Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Псалтирь 77:16
из скалы извел потоки, и воды потекли, как реки.
Святые отцы
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)
- Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
- Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Ст. 15-16 Разверзе камень в пустыни и напои я яко в бездне мнозе: и изведе воду из камене и низведе яко реки воды
Может быть кому-нибудь покажется, что пророк дважды указал на одно и тоже чудо; на самом же деле – нет, потому что Моисей дважды извел воду из скалы, – первый раз в пустыне Хорив, другой раз – в Кадисе, где умерла и погребена Мариам; и в обоих случаях в великом изобилии, почему и говорится: «из великой бездны», и вода по ее изобилию сравнивается не с одною рекою, а со многими. Это служило доказательством, что совершавшиеся для них чудеса были истинными, а не мнимыми.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
«И изведе воду из камене, и низведе яко реки воды»; потому что истекшая вода разделилась на многие потоки, доставив жаждущим приятное и обильное наслаждение.
Евфимий Зигабен (†1118)
И изведе воду из камене, и низведе яко реки воды.
Это другое чудо, бывшее в пустыне Каддис, как повествует книга Исход. Ибо два раза Бог давал им воду из камня, в разные времена и в различных местах. И то место в Хориве, где дана была вода, названо Искушение и Ропот; ибо иудеи искушали там Бога, испытывая Его силу и не веруя чудесам, которые часто видели; они также роптали там на Моисея, что вывел их из Египта в такую пустыню. Место же в Каддисе, где дана была вода, названо Водою пререкания, потому что иудеи пререкали Богу и роптали. И Бог повелел им сохранять Его только повеления и веровать Ему; а они не верили Ему и не исполняли Его повелений. Этот разрыв моря и камней Бог произвел чрез Моисея.
Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)
Ст. 15-16 Разверзе камень в пустыни и напои я яко в бездне мнозе: и изведе воду из камене и низведе яко реки воды
Здесь другой знак отеческия любви выводит Пророк на среду, дабы показать, коликое попечение имел Бог о спасении народа онаго. Почему не просто говорит, что Бог напоил Израильтян водою, но что сделал сие чрезъестественным образом. Случается часто видеть, что воды текут из гор, и испытатели естества знают отчего: но камень, пораженный Моисеем, был не гора, но совершенно сухой и твердый. Откуду следует, что вода оная была изведена не из источника некоего, но из самой средины камня, аки из глубочайших бездн, или из самаго центра земли. То же самое подтверждает и в следующем стихе, говоря, что где не было прежде ни одной капли воды, там появились целыя реки, великия и обширныя. Ибо ежели бы один малый ручей потек, то безбожные люди могли бы иначе протолковать чудо и затмить Божию милость. Но когда вода в толиком изобилии вдруг и нечаянно потекла, то кто не видит, что здесь переменен был чин природы, а не сокровенная под землею жила открылась? Впрочем, поелику Бог дважды явил такое чудо, изведши из камене воду первее в Рафидине, как повествуется в книге Исхода (Исх. 17:1), потом в пустыне Син, как повествуется в книге Числ (Чис. 20:1), сего ради Пророк не без причины дважды упоминает здесь о камени.
Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому
Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
Евр.: «Рассек камень в пустыне, и напоил их, как из великой бездны; из скалы извел потоки, и воды потекли как реки»; «потому что извел из камня не несколько капель, но источник, достаточный для многих тысяч» (Бл. Феод.). Так чудесно поил Бог народ Свой в Рефидиме (Исх. 17:1) и в пустыне Син. (Числ. 20:1).
Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Ст. 15–16 Разверзе камень в пустыни и напои я яко в бездне мнозе: и изведе воду из камене и низведе яко реки воды
Продолжая то же обличение вероломных израильтян, пророк говорит далее о других чудесах, которые Господь Бог сотворил для них во время путешествия их по пустыне, именно он говорит о двух случаях чудесного изведения воды из камня, из которых первое описано в книге Исход (Исх. 17:1–7), где повествуется, что когда все общество народа израильского расположилось станом в Рефидиме, и не было воды для питья, то народ с ропотом и укоризнами стал требовать от Моисея воды. Тогда Господь повелел Моисею взять некоторых из старейшин израильских и тот жезл, которым он чудодейственно ударял и разделял воды моря, и идти с ними к скале горы Хорива ударить жезлом в скалу. Когда Моисей исполнил повеление Божие, Господь разверзе камень, и из скалы потекла вода в таком множестве, что ею напоены были многие тысячи народа и скота (напои я яко в бездне мнозе). О другом случае рассказано в книге Чисел (Числ. 20:1–11) таким образом: и пришли сыны Израилевы всем обществом в пустыню Син и остановились в Кадисе, и не было там воды ни для народа, ни для скота. И возроптал народ на Моисея и Аарона, говоря: для чего вывели вы нас на это негодное место, где нет ничего, даже воды для питья? И пошли Моисей и Аарон ко входу скинии и пали на лица свои, и явилась им слава Господня. И сказал Господь Моисею: возьми жезл и собери общество, ты и Аарон, и скажите в глазах их скале, она даст из себя воду: и так ты изведешь им воду из скалы и напоишь общество и скот его. И хотя Моисей не в точности исполнил это повеление Господне, тем не менее Господь извел воду из камня, и потекла она в таком множестве, яко реки воды. В обоих этих случаях наглядным образом обнаружена сверхъестественная, чудодейственная сила Божественная, так что эти два чуда воочию свидетельствуют: с одной стороны, о всемогущей силе Божией, которая побеждает естества чин и всегда, когда только благоугодно Господу, разрушает законы природы, а с другой – о Его отеческой любви к Своему народу, покровительствующей ему и пекущейся о его спасении.