Скрыть
вел их безопасно, и они не страшились, а врагов их покрыло море;

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

и настави я на упование, и не убояшася: и враги их покры море

В какой надежде Он вел их? Очевидно в обетовании, которое дано было отцам. «И сказал Господь Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет, но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут [сюда] с большим имуществом» (Быт.15:13–14). Во­димые этой надеждой, они не убоялись перейти пешком Чермное море, которое сокрыло их врагов, и возвратившаяся вода стала гробом для египтян.

Беседы на псалмы. На псалом 77

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«И настави я на упование, и не убояшася». Ибо, дав многия ручательства в собственной силе Своей, повелел твердо уповать на Него и не приходить в боязнь. Но хотя и сие соделано было Богом всяческих; однако же не захотели они положиться на Божию силу.

«И враги их покры море». Самое море открыло им путь, а врагов погребло в волнах.

Евфимий Зигабен (†1118)

И настави я на упование, и не убояшася.

Руководил их в первую ночь после исшествия. На упование, т. е. в надежде на обетование, данное Аврааму; ибо Бог сказал ему: «знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей; и поработят их и будут угнетать их четыреста лет. Но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут с большим имуществом» (Быт. 15,13-14). Не боялись же они в ту ночь, а после часто очень боялись.

И враги их покры море.

Врагами называет тех, кто преследовал народ, о чем уже говорено было.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Ст. 52-55 И воздвиже яко овцы люди своя, и возведе я яко стадо в пустыни: и настави я на упование, и не убояшася: и враги их покры море. И введе я в гору святыни своея, гору сию, юже стяжа десница его. И изгна от лица их языки, и по жребию даде им (землю) ужем жребодаяния, и всели в селениих их колена Израилева

Здесь паки проповедует Божие благоволение к избранному народу, котораго сравнивает с стадом овец потому, что не имели ни разума, ни сил к защищению себя от насилия врагов, ежели бы не Бог благоволил принять на Себя должность пастыря. Ибо мы ведаем, в каком состоянии находился народ оный во время пребывания во Египте: он был осужден на самыя тяжкия и низкия работы, и упражнялся не в чем ином, как в делании кирпичей и в сечении камней. Сия работа названа в Писании пищею Египетскою: из сей‐то работы изведены Израильтяне со упованием. Но сие сказано не потому, аки бы они крепко уповали на Бога, но поелику под предводительством Бога не имели никакой причины бояться, и никогда бы никого не убоялися, ежели бы неверие не довело их до трепета. Откуду бо оные мятежные гласы: что сие сотворил еси нам, извед нас из Египта, аки бы не быти гробам во Египте? (Исх. 14:11). Следовательно, упование оное не к безчувственному народу относится, но к Божиему покровительству, которое соделало то, что Израильтяне, по истреблении врагов в море, безопасно и спокойно жили в пустыне. За сим о других паки благодеяниях Божиих и о других грехах народа повествует, которые более открывают неблагодарность Израильтян. Ибо и по получении обещаннаго наследства пребывали так непокорны и жестокосерды, как бы ничем не были обязаны Богу. Далее горою святыни Божия нарицает самую землю обетованную; потому что Бог, назначив оную для народа Своего, и Себе Самому посвятил. Откуду еще гнуснее является беззаконие Израильтян, которые внесли туда те же мерзости, коими прежде была она осквернена. Ибо не крайняя ли была та гнусность, что народ Израильский, ведая, за что были выгнаны из земли той прежние жители ея, не устыдился осквернить оную теми же или еще и горшими мерзостьми, так как бы нарочно привлекая на себя Божие мщение, которое видел уже на других? Следующия за сим слова, в гору сию, юже стяжа десница Его, присовокупляет с намерением, дабы Израильтяне не превозносилися, аки бы собственными трудами или своею силою землю оную приобрели, как то и в другом псалме сказано: не бо мечем своим наследиша землю, и мышца их не спасе их, но десница Твоя, и мышца Твоя, и просвещение лица Твоего, яко благоволил еси в них (Пс. 43:4); и тотчас следует изъяснение, ибо сказав, изгна от лица их языки, присовокупил: и раздели я им ужем в наследие, показывая образ или способ приобретения; аки бы сказал, что ни Израильский народ столько храбр был, чтоб мог сам покорить языки, ни языки столько боязливы, чтоб могли покориться, ежели бы не силою Бога была одержана над ними победа.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

И настави я на упование, и не убояшася, и враги их покры море

С Евр.: «Вел их безопасно, и они не страшились, а врагов их покрыло море», т.е. Египтян покрыло Чермное море. «Твердо повелел уповать на Него (Господа), и не приходить в боязнь» (Бл. Феод.).

Толкование на Псалмы

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 52–53 И воздвиже яко овцы люди Своя, и возведе я яко стадо в пустыни: и настави я на упование, и не убояшася: и враги их покры море

Здесь пророк кратко говорит о самом изведении израильтян из Египта. Господь, говорит он, поднял свой народ и повел его как овец и вел его как стадо пустынею, и они первое время шли небоязненно (не убояшася). Моисей повелел евреям твердо уповать на Господа и не приходить в боязнь (Исх. 14:4, 13–14). И настави я на упование, а врагов их, т.е. египтян, покрыло Чермное море. Пророк, упоминая о сем, дает разуметь, что как тогда неверные иудеи скоро забывали такие величайшие благодеяния Божии, как чудесный исход их из Египта и не менее того чудесное водительство их по пустыням, так и нынешние потомки их вероломно оставили Бога и преогорчевают Его своим неверием и приверженностью к идолопоклонству.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible