Скрыть
Воздайте славу Богу! величие Его – над Израилем, и могущество Его – на облаках.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Ст. 35-36 Дадите славу Богови. Так и Павел говорит: прославите Бога в телесех ваших, и в душах ваших, яже суть Божия (1Кор. 6,20), потому что справедливость требует во всем прославлять Благодетеля.

На Израили велелепота Его, и сила Его на облацех. Дивен Бог во Святых Своих: Бог Израилев, Той даст силу и державу людем Своим: благословен Бог. Поелику псалом упомянул о втором Его пришествии, в которое воскресит всех мертвых, то открывает нам различные почести, какие возданы будут Святым, также различные чины Святых. И чины означает словами: Израиль, облака, Святые люди, а почести показывает в словах: велелепота, сила, дивное, держава. Сверх же всего этого присовокупляет, что Бог благословен. Ибо ясно, что Святые в тех обителях, то есть небесных, непрестанно будут благословлять Бога, подражая чину горних духов.

Толкование на псалмы

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Дадите славу Богови». Сие сходно с узаконением Апостола; ибо говорит: «прославите Бога» в теле вашем и в духе вашем, «яже суть Божия» (1Кор.6:20). Воспользовавшись столькими благами, справедливо за все прославлять благодетеля.

«На Израили велелепота Его, и сила Его на облацех». Священные Апостолы, ведя род свой от Израиля, доказали величие Божие теми чудесами, какия они совершали; а после них приявшие дарование учительства, подобно некиим облакам, почерпая дождь из моря всесвятаго Духа, приносят людям орошение.

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

Ст. 33-36 Царства земная, пойте Богу, воспойте Господеви, возшедшему на Небо небесе на востоки: се, даст гласу Своему глас силы. Дадите славу Богови: на Израили велелепота Его, и сила Его на облацех. Дивен Бог во святых Своих: Бог Израилев, Той даст силу и державу людем Своим. Благословен Бог

Изобразив чудеса присутствия Божия в Церкви и ее славную судьбу, сопряженную с превознесением Мессии, и заключив пророчество молитвою, Давид прекращает собственную песнь. Он возвращается к тому, с чего начал, и, представив действительнейшие побуждения к прославлению Бога, с новою силою призывает к прославлению Его не одну Израильскую, но Вселенскую Церковь всех мест и времен, так как мысль его занята судьбою ее всеобщей.

«Не твою одну судьбу, о Израиль, я ублажаю, и потому не тебя одного приглашаю к участию в моем славословии. Царства земные! Царства даже языческие! Бог дарует и вам Господа Мессию, убо и вы пойте Богу, бряцайте Господу. Служите не ничтожным божествам, которые вы мните обретать на земле, ниже силам небесным. Но Богу, шествующему в небесах небес, обитающему превыше зримых или постигаемых тварями небес, живущему в небесах небес древних (קדם, см.: Пс.42:2), или еще без сравнения паче самых небес Ветхому деньми, ходящему в небесах небес востока (ибо קדם значит и сие) вечного, незаходимого, производимого присутствием оного несозданного Солнца».

«Се даст Он во гласе Своем глас силы. Если, то есть, возглаголет, то возглаголет гласом сильным. Вы слышите сей крепкий глагол в громах естественных, но се несравненно нуднее услышится он в седми таинственных гласах и громах судеб его (см.: Апок.10:3; Пс.23)».

«Дадите, воспишите силу Богу: и дабы самые неведущие сего Всемогущего Бога могли его узнать, се Его знамение: на Израиле вы узрите Его превознесение, ближайшие следы Его чудодейственного величия; существенная же сила Его превыше облаков».

«Страшен еси, Боже, от святилищ Твоих, каковы Синай и Сион».

«И сей самый Бог, столь чудесно являющийся Израилю, есть единый всеобщий источник силы и крепости для всех народов».

«Но можно ли изобразить сего Бога? Его можно только признавать, любить и благословлять. Благословен Бог!»

Объяснение псалма LXVII

Евфимий Зигабен (†1118)

Дадите славу Богови.

Сии слова обращены Давидом к христианам и побуждают их к прославлению Бога, удостоившего их такового человеколюбия.

Слова Афанасия: Воздайте славу Ему не только словами, но и делами согласно с сим: Итак, прославьте Бога в теле вашем и в духе вашем. Тоже сказал и Феодорит, присовокупив к тому и следующее: ибо получившие столько обязаны всем прославлять Благодетеля.

На Израили велелепота Его.

На человеке, говорит, зрячем открываются величия Божии, потому что Израиль значит: ум, видящий Бога. Ибо человек ослепленный страстями не может разуметь, какие дела и чудеса произведены Богом для спасения нас. Итак, на Израиле, поставлено вместо: Израилю. Или можно понимать это и иначе, что в церкви верных, видящей Христа умственно (в сей, говорю, церкви) производятся чудеса Божии, и что церковь получила от Бога власть производить чудеса всегда.

Слова Феодорита: Святые Апостолы, будучи родом из Израиля, произведенными ими чудесами показали, сколь велики дела Божии. Евсевия: На истинном Израиле великолепие Его, ибо не все, происшедшие из Израиля, суть Израиль.

И сила Его на облацех.

Облаками теперь Давид называет Апостолов, как имевших свойства облаков: и они подобно облакам были выше всего земного и исполнены духовной воды, которую пия из глубин Духа, напаяли ею душевные нивы верных.

Феодорита: Облака суть те, которые после Апостолов получили учительский дар. Ибо, как облака, извлекая дождь из моря всесвятого Духа, они подают людям орошение. Или сила Его на облаках, по мнению Никиты, поставлена вместо (сила) великая, высокая и со всех сторон видимая.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Ст. 35-36 Дадите славу Богови: на Израили велелепота его, и сила его на облацех. Дивен Бог во святых своих: Бог Израилев, той даст силу и державу людем своим. Благословен Бог

Сии слова приспособляет к предидущему изречению: се, даст гласу Своему глас силы. Ибо, собственно говоря, мы ничего не можем дать Богу. Но понеже часто лишаем Его достодолжныя чести, сего ради Пророк, представив Бога сильно гремящаго с небеси, повелевает нам взаимно соответствовать Ему гласом хвалы. Впрочем, дабы народы не погибали от своих рукотворенных и ложных богов, призывает их к учению закона, в котором открыл Себя Бог: аки бы сказал, что от самаго создания мира многие суть пути, по которым люди могут доходить до Бога, не скитаяся далеко. Сюда относится прилагаемое имя Бога Израилева. Притом хощет, дабы люди не токмо языками прославляли Бога, но и купно в вере увещавает: понеже тогда прямо дает славу Богу, когда веруем на Него, и уповаем на покровительство Его. Сего ради, рекши о силе Бога, сущей на облацех, тотчас присовокупляет: дивен Бог во святых Своих. Здесь слово, во святых, не к святым людям относится, ниже к небу и земле, как некоторые толкуют, но к святым селениям Божиим, ибо в Еврейском тексте так изображено: страшен еси, Боже, от святых селений Твоих. То есть, что Бог силу Свою не токмо на небеси являет, но и во храме, которая сила едина довлеет низложить всех врагов. Отсюду видим, что Пророк глаголет здесь о покровительстве церкви Божией, ибо тотчас присовокупляет: Той даст силу и державу людем Своим. А что не сказал, в селении святем, но в селениях святых Своих, то потому, что скиния на три части разделена была, из которых главное место занимал ковчег завета. Пророк предлагает его яко знамение упования, на котором Израильтяне благонадежно утверждаться могли. Аки бы сказал: Бог посреде вас живет, будьте спокойны, опочивая под крилами Бога и смело призывайте Его. Ибо Израильский народ не по другому какому преимуществу безопасно покоился под покровительством Бога, но токмо потому, что милостивым заветом избран был в достояние Божие. Итак, заметить должно, что Пророк страшную или дивную оную силу, о которой немного повыше упомянул, относит здесь к благосостоянию церкви.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 32-36 Приидут молитвенницы от Египта: ефиопиа предварит руку свою к Богу. Царства земная, пойте Богу, воспойте Господеви, возшедшему на небо небесе на востоки: се, даст гласу своему глас силы. Дадите славу Богови: на Израили велелепота его, и сила его на облацех. Дивен Бог во святых своих: Бог Израилев, той даст силу и державу людем своим. Благословен Бог.

Давид предвидит, что настанет такое время, когда даже египтяне обратятся к Богу, как молитвенники пред Ним, т. е. будут веровать в Него. Эфиопия - местность в среднем Египте - указана для обозначении вообще всего Египта, часть вместо целого. - «Прострет руки» - будет возносить руки к Богу, обратится к познанию и истинному Его почитанию. Вместе с Египтом Давид приглашает и остальные царства мира славословить Его, т. е. Бога, вечного царя неба небес, т. е. Того, Кому подчинен весь звездный мир. Этот Господь своему голосу дает силу, всякое Его слово отличается действенностью, находит исполнение. - «Величие Его - над Израилем, и могущество Его - на облаках». Победы еврейского народа, его счастливая жизнь под Божественным покровительством является видимым знаком, ясным доказательством того благоговения, которое Он невольно вызывает в людях. Сила Бога проявляется не только в победах евреев, но и непосредственно в разных атмосферных явлениях чудесной помощи, чем полна история жизни евреев, - Бог совершил много чудесных дел среди евреев, почему Давид и заканчивает псалом благоговейным воззванием к Нему.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Дадите славу Богови: на Израили велелепота Его, и сила Его на облацех

На облацех – достигает до облаков, есть на земле и на небе.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 35–36 Дадите славу Богови: на Израили велелепота его, и сила его на облацех. Дивен Бог во святых Своих: Бог Израилев, Той даст силу и державу людем Своим. Благословен Бог

Велелепота – значит: «величие, великолепие». Псалмопевец, созерцая в будущем славу Христа Бога, возбуждает истинных последователей Его к прославлению Его и называет их Израилем, что значит «ум, видящий Бога». Человек необлагодатствованный ослеплен страстями и потому не может видеть и разуметь, какие чудные дела совершены Богом для нашего спасения. А Израилю, т.е. истинному христианину, все величия Божии открыты: на Израили велелепота Его. Дадите, говорит он, т.е. «воздайте», славу Богу, а чтобы и самые неведающие всемогущего Бога могли Его узнать, – вот Его знамение: на Израиле, как древнем, так, в особенности, и новом, вы узрите Его велелепие, Его блистательную красоту, ближайшие следы Его величия, существенная же сила Его превыше облаков: и сила Его на облацех.

«Страшен Ты, Боже, – взывает в заключение псалма вдохновенный певец его, – страшен Ты во святилищах Твоих», каковы Синай и Сион! Пред изображением величия и могущества Бога Израилева, обнаружившихся над народом еврейским и еще более имеющих обнаружиться над всеми царствами вселенной, он сам как бы трепещет и, чувствуя своим глубоко верующим и многообъемлющим сердцем великие милости Божии к Израилю, Его помощь и защиту, громко исповедует: «Бог Израилев – Он дает силу и крепость народу Своему»: Он, чудесно являющийся Израилю, есть Единый всеобщий Источник силы и крепости для всех народов! Да будет же благословен Бог!

«Благословен Благий и Милостивый, Который радуется о нас, если приносим покаяние, и без укора, с радостию приемлет нас по любви Своей. Благословен всем дарующий средства наследовать Царство Небесное: праведникам – добрыми делами, а грешникам – покаянием. Благословен Сотворивший нас по милосердию Своему, Снисшедший спасти нас крестом и паки имеющий прийти, чтобы воскресить нас в великий день пришествия Своего. Сподоби и меня, Благий, по благости Твоей узреть щедроты Твои в день Суда и вместе с праведниками воспевать Тебе хвалу во веки веков» (Псалтирь св. Ефрема Сирина). Аминь.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible