Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Псалтирь 77:37
сердце же их было неправо пред Ним, и они не были верны завету Его.
Святые отцы
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)
- Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
- Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Ст. 36-37 и возлюбиша Его усты своими, и языком своим солгаша Ему: сердце же их не бе право с ним, ниже уверишася в завете Его
Подобными словами порицал иудеев и пророк Исаия: «этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня» (Ис.29:13). Чем же это обнаруживается?
Много ведь и теперь можно найти людей, которые чтут Бога только языком. Обнаруживается это тогда, когда, как говорит пророк, «не были они верны завету Его»; когда не остаются верными заповедям Божиим, то тем самым показывают, что не имеют никакого доброго расположения к Заповедавшему и никакой совести. Относительно таких людей именно говорил Павел, что они «они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются» (Тит.1:16).
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Ст. 36-37 «И возлюбиша Его усты своими, и языком своим солгаша Ему»: «Сердце же их не бе право с Ним, ниже уверишася в завете Его». Обещались же любить Его словами лживыми; потому что словам сим противоречил помысл, совещавая в себе противное божественным законам, и не хотя веровать божественным глаголам.
Евфимий Зигабен (†1118)
Сердце же их не бе право с Ним.
Не было сердце их право пред Богом. Подобное сказал уже выше: род иже не исправи сердца своего (ст. 8).
Ниже уверишася в завете Его.
Это также подобно сказанному выше: и не увери с Богом духа своего (ст. 8). Ибо они совершенно не имели веры тому, что Бог обещал им.
Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)
Ст. 34-37 Егда убиваше я, тогда взыскаху его и обращахуся и утреневаху к Богу: и помянуша, яко Бог помощник им есть, и Бог вышний избавитель им есть: и возлюбиша его усты своими, и языком своим солгаша ему: сердце же их не бе право с ним, ниже уверишася в завете его
Сими словами увеличивает преступление Израильтян. Ибо будучи изобличены во грехах, хотя и признавались, что праведно терпят наказание, однако не от чистаго сердца покорялися Богу, паче же гнусным притворством своим ругалися Ему. Таковое нечестие поистине неизвинительно было в них. Ежели человек с ума сшедший не чувствует глупых поступков своих, то ему прощается: а кто, принужден будучи признаться в повинности своей, пребывает неисправен, или употребя притворное умоление, тотчас обращается к тем же порокам, таковый доказывает неизлечимую злобу. Сего ради Пророк показывает, что казни, коими принужден был ожесточенный народ оный ко взысканию Бога, были необыкновенныя: и повествует, что Израильтяне не токмо изобличены были в беззакониях, но и возчувствовали важность избавления своего, которое вышло у них из памяти. Сим образом отъемлет у них всякий предлог ко извинению, аки бы сказал, что они не неумышленно или по неведению, но с намерением вероломство соделали, и тем привлекли на себя гнев Божий, так как и сам Бог на тот конец открыл им очи, и из тьмы извел на свет лицемерие их, дабы яснее увидели пагубную злость свою. Обличая же лицемерие их и показывая, что они не от прямаго сердца признали вину свою, и не дали славы Богу за избавление их, глаголет: возлюбиша Его усты своими, и языком своим солгаша Ему, не потому, чтоб не было в них признания, но что исповедание уст, не от сердца происходящее, было притворное. Сего ради открывая причину и источник притворства, присовокупляет: сердце их не бе право пред Ним, ниже уверишася в завете Его: аки бы сказал, что все то есть ложь и обман пред Богом, что не от чистаго и прямаго сердца происходит. А понеже таковое чистосердечие повсюду требуется в законе, сего ради яко преступников и вероломных обличает всех тех, кои не чтут завета Божия с надлежащею верностию.
Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому
Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
С Евр.: «Сердце же их было не право пред Ним, и они не были верны завету Его.
Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Ст. 34–37 Егда убиваше я, тогда взыскаху Его и обращахуся и утреневаху к Богу: и помянуша, яко Бог помощник им есть, и Бог Вышний избавитель им есть: и возлюбиша Его усты своими, и языком своим солгаша Ему: сердце же их не бе право с Ним, ниже уверишася в Завете Его
В этих стихах пророк изображает лицемерное отношение израильтян к Богу, во время сорокалетнего странствования их по пустыне. Как добрый отец проводит за руку малых детей своих чрез неизвестные и опасные места, так Господь Бог вел израильтян в обетованную землю, чрез суровую и бесплодную пустыню. На этом пути их. Господь Бог являл им различные благодеяния и скорую своевременную помощь, а они, вместо благодарности, выражали недовольство и ропот. Он творил многие и различные чудеса для них, а они не признавали в этих чудесах силы Божией и не веровали словам Его. А когда подвергал их, за такое упорство в неверии и нечестии, жестоким наказаниям, даже смерти, егда убиваше их (ст. 31), они искали Его, обращались к Нему с молитвою и с раннего утра (утренневаху) прибегали к Богу; они вспоминали тогда, что Бог – прибежище им и таинственный помощник во всех нуждах их, что Бог Всевышний есть их избавитель от всяких бед. Но все это было только минутным выражением сознания силы Божией, а не искренним обращением к Богу: они льстили Ему устами своими, только на словах выражая любовь (возлюбиша Его) к Нему, и языком своим лгали Ему. Они поступали так же, как и современные Исайи потомки их, которых от лица Божия сей пророк обличает в таких словах: «Этот народ приближается ко мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня» (Ис. 29:13). Так и у израильтян, ведомых Богом в обетованную землю, сердце было не право пред Господом, и они не были верны Завету Его, который постоянно нарушали.