Скрыть
А праведники да возвеселятся, да возрадуются пред Богом и восторжествуют в радости.

Святые отцы

Прочие

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«А праведницы да возвеселятся». Когда же совершится сие, говорит Пророк, радости исполнится весь сонм праведных.

«Да возрадуются пред Богом, да насладятся в веселии.» Сим показал Пророк, что молитву сию принес он не против людей, но против демонов, враждующих на людей. Когда они будут разсеяны и приведены в бездействие, тогда возрадуются народы, и прославят спасшаго Бога. Ибо Пророк говорит.

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

а праведницы да возвеселятся, да возрадуются пред Богом, да насладятся в веселии

За первым действием всемогущего присутствия Божия, открывающимся в низложении противных сил, следует второе - восхищение и блаженство сынов царствия, к которым, собственно, и простирается Божие присутствие. Они веселятся - в вере, приобретая ею мир Божий, превосходящий всяк ум, скачут - в делах любви, наслаждаются - в надежде славы.

Объяснение псалма LXVII

Евфимий Зигабен (†1118)

А праведницы да возвеселятся.

По уничтожении, говорит, власти демонской возрадуются все оправдавшиеся посредством веры во Христа.

Да возрадуются пред Богом; да насладятся в весели!

Если бы, говорит, оправданные Христом возрадовались пред Богом, посетителем своим, промышляющим о них всегда, как сказано: очи Господа на праведных (Псал. 33,16). А слова: да возвеселятся, и да возрадуются и насладятся веселием, означают одно и тоже, ибо выражают возрастание и чрезмерность радости.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

а праведницы да возвеселятся, да возрадуются пред Богом, да насладятся в веселии

Здесь яснее говорит Давид, что Бог единственно для блага церкви Своея страшен есть врагам и, как кажется, прикровенно противополагает веселие той печали, которою стеснены были сердца всех благочестивых при Сауле. Аки бы сказал: Бог, смиряя рабов Своих на время, ныне приносит новый радостный свет, дабы не всегда воздыхали, будучи подавляемы бременем печали. Между тем научает, что благочестивые тогда прямо радостны и веселы бывают, когда зрят, что Бог к ним милостив и что спасение их Ему любезно. Собранием многих, одно и то же значащих слов, Пророк изображает, что веселие благочестивых будет не посредственное, но такое, которое восхитит все чувства их.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 3-4 Яко изчезает дым, да изчезнут: яко тает воск от лица огня, тако да погибнут грешницы от лица Божия: а праведницы да возвеселятся, да возрадуются пред Богом, да насладятся в веселии.

Так как Бог, покровительствующий евреям, существо всемогущее, то пред Ним не устоят никакие враги: они разбегутся, исчезнут, как дым в воздухе, потеряют свою силу и крепость, как воск меняет свой вид, теряет форму от огня. Так будет «с нечестивыми», язычниками, врагами истинного Бога, как не почитающими Его. «Праведники» же, т. е. евреи, за гибелью врагов будут радоваться и ликовать.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 3–4 Яко исчезает дым, да исчезнут: яко тает воск от лица огня, тако да погибнут грешницы от лица Божия: а праведницы да возвеселятся, да возрадуются пред Богом, да насладятся в веселии

Продолжая Моисеево изображение победоносного присутствия Божия при Святыне кивота Божия, Давид новыми выражениями к врагам и ненавидящим Бога присовокупляет третий род людей, низлагаемых Его присутствием: грешников, которые, хотя и не восстают на Царство Иисуса Христа силою и не отметают мыслью Его учения, но и не последуют Ему своею деятельностью, надмеваются гордостью житейскою и всеми мыслями, всем сердцем последуют «преходящему образу мира сего» (1Кор. 7:31). Подобием дыма и воска пророк изображает и свойства и участь их. Дым чем выше возносится, тем быстрее рассеивается, исчезает. Так враги и ненавистники Царства Христова – Церкви Его, и все нечестивые последователи грехолюбивого и суетного мира исчезнут и рассеются как дым. Воск от приближения к огню растаивает и уничтожается: так все грешники и нечестивые не могут приблизиться к Святейшему святых Богу и, навлекая на себя праведный гнев Божий, погибают от присутствия лица Его. Далее участи врагов Божиих и грешников псалмопевец противопоставляет участь праведников, которые по вере в Бога имеют в сердце «мир Божий, превосходящий всяк ум» (Флп. 4:7), и в надежде на милость Божию и «уготованное Им Царствие Божие» (Мф. 25:34) возрадуются пред Богом и насладятся в веселии. Изречения 2-4 стихов этого псалма пророчески указывают на славное воскресение Иисуса Христа, поразившее и рассеявшее врагов и ненавидящих Христа, а праведным душам доставившее неизреченную радость и веселие. Потому-то в пасхальные дни в церковном христианском богослужении так часто поются слова этих стихов: Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его и проч. Так объясняет эти стихи и блж. Феодорит: «Восстанием, – говорит он, – называет (здесь Давид) не только прекращение долготерпения, но и воскресение Спасителя мира чрез три дня после принятия за нас добровольной смерти» [6, с. 303–304].

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible