Скрыть
Укроти зверя в тростнике, стадо волов среди тельцов народов, хвалящихся слитками серебра; рассыпь народы, желающие браней.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Запрети зверем тростным. Поелику многие неприязненно смотрят на житие Святых по Богу, особливо же таковы нечистые демоны, то посему молится, чтобы запретил Бог сим зверем тростным. Тростником называлось место в Палестине, лежавшее на пути в Иерусалим. Тростник этот наполнен был львами, скрывавшимися в болоте и там подстерегавшими идущих в Иерусалим. Посему, как идущих в Иерусалим подстерегали львы, так и шествующих в мысленный Иерусалим подстерегают мысленные львы. Сонм юнец в юницах людских. Разумеет других противников проповеди. Кто же это, как не начальники народа иудейского? Они назывались юнцами, потому что юницами именовался народ. А что действительно назывались они юнцами, это явствует из сказанного: Обыдоша мя тельцы мнози, юнцы тучнии одержаша мя (Пс. 21,13). Они-то и простой народ возбуждали на брань против проповедников. Еже затворити искушенныя сребром. Сребро — Божественные словеса. Говорит же: запрети и мысленным, и чувственным врагам, чтобы проповедники Евангелия не были доведены до невозможности более проповедовать. Или так: запрети тем и другим, чтобы проповедники не были недопускаемы до проповеди. Расточи языки хотящия бранем: очевидно, разумеет народы в смысле духовном и брани воздвигаемые против Святых.

Толкование на псалмы

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Запрети зверем тростным»; в иных же списках читается: лесным. Но принять ли лес, или трость, тем и другим означается безплодие. Имеют же их жилищем своим мысленные звери, которых Пророк научил изгонять призыванием имени Божия.

«Сонм юнец в юницах людских, еже затворити искушенныя сребром». Юнцами Пророк называет все множество иудеев, за обычную их дерзость, а юницами людскими наименовал уверовавших из язычников, по новости их призвания. Посему пророческое слово предсказывает востания иудеев на благочестивых, бывшия в начале проповеди. Поступят же так иудеи, говорит Пророк, в намерении отлучить и даннаго благаго жребия лишить тех, которые, подобно разжженному серебру, оказались достоценными. Сие сказал о них и блаженный Павел: «ревнуют по вас не добре, но отлучити вас хотят» (Гал.4:17). Поелику же и между язычниками были прекословящие, предававшие святых различным смертям, то Пророк и о них справедливо говорит:

«Расточи языки хотящия бранем». Так, возвестив о прекословящих, Пророк обращает речь к уверовавшим.

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

Ст. 29-32 Заповеждь, Боже, силою Твоею: укрепи, Боже, сие, еже соделал еси в нас. От храма Твоего во Иерусалим Тебе принесут царие дары. Запрети зверем тростным: сонм юнец в юницах людских, еже затворити искушенныя сребром: расточи языки хотящыя бранем. Приидут молитвенницы от Египта: Ефиопиа предварит руку свою к Богу

Десятое, и последнее отделение Давидова славословия: молитва за Церковь и против врагов ее.

Молитва обращена к Богу, которому Бог Его повелел укрепиться, то есть к Богочеловеку Мессии. Давид неоднократно в подобных выражениях заключает тайну воплощения (Пс.44:8; 109:1).

Предмет молитвы, по-видимому, ограничивается Церковию Иудейскою, но если она (молитва. - Сост.) должна быть следствием описанных в предыдущих частях псалма восхищений, то ее сокровенное значение должно простираться далее и обнимать всю Церковь Вселенскую.

В первой части молитвы испрашивается внутреннее утверждение Церкви.

«Поелику Бог, Отец Твой, повелел и положил в судьбах Своих, чтобы Ты, о Боже воплощенный, укрепился или паче укрепил владычество Твое, Церковь, то укрепи в нас то, что Ты соделал нам, продли чудесное сохранение Церкви Твоея, созидание в ней новыя Твоея твари, причастие Твоих заслуг и даруемые Тобою мир и радость о Духе Святе. Мы не имеем права на сии блага, но ты сохрани и доверши собственное Твое дело».

Вслед за сим молением пророк открывает предчувствие события своей молитвы, распространяющегося на всю Церковь.

«Когда ты, о Боже воплощенный, укрепишь дело Твое на земле, тогда начиная от храма, который есть место таинственного присутствия Твоего (см. Апок.21:22) по всему Иерусалиму - по всему пространству Церкви Твоея, которая есть вышний Иерусалим (Гал.4:26), не один какой-либо народ или царь, как Иудейский, но многие народы и цари принесут Тебе дар, или дань покорности и служения царству Твоему».

Во второй части молитвы испрашивается приведение Церкви в безопасность от врагов.

Зверь тростника значит или зверя, живущего в тростнике, дикого и нечистого, или зверя Египетского, поелику тростник есть произведение преимущественно Египетское (см.: Ис.19:6) и символ Египта (см.: Ис.36:6; Иез.29:6,7), или врага, вооруженного стрелою или копием из трости. Как бы то ни было, пророк сим открывает общее значение своей загадки: он говорит ясно, что дело идет о народах, браней желающих. Подробности не могли и не долженствовали быть ясны для его времени, а может быть, еще и доселе не открылись окончательным событием.

«Прети зверю тростника, то есть удержи, воспяти стремление врагов, подобно зверям (Пс.73:19; 79:14) нападающих на Твое наследие и некогда имеющих соединить все свои силы под образом двух зверей из моря и от земли (Апок.13:1-11). Прети сонму тельцов, то есть сонму сильных, которые среди народов являются как крепкие тельцы между младыми юнцами. Прети сему лукавому сонму, который, дабы показаться истинною Твоею Церковию, подобною сребровидной голубице (см.: Пс.67:14), осыпает себя сотрением сребра, украшается притворною чистотою, Словом: расточи народы, которые желают браней и возмущают покой Твоего царства благодатного».

Окончив молитву, паки пророк видит ее событие и славные последствия.

«Приидут вельможи от Египта в Иерусалим: Ефиопия ускорит простерти руки свои, дабы принести дары Богу».

Событие сие предначалось пришествием в Иерусалим царицы Савской, но в большей полноте открыться долженствовало после пленения Вавилонского (см.: Пс.86:4; Ис.19:24; Соф.3:10), совершилось во время пришествия Мессии, начиная от евнуха царицы Кандакии, и может быть, еще совершится (см.: Пс.71).

Объяснение псалма LXVII

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

Запрети зверем тростным: сонм юнец в юницах людских, еже затворити искушенныя сребром: расточи языки хотящыя бранем

Да, расточи их, чтобы избранный народ Твой наслаждался миром.

Дневник. Том I. 1856

Евфимий Зигабен (†1118)

Запрети зверем тростным.

Обуздай, говорит, Господи, и загради уста мысленных львов, или, по словам Афанасия, жестоких и бесчеловечных демонов, которые гнездятся в пустоте и бесплодии неутвердившихся в вере, людей, как гнездятся в пустых и бесплодных тростниках львы и другие звери. Сие говорит о диаволе и Иов: под всякими деревьями спит, у папира, тростника и ситовия (Иов. 40,16), каковыми подобиями Иов изображает диавола успокаивающимся у тех людей, которые имеют свойства упомянутых растений, то есть, у тех, которые имеют сухость добродетели и мокроту сластолюбия. Ибо таковы и растения: трость, папир и ситовий, растущие на местах влажных и топких.

Достопримечательно и то, что написано о месте тростника в своде Никитовом. Он говорит, что в Палестине по пути, ведущем в Иерусалим, есть топь, называемая тростником, потому что на нем много тростника. Среди этой рощи на семь месте имеют свои логовища дикие и кровожадные львы, а равно и другие звери, которые, тайно подстерегая идущих в Иерycaлим, неожиданно устремляются на них и умерщвляют их. Итак, сие-то очевидно обстоятельство имея в виду, в означенных словах Божественный Давид ведет нас к такой сокрытой в них мысли, что как чувственные львы—звери хитро нападают на восходящих в Иерусалим; так и мысленные львы—демоны строят козни против восходящих в горний Иерусалим, то есть на небо. Точь в точь такую же историю излагает и Афанасий.

Сонм юнец в юницах людских, еже затворити искушенныя сребром (подобно сребру).

Юнцами, или быками Давид называет здесь архиереев и книжников и прочих начальствовавших над Иудеями, как полагают божественные писатели Кирилл и Афанасий, имея в виду их дерзость, наглость и бодливость; а юницами или коровами там же называет подчиненные им народные толпы, так как и в коровьем роде начальствуют и властвуют быки, а коровы им подчиняются. Итак, он говорит, что первые и начальствующие из Иудеев были в толпе подчиненных им народов, чтобы затворить, то есть, заградить испытанным в вере и добродетели Апостолам проповедь Евангелия, тогда как в них пылала ревность к оной. Деяния повествуют, что призвав апостолов, (начальники Иудейские) били их и запретили им говорить о имени Иисуса (Деян. 5,40). Сребром поставлено вместо: как сребро, и это по свойству еврейского языка. Или недостает слова: подобно, чтоб было: испытанным, подобно сребру.

Слова Феодорита: Быками называет иудейский народ по причине свойственной ему жестокости: юницами (молодыми коровами) народов, уверовавших из язычников, по юности (новости) их призывания. Итак, сии слова содержат пророчество о бывших в начале проповеди со стороны иудеев восстаниях на благочестивых. Это, говорит, они сделают, чтобы заградить им вход и лишить их даемого им достояния—тех, которые, быв испытаны огнем, подобно сребру, оказались опытными. Тоже говорит о них и блаженный Павел: ревнуют по вас не хорошо, а затворить вход вам хотят. Поелику же были противоречившие и предававшие святых смерти всякого рода; то прилично здесь говорить о них. Слова Афанасия: Запрети мысленным и чувственным врагам, чтобы проповедники Евангелия не были затворены так, чтоб не могли проповедовать более; ибо сребром называет Божественный слова.

Расточи языки, хотящыя бранем.

Рассыпь, говорит, те народы, которые желают воздвигать брань на церковь Твою и не только чувственные скопища людей, но и мысленные —демонов.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Запрети зверем тростным: сонм юнец в юницах людских, еже затворити искушенныя сребром: расточи языки хотящыя бранем

В сих словах содержится прошение Давида молящагося, дабы Бог, истребя кровожаждущих врагов, защитил избранный Свой народ. Зверьми тростными нарицает неприятельских воинов, вооруженных копьями. Ибо как в восточных странах растут трости, величиною и твердостию подобныя дереву, то древние обыкновенно делали из них копья, луки и стрелы, которыя по большей части употребляли на войне. Потом нарицает врагов сонмом или скопищем крепких волов с юнцы людскими. А сими преносными словами, без сомнения, назнаменует жестокую лютость врагов, или, по крайней мере, увеличивая силы их, признается, что Израильтяне не равносильны были сопротивляться им, ежели бы Бог не помогал им. Следующими словами, изжени искушаемые сребром, означает величайшую алчность к корыстям, коею побуждаемы будучи враги, часто делали набеги на пределы царства Израилева: что подтверждает и следующими за сим словами, расточи языки хотящыя бранем. Где показывает, что иноплеменные народы без всякия причины желали мятежей и браней, и хотя никто их не раздражал, однако они самовольно на мирных людей нападали. Впрочем, когда Давид, толикократно торжествуя над врагами, препоручает защищение себя и всего народа Богу, отсюду да научаемся, что состояние церкви не может быть спокойно в мире сем. Ибо сатана часто то тех, то других врагов возбуждает на нас, а Бог сим образом терпение наше испытывает. Далее, сравнивая врагов с волами и юнцами, Пророк научает верных смиренномудрию, дабы сим способом всегда обретали в Боге готоваго себе помощника. Ибо чем неистовее нападают враги на нас, удовлетворяя ярости своей, тем милостивее бывает к нам Бог, и тем скорее подает помощь: Его бо есть дело укрощать юнцев, и низлагать ужасных исполинов.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Запрети зверем тростным: сонм юнец в юницах людских, еже затворити искушенныя сребром: расточи языки хотящыя бранем.

Для беспечального существования еврейского народа необходимо обезопасить его от могущественных соседних народов. - «Укроти зверя в тростнике» (разумеется крокодил и гиппопотам). Под зверями в тростниках нужно разуметь ту страну, которая обильна водою, тростниковыми растениями, дающими приют и питание многочисленным хищным зверям, живущим в них. Такою страною можно считать Египет, с его богатыми водными средствами реки Нила и с роскошной водяной растительностью по берегам. Под «зверями в тростниках» тогда нужно разуметь египтян, обитателей этой местности, всегда враждебно относившихся к евреем. Давид здесь употребляет поэтический оборот речи, так наз. метонимию, когда вместо страны берется преобладающая ее особенность (здесь обилие воды и тростника), а вместо обитателей - класс животных (звери в тростниках). - «Стадо волов среди тельцов народов» разумеется «укроти». Волами называются египетские цари и князья, управлявшие деспотически подчиненными им народами, «хвалящихся слитками серебра» - своим богатством. Укроти и смири, Господи, Египет, страну сильную богатством и непобедимостью (см. сравнение с крокодилом и гиппопотамом - образами несокрушимой силы (Иов XL:14,20 - XLI:26)).

«Рассыпь народы, желающие браней». Господи, всех, кто жаждет с Твоим народом войны и тем является постоянной угрозой его мирному существованию, рассей.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Запрети зверем тростным: сонм юнец в юницах людских, еже затворити искушенныя сребром: расточи языки хотящыя бранем

Звери тростные – звери, живущие в тростниках; здесь, конечно, разумеются бегемот, гиппопотам, и поставлены для обозначения Египта и египтян. Сонм юнец в юницах людских – «сгон волов вместе с юницами народа» (находятся там). Юнцы – волы – образ языческих царей; юницы – эмблема языческих народов.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 31–32 Запрети зверем тростным: сонм юнец в юницах людских, еже затворити искушенныя сребром: расточи языки хотящыя бранем. Приидут молитвенницы от Египта: Эфиопия предварит руку свою к Богу

Зверем тростным, или тростниковым, т.е. зверям, живущим в тростниках. Здесь разумеются гиппопотам, бегемот, крокодил и другие, живущие в тростниках египетских, и приводятся для обозначения Египта и египтян, а также и вавилонян. Сонм юнец в юницах людских – это значит: «стадо волов вместе с юницами (коровами) народа (находятся там)». Юнцы – «молодью быки» – это символ языческих царей; юницы – образ языческих народов. Выражение: еже затворити искушенныя сребром – у преосвященного Порфирия переведено так: «чтобы запереть тех, которые приманивают их серебром», и к этому переводу сделано подстрочное примечание: «Здесь выражено негодование на финикийских торговцев, которые покупали евреев и евреек ценою серебра, наравне с волами и коровами». Изречениями стиха 31 пророк выражает молитву, чтобы Господь укротил стремление врагов, языческих царей и народов, нападающих со стороны Египта, Вавилона и Финикии и соединяющих свои силы с целью вытеснить иудеев, как серебром испытанных, из своего наследства, и расточил народы, которые желают браней и возмущают покой благодатного Царства Христова; чтобы враждебные иудеям египтяне и все цари и народы склонились к покорности, памятуя, конечно, пророчество Иакова – праотца израильтян о Примирителе, Которому принадлежит «покорность народов» (Быт. 49:9–10). Далее псалмопевец выражает полную уверенность в исполнении его молитвы и предсказывает, что с пришествием Примирителя приидут молитвенницы (посланники, вельможи – legati, ) от Египта в Иерусалим: Ефиопия ускорит простереть руки свои, чтобы принести дары Богу. Здесь повторяется другими словами то, что уже прежде сказано (ст. 30) о пришествии царей в Иерусалим для поклонения Богу. Св. Афанасий и блж. Феодорит в этом пророчестве, равно как и в вышеозначенной молитве псалмопевца, разумеют духовные брани, воздвигаемые невидимым врагом против святых. «После того как рассеяны и связаны мысленные враги, – говорит первый из них, – стекаются уже на проповедь египтяне и ефиопляне. Именем же египтян означает ревностных идолослужителей и противников жития Израилева, а именем ефиоплян – пределы земли. Но каким образом Ефиопия притекла на проповедь, можно видеть это в примере евнуха ефиоплянина» [3, с. 226] (Деян. 8:27; ср. Ис. 19:19; Соф. 3:10; Толкование еп. Палладия. С 309).

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible