Скрыть
Хлеб ангельский ел человек; послал Он им пищу до сытости.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Ст. 24-25 И хлеб небесный даде им. Бог не только тела их питал манною, но и души их питал некою разумною небесною силою, какою, конечно, питает и Ангелов. И это можно как видеть из самой связи речи, потому что как бы в виде добавления сказано: и хлеб небесный даде им, так не менее того уразумевать из слов Апостола, сказавшего о них, что брашно духовное ядоша (1Кор. 10,3); а это-то и называется теперь хлебом Ангельским.

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 24-25 и одожди им манну ясти, и хлеб небесный даде им. Хлеб ангельский яде человек: брашно посла им до сытости

Дабы они не подумали, что Бог разгневался вследствие бессилия исполнить просьбу, именно – просьбу хулителей, не просивших как подобало просить у Бога, Он навел на них палящий огонь, так что и место, в виду сгоревшего на нем множества народа, прозвано «Горением», а затем дал уже просимое. Пророк называет манну хлебом небесным и хлебом ангельским, так как он приготовлялся не человеческими руками, а приносился с неба, где обитает лик ангелов.

Беседы на псалмы. На псалом 77

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 23-25 «И заповеда облаком свыше, и двери небесе отверзе», «И одожди им манну ясти». Необычное для себя порождение произвели облака, но вместо дождя, который обыкновенно орошает ввергаемыя в землю семена, породили чудесную пищу. Отверстыми же дверями неба Пророк назвал подаяние свыше. Поелику у нас в обычае запирать двери сокровищниц, и отворяем их, намереваясь что нибудь вынести; то пророческое слово представляет, что Бог всяческих, как бы из некиих сокровищниц, подает манну.

«И хлеб небесный даде им:» «Хлеб Ангельский яде человек». Хлебом ангельским называет Пророк, потому что подаваем был Ангелами. Ибо Ангелы, как знаем из божественнаго Писания, служат Божиим мановениям; говорит же так божественный Апостол: «не вси ли суть служебнии дуси, в служение посылаеми за хотящих наследовати спасение» (Евр.1:14)? И еще: «аще бо глаголанное Ангелы слово бысть известно» (Евр.2:2), и так далее. Хлебом же небесным называет, как ниспосланный свыше; потому что птиц, летающих по воздуху, божественное Писание именует птицами небесными (Быт.2:10).

«Брашно посла им до сытости», то есть, до насыщения даровал им сей пищи. Потом Пророк извещает и о подаянии мяс.

Григорий Палама, свт. (†1359)

Хлеб ангельский яде человек: брашно посла им до сытости

Золотые изображения Ангелов окружали кивот, осеняя его; истинный же Сей Кивот не изображения Ангелов, но самые Ангелы окружали; и что еще – более, не осеняя Ее, но служа и содействуя доставлению того, что Ей служило пищей. Что же эта была за пища, об этом мы даже и сказать не можем, когда, вот, и манна, являющаяся предметом многих толкований, и пища, которая доставлялась Илие, оказались понятием чуда. И доказательство сему – на лицо: так, манну, составленную по велению Божиему, принес воздух, в виде снега (рассыпая ее) сверху; и, вот, вспоминая это, божественный Псалмопевец назвал ее «хлебом ангельским», говоря: «Хлеб ангельский яде человек», предвидя в ней прообраз той поистине небесной пищи, которую Святая Дева имела во время Своего пребывания во Святая Святых. Итак, допускаю, что воздух, принося, каждый день доставлял манну Израильтянам, а оную пищу Ангел ежедневно доставлял Деве, как, конечно, совершенную и таинственнейшую и свойственную и сродную ему самому, и по своей природе настолько лучшую манны, насколько Ангел лучше – воздуха; Илие же пищу доставлял ворон, животное детоненавистническое, символ, как говорят, бессердечности к своим близким.

Омилия 55. На Введение во Святая Святых Пречистыя Владычицы нашея Богородицы

Евфимий Зигабен (†1118)

Хлеб ангельский яде человек, брашно посла им до сытости.

Называет манну ангельским хлебом не потому, чтобы ангелы питались ею, но потому что ангелы служили при ниспослании ее. И Христос обвиняет тех, которые этот хлеб действительно считают небесным хлебом: «аминь, аминь говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес» (Иоан. 6,32), т. е. действительно сходящий с неба. А что манна не была пищею ангелов, Христос также утверждает, говоря: «отцы ваши ели манну в пустыне и умерли. Хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет» (Иоан. 6,49-50). Евшие манну, говорит, после умирали, значит она не была в действительности ни хлебом небесным, ни пищею ангельскою. И затем Он снова говорит: «Я хлеб живый» и проч.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Ст 23-25 И заповеда облаком свыше, и двери небесе отверзе: и одожди им манну ясти, и хлеб небесный даде им. Хлеб ангельский яде человек: брашно посла им до сытости

Сими словами Пророк сильнее укоряет Израильтян, потому что будучи недовольны манною, не преставали желать сладких брашен, в которых отказывал им Бог. Сия алчность неизвинительна была в них и потому, что возгнушалися такою пищею, которая соединяла их некоторым образом с Ангелами. Ежели бы кто, например, живучи в Северных странах, стал роптать, что он не ест Египетскаго хлеба и не пьет Азиатскаго вина, тот не погрешил ли бы против самой природы, воюя на нее, подобно баснословным исполинам? Но прихоть Израильтян еще не извинительнее была: ибо Бог не токмо земную пищу до сытости подавал им, но и питал небесным хлебом. Итак ежели бы Израильтяне и долговременный голод претерпели, то и тогда надлежало бы смиреннее просить хлеба у Бога. А хотя бы и одними только плевелами питалися в пустыне, однако и сие надлежало бы признавать за особенную Божию милость. Но когда вместо плев подаваем был самый лучший и питательный хлеб, и притом в толиком изобилии, что все насыщалися до сытости, то не обязаны ли были великою благодарностию Богу? По сей‐то причине и нарицается манна в Еврейском тексте пшеницею небесною, и хлебом сильных. Хотя Апостол Павел в послании к Коринфянам в другом смысле нарицает манну небесною пищею, относя оную к прообразованию тела Христова, ядомаго верными, но Пророк глаголет здесь не о теле Христовом, но изобличает сугубую народа Израильскаго неблагодарность, потому что не простую презрели пищу, родящуюся от земли, но Ангельский хлеб, как сказано выше.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

ст.24-25 и одожди им манну ясти, и хлеб небесный даде им. Хлеб ангельский яде человек: брашно посла им до сытости

Хлеб небесный даде им. Хлеб Ангельский яде человек, т.е. манну. Манна называется небесным хлебом; «потому что послана свыше, с неба; – а хлебом Ангельским; потому что подаваем был Ангелами», говорит бл. Феодорит. «Бог не только питал тела их манною, – говорит св. Афан., – но и души их питал некою разумною небесною силою, какою, конечно, питает и Ангелов. И это можно видеть из слов Апостола, сказавшего о Евреях, что брашно духовное ядоша (1Кор. 10:3), а сие-то и называется теперь хлебом Ангельским».

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 24-25 и одожди им манну ясти, и хлеб небесный даде им. Хлеб ангельский яде человек: брашно посла им до сытости.

Манна называется «хлебом небесным», так как была послана с неба. - «Хлеб ангельский ел человек», т. е. манну. Называется она хлебом ангельским не потому, чтобы в ней нуждались ангелы, духи бесплотные, а потому, что она «подаваема была ангелами» (блаж. Феодорит), как ближайшими исполнителями воли Божией. Название ангельской, поэтому, указывает на сверхъестественность происхождения манны.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Хлеб ангельский яде человек: брашно посла им до сытости

Хлеб небесный – хлеб, сшедший с неба, т.е. сверху из облаков, где человек мыслит особенным образом присутствующим Бога и слуг его, ангелов, где он ищет неба. Если Спаситель (Ин. 6:32) говорит, что манна не была хлебом небесным, то это не противоречит нашему месту; Спаситель под небом разумеет не только воздух, высшие области земного мира, но существенную сферу бытия Божия; там небо в теснейшем смысле слова. Евхаристическая пища, которую Христос называет ο άρτοσ ουρανου, есть личный Богочеловек, Сын Божий, сошедший с неба в тесном смысле, а не из облаков, которые называются не собственно небом. Хлеб ангельский в евр. хлеб сильных, т.е. ангелов (Пс. 102:20; Прем. 16:20), сильных воинов Божиих. Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 23–25 И заповеда облаком свыше, и двери небесе отверзе: и одожди им манну ясти, и хлеб небесный даде им. Хлеб ангельский яде человек: брашно посла им до сытости

Чтобы еще более изобличить неверность Богу грубых и вероломных израильтян, пророк приводит на память современным ему иудеям другие чудеса, совершенные для неверных отцов их в пустыне, – говорит в настоящих стихах о чудесном даровании хлеба. Хлеб этот назывался манна (от еврейского слова: ман-гу, а по-русски: «что это?» – так спрашивали евреи с удивлением, когда увидели манну в первый раз). Она похожа была на маленькие, белые крупинки, или мелкие кристаллические зерна, и имела вкус лепешек, испеченных из муки, смешанной с елеем и медом. Утром каждого дня, кроме субботы, народ выходил из своих жилищ и собирал ее, молол в жерновах или толок в ступе и варил в котле или делал из нее лепешки (Числ. 11:8–10). Она появлялась утром, в виде росы, и представлялась как бы падающею с неба, как падает дождь; почему пророк и говорит: Господь повелел облаком свыше, т.е. самым верхним облакам, и отверз двери неба, и одождил на них манну в пищу, и хлеб небесный дал им. Пророк называет здесь манну хлебом небесным не в собственном смысле, а в переносном, обозначающем то, что она произошла не от земли, как обыкновенный хлеб, а ниспослана Богом свыше, с неба, чудесным образом. Равным образом и хлебом ангельским называет ту же манну не потому, чтобы ангелы питались ею: ангелам, как существам духовным, неестественен и, следовательно, не нужен вещественный хлеб, – а потому ангельским называет ее, что ангелы служили при ниспослании сего хлеба небесного, а также и потому, чтобы выразить превосходнейшее достоинство сего хлеба и его преимущество пред всякою другою человеческою пищею (см. Прем. 16:20–21). Сказав же о превосходных качествах и преимуществах манны, пророк не без причины прибавил, что Бог посылал им эту пищу в достаточном количестве: брашно посла им до сытости, – так что они не имели никакого повода роптать или жаловаться на недостаточность манны. Св. апостол Павел в этом хлебе небесном, которым Господь питал израильтян в пустыне, видит прообраз Хлеба духовного, питающего благодатно души христианские в Таинстве причащения (1Кор. 10:3, 11).

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible