси́ти уме́ршия// сла́вным воскресе́нием Свои́м.
Перевод:Слово, безначальное подобно Отцу и Духу, от Девы родившееся для спасения нашего, воспоем, верные, и поклонимся Ему, ибо благоволил Он плотию взойти на Крест, и смерть претерпеть, и воскресить умерших славным воскресением Своим.
Ко а́ду, Спа́се мо́й, соше́л еси́,/ и врата́ сокруши́вый я́ко Всеси́лен,/ уме́рших я́ко Созда́тель совоскреси́л еси́,/ и сме́рти жа́ло сокруши́л еси́,/ и Ада́м от кля́твы изба́влен бы́сть,/ Человеколю́бче, те́мже вси́ зове́м:// спаси́ на́с, Го́споди.
Перевод:Во ад сошел Ты, Спаситель мой, и врата его сокрушив, как Всемогущий, как Творец умерших воскресил с Собою, и жало смерти уничтожил, [Христе,] и Адама от проклятия избавил, Человеколюбец. Потому все мы восклицаем Тебе: «Спаси нас, Господи!»
Преподобным Парфению Лампсакийскому и Луке Елладскому
Тропарь, глас 4
Бо́же оте́ц на́ших,/ творя́й при́сно с на́ми по Твое́й кро́тости,/ не отста́ви ми́лость Твою́ от нас,/ но моли́твами их// в ми́ре упра́ви живо́т наш.
Перевод:Боже отцов наших, всегда поступающий с нами по Твоей кротости, не удали милости Твоей от нас, но по их мольбам мирно жизнью нашей управляй.
Перевод:Чудес ты принял Божественную благодать, Богомудрый святитель Парфений, чудотворец Богоносный, все страсти верующих очищая, духов лукавства, отче, изгоняя, потому воспеваем тебя, как великого таинника Божией благодати.
Вчера учило нас Евангелие неотступности в молитве, а ныне учит смирению или чувству бесправности на услышание. Не присвояй себе права на услышание, но приступай к молитве, как никакого внимания недостойный, и дающий себе дерзновение отверзть уста и вознести молитву к Богу по одному беспредельному к нам бедным снисхождению Господа. И на мысль да не приходит тебе: я то и то сделал; подай же мне то-то. Все, что бы ты ни делал, почитай должным; ты должен был все то сделать. Если б не сделал, подвергся бы наказанию, а что сделал, тут не за что награждать, ничего особенного не явил ты. Вон фарисей перечислил свои права на услышание и вышел из церкви ни с чем. Худо не то, что он так делал, как говорил; так и следовало ему поступать, а худо то, что он выставил то, как особенное нечто, тогда как сделавши то и думать о том не следовало. – Избави нас, Господи, от этого фарисейского греха! Словами редко кто так говорит, но в чувстве сердца редко кто не бывает таким. Ибо отчего плохо молятся? Оттого, что чувствуют себя и без того в порядке находящимися пред Богом.
Один странник остановился перед домом у дороги. Было там собрание рабочих, вдруг наступила в доме тишина: рабочие преклонили колена на молитву. Но один из них вышел и стал ходить вокруг дома. Спросил его странник: – Что происходит в доме?
– Молятся Богу. Мне стало стыдно, и я вышел.
Странник замолчал в ожидании.
– Кого ты ждешь? – спросил рабочий.
– Жду, когда кто-нибудь выйдет, чтобы спросить его о дороге.
– Почему не спросишь меня? Я покажу тебе дорогу.
Покачал головой странник и отвечал: – Как может показать правильный путь тот, кто стыдится Бога и своих братьев?
Святитель Николай Сербский. Миссионерские письма, письмо 2: человеку, который верит в Бога, но не молится Ему
Тема 51. Несём ли мы ответственность за грех прародителей (он именуется прародительский грех)?
Грех прародителей (Адама и Евы) называют прародительским грехом. Следствие этого греха, выражаемое в том, что все люди рождаются повреждёнными по душе и по телу, склонными ко злу, называется первородным грехом.
Из того, что люди рождаются подверженными первородному греху, не следует, что все они лично виновны в грехопадении прародителей. В том, что прародители согрешили, есть вина самих прародителей и дьявола, но нашей вины нет. Больной не виноват, что родился больным. Правда, это совсем не значит, что ему не нужно лечиться. Последствия грехопадения проявляются в людях, как «метастазы» первородного греха. Омовение от первородного греха происходит в Таинстве Крещения – одного из первых шагов на пути спасения.
Дьявол предложил первозданным людям «возможность» «стать как боги», но ведь и Бог призывает человека к тому же: «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5:48). В чём же состояла вина прародителей, если они хотели добиться «того же», к чему призывает Господь? Бог предложил людям обожение через нравственное и духовное совершенствование на основе послушания (Творцу). Дьявол же предложил им обман – стать богами благодаря магии, сразу и вдруг. Это механический путь: сделайте и получите: съешьте и будете как боги.
Практический совет
О целовании руки священника или епископа
Традиция целовать руку священнику после благословения – благочестивый обычай. Если Вы пока чувствуете смущение – не целуйте или поцелуйте крест на поруче. Требовать целования священник не будет.
Святитель Николай Сербский: «Если Вашему священнику 25 лет, то его сану 1900 лет. И когда Вы целуете ему руку, Вы целуете сан, который от апостолов Христовых перешел на множество служителей алтаря Божия. А целуя священнический сан, Вы целуете всех великих святителей и духовников, которые этот сан носили, начиная от апостолов и доныне. Целуете святого Игнатия, святого Николая, святого Василия, святого Савву, святого Арсения и многих других, которые служили украшением земли и стали украшением небес и которые названы «земными ангелами и небесными людьми». Целование руки священника не обычное целование, но, по слову апостола Павла, целование святое» (ср.: 1Кор.16:20).
Учиться молитве – дело долгое и труд великий, много надо терпения в этой школе. Но зато тому, кто перенесёт все тяготы этой науки, – жизнь становится в радость о Господе.