Скрыть
впереди шли поющие, позади играющие на орудиях, в средине девы с тимпанами:

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Предвариша князи близ поющих. Князьями называет святых Апостолов, о которых сказано: поставиши я князи по всей земли (Пс. 44,17). Поющими же именует приносящих словесные жертвы хвалы. Посему говорит, что князи предвариша, то есть первые предначали служение духом и истиною, или служение евангельское. Посреде дев тимпанниц. Девами называет души уверовавших, укрепленные Святым Духом, и евангельскою проповедью огласившие поднебесную, в числе которых разуметь должно и Святых Апостолов, как предначинателей служения.

Толкование на псалмы

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Предвариша князи близ поющих, посреде дев тимпанниц». Здесь уже показывает Пророк веселие церквей; князьями же называет священных Апостолов, как соделавшихся архитектонами церквей, и девами тимпанницами хранящих девство и приносящих Богу божественное сладкопение.

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

Ст. 25-28 Видена быша шествия Твоя, Боже, шествия Бога моего Царя, Иже во святем. Предвариша князи близ поющих, посреде дев тимпанниц. В церквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых. Тамо Вениамин юнейший во ужасе, князи Иудовы владыки их, князи Завулони, князи Неффалимли

Девятое отделение Давидова славословия. Ближайшее знаменование сей речи есть изображение шествия кивота в виде победительного торжества. Но как из предыдущих отделений песни ясно видно, что мысль пророка вперена была в будущие события царства Христова, то дабы не прервать порядка его созерцания, должно и здесь присовокупить к наружному и открытому смыслу слов гадательный и внутренний.

«За победою должно следовать победительное торжество: последует оно и за победою Мессии и Церкви».

«Те, которые имеют отверстое око веры, могут оное видеть прежде окончательного и всеобщего события в частных предначертаниях и преображениях. Они видят шествия твои, Боже, подобные тому, как ныне шествуешь, Боже крепкий, защитник народа Израильского и Царь царя его, являясь ему во святыне Твоего кивота: и помышляют о том победительном и торжественном шествии Твоем, как ты приидешь и приидет с Тобою ожидаемое Царствие Твое - царствие благодати, мира и святыни».

«В настоящем торжественном шествии предваряют сонм народа певцы, потом являются бряцатели; посреди сих двух хоров шествующих шествуют девы, биющия в тимпаны. Так некогда после победы Михаила и Ангелов его (Апок.12:7) в торжестве Христа и Церкви сперва услышится глас велий глаголющ (Апок.12:10-12), потом громоподобная песнь девственников (Апок.14:2-4), после Моисейская песнь имущих гусли Божии (Апок.15:2-4)».

«Взирайте все на сей образ, и не токмо каждый по себе, но целые церкви или соборы благословляйте Бога: благословляйте вы, происшедшие из источника Израиля (Ис.48:1; 51:1), и благословляйте Господа благоволящего произыти из источника Израиля» (см.: Рим.1:2-4).

«Здесь Вениамин малый по времени рождения и по числу своего племени (см. Суд.21:3; 1Цар.9:21), однако же обладатель Израиля в лице Саула, здесь князи Иуды, от которого целый род порфироносный ведет свое начало, здесь князи Завулона и князи Неффалима, меньших и отдаленнейших колен Израиля: убо здесь все колена Израиля. Равно и там - в пришествии Мессии - он сам явится как Порфирородный колена Иудова, большая часть первых князей таинственного царства Его произойдет из колена Завулонова и Неффалимова и един меньший по имени своего избрания - от Вениаминова (Апостол Павел)».

Объяснение псалма LXVII

Евфимий Зигабен (†1118)

Предвариша (других) князи (начальствующие) близ (в след) поющих.

Князьями Божественный Давид называет Апостолов, как говорят Афанасий и Феодорит, согласно с сказанным: поставишь их князьями по всей земле (Псал. 44,17). Сии-то, говорит, Апостолы предупредили всех других, уверовавших из язычников, как первые они уверовали во Христа. Поющими называет пророков, как пророчествовавших о Христе с псалтирью и органами. Сих-то пророков державшиеся, или близ них то были Апостолы, неотступно последуя за ними и по времени и по проповеди.

Посреде дев тимпанниц.

Апостолы, говорит, вслед за пророками явились с проповедью среди иудейских собраний, которые называются молодыми по несовершенству жизни их; держащими тимпаны, потому что с тимпанами и другими орудиями (в руке) пели Богу словом; по телесному служению в законе, так как из тела составляется и тимпан. Или Апостолы явились среди поместных церквей Христовых, которые называются молодыми по юности и непорочности веры, а держащими тимпаны—по умерщвлению ради Бога тела, так как и тимпан есть мертвое тело.

Феодорит молодых дев принимает за подвизающихся в девстве и приносящих Богу Божественное песнопение. Слова Афанасия: Молодыми (девами) называет души, которые силою Святого Духа делались крепкими. Дидима: Поющими должно назвать подвизающихся в деятельной жизни, а молодыми (девами) держащими тимпаны—души, умертвившие земные члены и мертвость Иисуса в теле своем носящие.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Ст. 26-28 Предвариша князи близ поющих, посреде дев тимпанниц. В церквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых. Тамо Вениамин юнейший во ужасе, князи Иудовы владыки их, князи Завулони, князи Неффалимли

Здесь уже не о воинстве, ополчающемся на брань, но о торжественном собрании народа глаголет, вводя различные лики певцов, воспевавших хвалы в честь Бога, дарователя побед. И в первом месте поставляет начальнейших певцов, которые по переводу седмидесяти толковников названы князьми не собственно, потом играющих на трубах, посреди же их дев тимпанниц, о которых сказано выше под стихом 13. Следующия за сим слова, благословите Бога от источник Израилевых, некоторые толкуют о сердце, понеже лицемерныя хвалы, которыя в одних токмо устах слышимы бывают, ненавистны Богу. Но сие толкование неосновательно. Давид призывает здесь к хвалению Бога всех тех, которые ведут начало от святаго патриарха Иакова, иначе Израилем проименованнаго. Трудно однако понять, почему Пророк, говоря здесь вообще о священных собраниях народа, в первом месте поставляет колено Вениаминово. Некоторые толковники догадываются, что потомки Вениаминовы по соседству близки были к дому Давидову, так как и другия два колена, Завулоне и Неффалимле, хотя по разстоянию мест и отдалены были, но понеже близким сродством между собою были соединены, то и удостоены чести сея. Другие чрез фигуру синекдоху под именем дальних и ближних весь народ разумеют. Но как могла быть и другая причина, неизвестная нам, чего ради Пророк поставляет колено Вениаминово в первом месте, то лучше сие оставить без решения, не отвергая однако и вышереченных резонов. Впрочем, поелику Пророки, говоря о семействах, часто относятся к родоначальникам: то не дивно, что потомки Вениаминовы в разсуждении праотца своего, который был меньший между сынами Иакова, нарицаются Вениамином юнейшим. Далее, владыкою нарицает Вениамина, может быть, потому, что был некто в колене оном муж храбрый, оказавший на брани знаменитые подвиги, так как и в двух прочих коленах, о которых упоминает. По переводу седмидесяти толковников, тамо Вениамин во ужасе, то же означает, что Вениамин имел удивительную силу, и оказал отличные подвиги, которые ужасили врагов. Почтив таким образом колено Вениаминово, Неффалимле и Завулоне достославным свидетельством, далее всю честь относит к верховнейшей главе, поставляя князей Иудиных начальнейшими вождями над всеми военными силами, так как и над всем собранием народа.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 25-28 Видена быша шествия твоя, Боже, шествия Бога моего Царя, иже во святем. Предвариша князи близ поющих, посреде дев тимпанниц. В церквах благословите Бога, Господа от источник израилевых. Тамо Вениамин юнейший во ужасе, князи Иудовы владыки их, князи Завулони, князи Неффалимли.

Этот грозный и великий Господь торжественно входит в Иерусалим, сопровождаемый хором певцов и музыкой, окруженный предводителями колен

Давид изображает процессию несения Кивота Завета («видели шествие… Бога»). Ядро процессии составлял хор певцов, окруженный девами, с тимпанами в руках, которыми они, вероятно, аккомпанировали пению; впереди певцов и далее шли князья, представители колен. Весь этот смешанный хор, равно как и князья народа, приглашали весь народ благословлять и восхвалять Господа в каждой из сопровождавших процессию группе зрителей, к этому же приглашались и все вообще евреи («вы - от семени Израилева»). Таким образом картина несения Кивота Завета представляет общенародное ликование, где все приглашаются быть участниками благодарного пения Богу, а не просто лишь зрителями. И действительно, здесь присутствовали все колена, как Вениаминово и Иудино, жившие на юге Палестины, так и северные - Завулоново и Неффалимово. Указаны здесь только четыре колена для обозначения всех колен вообще, так как если даже самые отдаленные колена от Иерусалима приняли участие в этом торжестве, то для других колен, ближе расположенных к месту ликования, такое присутствие было еще легче осуществимым. Да и вообще-то в Библии часто две противоположные стороны света - восток и запад, или север и юг - употребляются для обозначения всех стран.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Предвариша князи близ поющих, посреде дев тимпанниц

Начальники колен (князи) открывают шествие (предвариша); за ними музыканты на струнных инструментах и певцы, окруженные девами, ударяющими в тимпаны; к музыкантам обращено требование псалмопевца прославлять Бога.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 25–26 Видена Быша шествия Твоя, Боже, шествия Бога моего Царя, иже во святем. Предвариша князи близ поющих, посреде дев тимпанниц

Под шествиями Бога можно и нужно разуметь те чудные и славные пути Божии, коими Он вел еврейский народ из Египта по пустыне, когда Бог шествовал на ковчеге, или во святом кивоте, как победитель-царь на колеснице, сопровождаемый певцами, музыкальными хорами, среди дев с тимпанами. Ближайшим же поводом к прославлению в настоящем псалме путей Божиих послужило, без сомнения, это благодарно-торжественное шествие к месту богослужения, в преднесении ковчега Завета (предполагаемое многими толковниками псалмов на основании сказанного в 2Цар. 11 и 2Цар. 12:29–31), после победоносно оконченной войны с аммонитянами. И как сие победное шествие, так и все другие пути Божии были в виду у всех верных чад Божиих, в особенности же они носились всегда пред очами псалмопевца, который и говорит здесь: видимы были шествия Твои, Боже, шествия Бога моего, Царя моего, Сущего во святилище; впереди шли начальные за поющими, а посреди – девы-тимпаниицы. А так как при сем изображении чудных путей Божиих мысль псалмопевца пророка устремлена была и в будущие события Царства Христова, то под шествиями Божиими, по изяснению св. Афанасия Великого и блж Феодорита, разумеются события новозаветного домостроительства, в которых также видны пути Божия промышления о мире, как-то: рождение от Девы, чудотворения, восшествие на крест, вольная смерть Сына Божия, воскресение Его из мертвых и восхождение Его на небеса. Будучи сам царем, псалмопевец именует совершающего чудные шествия и Богом и Царем своим, как Царя царей, являющегося во святем, т.е. на горе Синай, а по толкованию Феодорита – во храме, восприятом от семени Давидова (т.е. в человеческом естестве). Под князьями те же отцы-толковники разумеют св. апостолов (см. Пс. 44:18); под именем поющих – приносящих словесные жертвы хвалы, которые первые предначали (предвариша) служение Евангельское. Девами-тимпанницами называют: св. Афанасий души уверовавших, а блж. Феодорит – «хранящих девство и приносящих божественное сладкопение» (3, с. 223–224:6, с 313].

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible