Скрыть
когда Всемогущий рассеял царей на сей земле, она забелела, как снег на Селмоне.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Внегда разнствит Небесный цари на ней. Царями именует Апостолов, которые стали правителями Его достояния. Оснежатся же сказано вместо «очистятся», а в Селмоне толкуется: в воздаянии. Посему говорит, что приявшие святых Апостолов в воздаяние или в награду за приятие от небесного Царя примут очищение грехов.

Толкование на псалмы

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Внегда разнствит Небесный цари на ней, оснежатся в Селмоне

И выше Апостолов назвал царями, как наследников небеснаго Царствия, подобно тому как в Пс.44-м наименовал их князьями. Ибо говорит: «поставиши их князи по всей земли» (Пс.44:17). Предсказывает же снисшествие Всесвятаго Духа, бывшее в день Пятьдесятницы, в который прияли они благодать различных языков. Посему сказует, что в то время, когда разделит им царство вселенной, и повелит начальствовать одному над теми, а другому над другими народами, соделает их блистающими и убелит подобно снегу. Предсказывает же и место, где сие будет; потому что Селмоном наименовал Иерусалим. Ибо, в нем пребывая, апостольский лик сподобился благодати Всесвятаго Духа.

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

Ст. 14-17 Аще поспите посреде предел, криле голубине посребрене, и междорамия ея в блещании злата: внегда разнствит Небесный цари на ней, оснежатся в Селмоне. Гора Божия, гора тучная, гора усыренная, гора тучная. Вскую непщуете, горы усыренныя? гора, юже благоволи Бог жити в ней: ибо Господь вселится до конца

Пятое отделение Давидова славословия. Здесь он переходит от прошедших чудес Божиих к будущим и возвещает беспримерное попечение Божие о Церкви и непрерывное в ней присутствие Божие до конца мира.

Для основательного изложения речи, наполненной свойственным песнопевцу восхищением и потому довольно загадочной, предварительно требуют особенного рассмотрения некоторые слова. שפחום Седмьдесять толковников, конечно, принимали за одно со словом משפחים (Быт.49:14) и потому дали оному значение пределов. Но у Иезекииля слово שפח значит наставлять коноб (Иез.24:3), и שפחום - два ряда камней, на которые коноб наставляется (см.: Иез.40:43). יונה обыкновенно значит голубь. Тирин думает, что голубица есть символ Вавилонского царства, принятый в память Семирамиды, и в сем знаменовании принимает слово יונה у Иеремии (см.: Иер.25:38; 46:16; 50:16). Но по мнению других оно значит в сих местах озлобляющаго, как и у Софонии (Соф.3:1). כצלמון Феодотион предлагает: В тени, но большая часть толковников принимают сие имя за собственное горы Селмон, лежащей среди земли обетованной, близ Сихема (Суд.9:48). Абен-Езра описывает ее белеющею от снегов и осененною деревами.

Васан есть страна, лежащая на восточной стороне Иордана, завоеванная Евреями от царя Ога (см.: Чис.21:33,35), обильная скотоводством (см.: Чис.32:5,33), почему юнцами Васанскими (Пс.21:13,14) называются сильные земли. ןבנכים Седмьдесять толковников смешивали со словом ןבינח, что значит: сыр (Иов.10:10). По мнению новейших, первое значит: Хребты.

Из различного разумения сих более или менее для целой речи важных слов произошли различные оной истолкования, коих сравнение может служить подтверждением лучшего мнения.

Толкование по примеру Евсевия и других древних:

«Если вы почиете в пределах двух заветов, Ветхого и Нового, то вы обрящете криле голубя, то есть воскрыляющие к Богу слова Святаго Духа, которые в простом буквальном значении являются покрытыми сребром (Ис.11:7), а в чистейшем сокровенном разумении открываются в желтении злата. Когда Небесный Царь разделяет оныя голубиные криле земным сопричастникам Своего Царствия, пророкам, Апостолам и ученикам, тогда и сами они являются белы, как снег на вершине горы Селмон. Сей горе уподобляется Церковь Христова. Она есть гора Божия, по присутствию Божию, гора тучная пажитями для словесных овец, гора усыренная здравыми плодами их силы и деятельности, гора тучная, как страна Васан. Почто вы помышляете обрести многие горы усыренные? Почто вы, Иудеи, желаете превознести Моисея пред Христом? Почто вы, ересеначальники, думаете создать многие церкви? Едина есть гора, в которой Бог желает обитать (Ис.2:2,3; 2Кор.6:6), и едина Глава сей горы, в которой Божество жить будет во веки (Кол.1:18)».

Толкование по предложению Тирина:

«Если вы чада победоносной ныне Церкви и возляжете некогда посреди пределов чуждых, и соделаетесь крилами голубя покрытаго сребром и желтеющаго златыми перьями, то есть будете подданными богатого и великолепного царства Семирамиды, но когда Всевышний рассыплет над сим царством царей, когда он будет судить царей вавилонских и предаст их царство царям персидским, тогда вы явитесь, как снег на мрачном Селмоне, вознесены из мрака пленения, чисты от скверн языческих, светлы радостью избавления, гора Сион паки будет горою Божиею, и прочее».

Толкование по знаменованиям слов Еврейских, наиболее доказанным, и по взаимному соображению частей песни пророческой, в которой без сомнения должен быть некоторый порядок мыслей:

«Не одно видимое благоденствие и приобретаемые победы над врагами внешними должны возбуждать Израиль к прославлению Бога, но и внешние искушения и победы над врагами невидимыми. Не одна благодарность за прошедшие чудеса, сделанные Богом для Церкви, должна быть предметом славословий, но и вера в ее будущее и всегдашнее охранение, утверждение, распространение. Если и будет время, когда вы, чада победоносного и торжествующего ныне Израиля, возляжете посреде конобниц или горнил, когда вы будете повержены в огнь искушений, хотя бедствие и печаль помрачат ваш образ и уподобят вас служителям конобов, спящим в пепле и углии, но и тогда из всех окружающих вас зол, от пленения Вавилонского, от бегства Египетского, от гонения Сирийского, излетите вы наконец в чистоте и благолепии, как криле голубя покрытаго сребром и котораго перья в желтении злата. Когда Всемогущий будет рассыпать в своем наследии царей, когда он рассыплет и отвержет царей Иудиных и Израилевых, как семя, не принесшее плода, когда рассыплет и сокрушит царей языческих, подавляющих его наследие, когда наконец сотворит в нем цари и иереи (Апок.1:6) из рыбарей и мытарей, тогда ты явишься, о Церковь, превыше земных бурь и мраков, в небесной чистоте и лепоте неприкосновенной, как снег на вершине мрачного Селмона. Ты явишься вновь горою высочайшей или собственно Божией, явишься как Селмоном по величественной высоте твоей, так и Васаном по обилию и крепости живущих в тебе, явишься сложенною из многих хребтов гор, из многих царств мира, явишься горою Васанскою, ибо пределы твои прострутся далее Иордана, так что новый Сион воздвигнется в пределах язычества».

«Итак, почто с завистию и злобою назираете сию гору Господню, вы, горы хребтов, великие и сильные державы? (см.: Иер.51:24,25). Церковь, несмотря на ее прохождение от страны в страну, есть единственная в целом мире гора, в которой возжелал Бог обитать, и Иегова, Бог Осуществователь не сущих, открывшийся на горе Хориве и Синае и грядущий воцариться на горе Сионе, будет обитать на таинственной горе Церкви Своея до конца мира, сохраняя ее, утверждая, распространяя вопреки всем враждебным усилиям, воздвигаемым на ее разрушение».

Объяснение псалма LXVII

Экумений (†VIв.)

Тысячью лет он называет, как сказано выше, пребывание Господа на земле, во время которого они жили духовной жизнью и соцарствовали Христу, препятствуя демонам, воздавая почести страданиям и совершая многие чудеса. Не так, что одно лишь соприсутствие с Царем Славы, Христом, означает соцарствование с Ним. Почему и говорится о них у пророка: когда Небесный рассеял царей на сей земле, она забелела, как снег на Селмоне.

Комментарий на Откровение

Евфимий Зигабен (†1118)

Внегда разнствит Небесный цари на ней (разошлет царей по нему), оснежатся в Селмоне (то они будут, как снег на Селмоне)

Царями Давид называет здесь Апостолов, как наследников, по словам Феодорита и Афанасия, царства небесного, которых и в 44-м псалме назвал начальствующими, говоря: поставишь их начальствующими по всей земле. Давид здесь пророчествует о бывшем во время Пятидесятницы наитии Св. Духа на апостолов. Итак, он говорит, что когда небесный Бог разошлет, или пошлет царей и разделит и раздает им участки, или жребии на нем, то есть, в прежде сказанном достоянии своем, какое составляют народы: идите, говорит, научите все народы (Матф. 28,18); тогда сии Апостолы сделаются как снег, то есть убелеют и сделаются блестящими сиянием Св. Духа. К сему приложил и место — Селмон, то есть, Иерусалим, в котором сидя, Апостолы облеклись свыше силою Святого Духа.

Слова Божеств. Кирилла Александрийского: Селмон есть еврейское выражение, означающее воздаяние. Итак, Апостолы, быв разосланы, будут подобны снегу, как во время воздаяния, то есть, сделаются блестящими, ибо получат в награду за искренность ко Христу — блистательность. Афанасий говорит, что и те, которые примут разосланных апостолов, в воздаяние за сие принятие получат очищение грехов. Слова Григория Богослова: И Бог в будущем веке будет рассылать и разделять достойным царства достоинства тамошнего блаженства, когда праведники воссияют как солнце. Некто говорит, что Селмон значит мир; и так он говорит, что они очистятся миром Апостольской проповеди. Слова Феодора Антиохийского: Говорит: в Селмоне, вместо: в Салиме, где построен храм, от чего и город назывался Иерусалимом. Слова Дидима: Селмон значит: тень участка; итак, поелику цари сии, то есть Апостолы, иудействуя, соблюдали некогда тень закона; то посему они суть участки тени и хотя они имеют духовный участок, но опытны и в тени.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

внегда разнствит небесный цари на ней, оснежатся в Селмоне

Пророк продолжает вышереченную мысль о церкви, показывая, что хотя бы она от жестокаго нападения врагов вся покрылась прахом или тьмою, однако паки возвратит свою красоту и будет подобна белизною горе Салмону, которой верхи вечным покрыты снегом. Гора сия хотя сама по себе темна (ибо толкуется тень мрачная), но понеже свыше покрыта снегом, то и представляется бела аки снег.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 12-15 Господь даст глагол благовествующым силою многою: Царь сил возлюбленнаго, красотою дому разделити корысти. Аще поспите посреде предел, криле голубине посребрене, и междорамия ея в блещании злата: внегда разнствит небесный цари на ней, оснежатся в селмоне.

«Господь даст слово: провозвестниц великое множество». Господь особенно наглядно показывал свою помощь евреям в их многочисленных и опасных войнах. Эти войны всегда кончались удачей, так как Сам Господь давал «слово» - материал для радостных песней, победных, возвещавших о необыкновенной мощи, проявленной евреями в борьбе. Такие победы понятны: Сам Господь являлся военачальником, Его непобедимой силе никто не может противостоять, а потому враждебные «цари воинств бегут, бегут» от него в паническом страхе, оставляя евреям богатую добычу, которую они делят между собою и этими военными трофеями их женщины украшают свои дома, что было обычно в древних войнах. Дальнейшее процветание евреев возможно под следующим условием: если по завладении Палестиной и по расселении каждого колена в назначенные для него участки евреи будут жить покойно («расположившись», т. е. отдыхать), в согласии с указаниями Закона, Божественной воли, то они будут походить на египетских голубей, с их особенным оперением - серебряными, белыми перьями сверху и золотистыми, желтоватыми под крыльями, т. е. евреи будут также полны всяких внешних удобств и благ жизни, даже в виде обилия золота и серебра, как богато и красиво оперенье египетских голубей. Смысл, таким образом, этого стиха такой: евреи, под условием верности Закону Бога, обеспечивают себе дальнейшее процветание жизни. Такое понимание стоит в более тесной связи с дальнейшим содержанием, где говорится тоже о победах. Можно понимать и так: евреям предлагается не питать никаких военных замыслов по поселении в Палестине, а отдаться мирным занятиям и промыслам, которые принесут им полное материальное благополучие, хотя такое понимание имеет менее связи со всем содержанием псалма. Когда Господь рассеял царей языческих, прежде обитавших в Палестине, последняя заблестела, как снег на вершине горы Селмона в зимнее время. (Прошедшие времена глаголов стоят вместо будущих). За гибелью языческих царей, прежних владык Палестины, последняя перестала представлять препятствия для поселения там евреев, как выпадающий снег на вершине Селмона уравнивает его выступы и трещины, и стала (Палестина) такой же удобной и привлекательной для поселения на ней и для обработки ее, как привлекает внимание своим блеском снеговая вершина Селмона (в колене Ефремовом, гора не высокая и совне, в обычное время, мрачная, но покрытая снегом тем более привлекающая внимание зрителя).

Ириней (Орда), еп. (†1904)

внегда разнствит Небесный цари на ней, оснежатся в Селмоне

Разнствит значит рассеять, истребить: когда Бог рассеял и истребил враждебных народу израильскому царей (ханаанских, моавитских), тогда израильтяне будут как снег на Селмоне, т.е. тогда израильтянам, на Селмоне поразившим враждебных царей, достанется столь много добычи, как падают хлопья снегу, оснежатся блестящею добычею. Селмон – лесистая гора вблизи Сихема в горах Ефремовых. Может быть, ст. 14 и 15 заимствован из какой-либо древней поэмы, изображавшей последствия победы из времен Судей, или же сам псалмопевец прошедшее изображает настоящим.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

внегда разнствит Небесный цари на ней, оснежатся в Селмоне

См. Толкование на Пс. 67:14

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible