Скрыть
Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите;

Святые отцы

Прочие

Иларий Пиктавийский, свт. (†347)

Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите

Господь увещает апостолов, чтобы они воздерживались ходить по путям язычников, но это не значит, что Он не посылает их для спасения язычников, но то, что им следует избегать дел и образа жизни непросвещенных язычников. Апостолам также запрещено входить в самарянские города. Но разве Сам Он не проявил заботы о самарянке? Здесь апостолам повелевается не посещать собрания еретиков, потому что искажения веры ничем не отличаются от [языческого] неведения. Затем, Господь посылает их к погибшим овцам дома Израилева (см. Мф. 10:6). Но ведь они неистовствовали против Него змеиными языками и волчьими клыками! Тем не менее наследники закона должны были обладать первоочередным правом услышать евангельскую проповедь, и чем меньше оправданий оставалось у Израиля в его преступлении, тем большее усердие следовало проявлять в его увещании.

Комментарии на Евангелие от Матфея

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 5-6 Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева

Но посмотрим, куда и к кому Христос посылает их? Сих двенадцать, говорит, послал Иисус. Кто же они таковы? Рыбари, мытари. Четверо из них были рыбари, двое мытари – Матфей и Иаков, а один и предатель.

Что же говорит им? Тотчас заповедует им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева.

Не подумайте, говорит Он, будто за то, что они Меня поносят и называют беснующимся, Я питаю к ним ненависть и отвращение; напротив, Я стараюсь исправить их прежде других, и запрещаю вам ходить к другим народам; к ним посылаю вас учителями, врачами. И не только запрещаю вам проповедовать кому-либо прежде их, но не позволяю даже и ступать на путь, который ведет к язычникам, и входить в город самарянский.

И самаряне были противниками иудеев, хотя их обращать было удобнее, потому что они гораздо более расположены были к вере, а обращать иудеев было труднее. И, однако, Иисус посылает апостолов к упорным иудеям, показывая тем Свое о них попечение, заграждая их уста, и пролагая путь проповеди апостольской, чтобы после не стали жаловаться, что апостолы пошли к необрезанным, и чтобы не имели никакой благовидной причины убегать и отвращаться их. Называя же их овцами погибшими, а не заблудившимися, всячески внушает им мысль о прощении, и привлекает сердца их.

Беседы на Евангелие от Матфея

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 5-6 Не идите по направлению к язычникам и не входите в город Самарянский, а идите преимущественно к погибшим овцам дома Израилева

Это место не противоречит тому повелению, которое дается потом: Идите, учите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28:19), потому что первое повеление дано до воскресения, а второе - после воскресения. Действительно, сначала должно было возвестить пришествие Христово иудеям, чтобы они не имели основания оправдываться (ne justam haberent excusationem), говоря, что они потому отвергли Господа, что Он послал апостолов к язычникам и Самарянам. В переносном смысле нам, носящим имя христиан, заповедуется, чтобы мы не блуждали по пути еретиков и язычников, так что, отделяясь [от них] в вере, мы должны отличаться [от них] и своей жизнью.

Толкование на Евангелие от Матфея

Исихий Иерусалимский, прп. (†433)

Недоумение XV. Как Господь, сказав апостолам «На путь язычников не ходите и в город самарянский не входите» (Мф. 10:5), Сам, оказавшись в Самарии, просил пить [воды] у самарянки и, когда множество самаритян вышли к Нему, беседовал [с ними] (Ин. 4:9-30)?

Разъяснение. Заповедь эту прежде Креста дал ученикам [Христос], желая отнять всякий повод [к нападкам] от иудеев. После же [Креста] говорит: «Научите все народы» и прочее (Мф. 28:19), чтобы иудеи, исполненные зависти, не вознегодовали на Него. Кроме того, путь может быть не у язычников только, но и у иудеев, и у всех. Ведь не одни лишь язычники собственным образом по пути идут. Путь же язычников в переносном [смысле] – это идолослужение, магические заклинания, астрология. [В] город самарянский вошёл [Он], идя дорогой [в Галилею] (Ин. 4:4). Ведь не отличался Он жестокосердием, чтобы Иудеев, отвергающих Его привлекать [к Себе], а самаритян, уверовавших и влекущихся к Нему, отвергать. Цитаты из Св. Писания, если это особо не оговорено, приводятся по переводу еп. Кассиана (Безобразова) и П.А. Юнгерова. Слова в квадратных скобках отсутствуют в оригинале и добавлены для связности речи.Перевод: иерей Роман Романов.

«Собрание недоумений и разъяснений»

Исидор Пелусиот, прп. (†440)

Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите

Не идти на путь язык - значит не сходиться с ними в образе мыслей, равно как и во град самарянский не входить значит не то, чтобы удаляться от сожительства с ними, но чтобы не приобщаться к их злочестию и лукавству.

Письма. Книга I

Григорий Великий, Двоеслов, свт. (†604)

Ст. 5-6 Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева

Когда всем известно, возлюбленнейшие братья, что наш Искупитель пришел в мир ради искупления [всех] народов, когда видим, что Он ежедневно призывал самарян к вере, что же означает то, что, посылая учеников на проповедь, Он говорит: На путь к язычникам не ходите и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева? Это означает, как мы заключаем из конца дела, что прежде Он хотел проповедовать только иудеям, а после всем язычникам, чтобы, когда те отвергнут призыв к обращению, святые проповедники направились в свою очередь к призванию язычников (поскольку проповедь нашего Искупителя, отвергнутая своими, нуждалась в языческих народах, которые были словно бы чужие) и чтобы то, что для иудеев было свидетельством [исполнения обетований], для язычников стало преизбытком благодати. И в Иудее тогда были люди, способные к тому, чтобы слышать призвание, и среди язычников были неспособные.

Сорок бесед на Евангелия

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 5-7 Сих двенадцать послал Иисус и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите и в город Самарянский не входите, а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева. Ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное

«Сих» - кого? Рыбарей, простых людей, мытарей. Первоначально посылает их к иудеям, чтобы они не могли сказать: апостолы были посланы к язычникам, поэтому мы, иудеи, не уверовали. Итак, Он делает иудеев безответными. Самарян ставит наряду с язычниками, так как они, будучи вавилонянами, населяли Иудею и не принимали пророков, а только пять книг Моисеевых. Под Царством Небесным разумеет блаженство. Господь дает апостолам чудеса, как оружие, говоря им: больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте (Мф. 10:8).

Толкование на Евангелие от Матфея

Евфимий Зигабен (†1118)

Ст. 5-6 Сия обанадесять посла Иисус, заповеда им, глаголя: на путь язык не идите и во град самарянский не внидите: идите же паче ко овцам погибшым дому Израилева

Сия обанадесять посла Иисус, заповеда им

Каких сих? Рыбарей и мытарей; Петр, Андрей, Иаков и Иоанн были рыболовы, а Матфей и Иаков Алфеев – мытари. Лука (6, 12-13) указал и место, на котором Он отделил их для апостольства. Он сказал: изыде в гору помолитися: и бе об нощь в молитве Божии. И егда бысть день, призва ученики Своя и избра от них дванадесяте, ихже и Апостолы нарече и т. д. Но не тогда Он послал их. А Марк (6, 7) говорит о способе, что начат их посылати два два, – два, конечно, ради взаимного утешения.

глаголя: на путь язык не идите, и во град Самарянский не внидите: идите же паче ко овцам погибшым дому Израилева

Сначала посылает учеников в иудейские города и села, как учителей и врачей, показывая этим Свою преимущественную любовь к иудеям и чрезмерное попечение о них; претерпевая от них обиды, Он не помнит этого, но старается всяким способом исправлять и врачевать их. Поэтому запрещает посланным касаться пути, ведущего к язычникам, и повелевает не идти в город Самарянский, лежащий между иудейскими городами, так как самаряне, наполовину сохраняя иудейство, враждебно относились к иудеям. И со всех сторон затыкает уста неблагодарных, хотя они, предпочтенные Им пред всеми, больше всех обесчестили Его. По справедливости назвал их погибшими овцами дома Израилева, – овцами, как пасомых некогда Богом: Пасый, говорит, Израиля, вонми (Пс. 79, 2) , – погибшими, как изнуренных и рассеянных, как выше было сказано, – а овцами дома Израилева, как Израильтян. Назвав так иудеев, Он смирял гордость учеников и внушал им заботу о чистоте души.

Толкование на Евангелие от Матфея

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите

По общему мнению древних толкователей, которое особенно хорошо выражают Златоуст, Иероним и Феофилакт, запрещение отправляться с проповедью к язычникам и самарянам вызвано было тем, что ученики должны были прежде всего проповедать иудеям, которые после этого не могли уже иметь никакого предлога говорить, что первоначальная проповедь была направлена не к ним, и приводить этот факт в свое извинение. В виде параллели указывают при этом на Деян. 13:46. Запрещение проповедовать язычникам и самарянам было дано несмотря на то, что как язычники, так и самаряне были даже способнее иудеев к принятию евангельской проповеди. Впоследствии, по воскресении, это запрещение было отменено.

Толковая Библия

Троицкие листки (XIX в.)

Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите

Перечислив по имени двенадцать избранных апостолов, святой евангелист продолжает: Сих двенадцать (из которых четверо были рыбари, двое, Матфей и Иаков, – мытари и один предатель) послал Иисус на проповедь Своего Евангелия. Он избрал не богатых и знатных, не ученых, а самых простых людей, с чистой душой и непорочным сердцем, способным воспринимать благодатное семя Его учения. Господь знал, что ученые книжники и законники, священники и фарисеи извратили все понятия о духовном и неспособны сделаться провозвестниками Его Божественного откровения. Впоследствии Господь призвал и из ученых одного – великого апостола Павла.

Теперь же Он вверяет Свою истину благовестия не премудрым и разумным, а младенцам, по простоте их верующего сердца. Мало-помалу они возвышались духом, совершенствовались, забывали свою личность; Он один наполнял все их существо, их мысли, их сердца. И это постепенно преобразовывало, перерождало всю их духовную природу, пока, наконец, сошествием на них Святаго Духа в день Пятидесятницы, после вознесения Господня, они совсем не стали новыми людьми. Только один Иуда Искариот омрачает своим именем этот светлый сонм Христовых апостолов. Он был человеком крайне себялюбивым и корыстным. Имея самые грубые, чувственные понятия о Царстве Мессии, он только потому и последовал за Христом, что мечтал получить высокое место в Его земном царстве. Господь, конечно, видел его злую природу, но избрал его в число двенадцати, чтобы он, пребывая около самого Источника всякого добра, получил возможность исправиться и обновиться. Злополучный ученик не захотел воспользоваться этой близостью и показал собой скорбный пример того, что и Бог не спасает грешника насильно, если сам грешник не пожелает всем сердцем себе спасения… Но вернемся к Евангельскому повествованию. Настало время на опыте познакомить апостолов с обязанностями и трудностями их служения; пока и проповедь их должна ограничиться немногим, – не более, как возвещением того, что приблизилось Царствие Божие, с чего начали свою проповедь и Иоанн Предтеча и Сам Иисус Христос. И вот, посылая их на проповедь, приготовляя в лице их не только проповедников Евангелия для всей вселенной, но и великих подвижников благочестия, Господь дает им самые подробные наставления: и заповедал им, говоря: на путь к язычникам теперь пока не ходите, даже и не касайтесь того пути, который ведет к язычникам, чтобы Иудеи не стали обвинять вас, будто сходитесь в образе мыслей с нечистыми и отверженными, по их понятиям, язычниками, и в город Самарянский не входите, иначе станут говорить, что вы сделались участниками в злочестии и лукавстве Самарян.

Троицкие листки. №801-1050

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева;

«К язычникам не ходите»: не пришло еще время проповедывать язычникам Евангелие царства. Соответственно божественному правилу спасения человечества (ср. Мф.15:24), Евангелие прежде должно быть возвещено иудеям (ср. Ин.4:22), древнему народу Божия Завета, которому обещан был Мессия по пророчествам, в среде которого Он и явился. «Я стараюсь исправить их прежде других, и запрещаю вам ходить к другим народам, – и не только запрещаю вам проповедывать кому-либо прежде их, но не позволяю даже касаться пути, который ведет к язычникам, и входить в город Самарянский... дабы после не стали (иудеи) жаловаться, что апостолы пошли к необрезанным Ассириянам, и дабы не имели никакой благовидной причины убегать и отвращаться их» (3лат., ср. Феофил.). После уже, по воскресении, Господь послал апостолов и к язычниками – во весь мир с проповедью Евангелия (Мф.28:19).

«В город Самарянский»: ни в какой город Самарянский не входите. Самаряне занимали страну, некогда обитаемую коленом Ефремовым и полуколеном Манассииным, между Галилеею и Иудеею, так что чрез нее лежал прямой путь сообщения между сими последними. Население Самарии составляла смесь евреев, оставшихся от пленения 10-ти колен Израильского царства царями ассирийскими, и язычников, переселенных на место отведенных в плен, из разных областей Ассирийского царства (4Цар.17:23-24). Переселенцы эти сначала служили своим богам; потом, наученные одним священником поклоняться истинному Богу, стали почитать и Его, но вместе с тем не оставляли служения и своим богам, и таким образом их религия была не чистой религией иудейской. Между ними и иудеями, обитавшими в собственной Иудее, были споры и вражды, причины которых были следующие: 1) иудеи, по возвращении из плена, отказали самарянам в участии при построении нового храма; 2) в отмщение за это самаряне, когда Неемия начал устроять стены около опустошенного Иерусалима, всячески препятствовали этим постройкам; 3) самаряне, выпросив у персидского царя позволение, выстроили себе собственный храм на горе Гаризин и установили свое особенное священство, придерживаясь закона Моисеева, и таким образом внесли раскол, так как по Моисееву закону у евреев должен быть один храм и одно священство; 4) Самария сделалась с течением времени убежищем иудейских преступников, и это поддерживало недобрые отношения между двумя областями; 5) самаряне принимали только 5 книг Моисеевых и отвергали писания пророков и все предания иудейские. По всем этим причинам иудеи смотрели на самарян не лучше, чем на язычников, и считалось преступным входить в какие бы то ни было сношения иудею с самарянином (Ин.4:9). И Господь здесь поставляет самарян наряду с язычниками, не позволяя до времени апостолам ходить и к ним с проповедью Евангелия. Впрочем Господь сам проповедовал им Евангелие (Ин.4:6-26), и апостолы после вознесения приходили туда с проповедью и обратили самарян к вере во Христа (Деян.8:5-25).

«Овцам погибшим» (ср. прим. к Мф.9:36): не имеющим истинных пастырей, наставников в вере, и потому – истинной веры, и в заблуждении погибающим.

«Дома Израилева»: народа израильского или вообще еврейского (Лев.10:6; Исх.19:3 и др.).

«Наипаче»: особенно, главным образом, прежде всего, прежде чем идти к язычникам и самарянам, ибо еврейский народ был народ, избранный Богом; ему обещан был Мессия, он давно уже ожидал Его и, следовательно, имел право первый, прежде язычников и самарян, услышать проповедь или благовестие о пришествии Мессии.

Толкование на Евангелие от Матфея

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Ст. 5-6 Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева

На путь язык (к язычникам) не идите. Язычники – это люди, после столпотворения Вавилонского потерявшие веру в истинного Бога и признававшие за Бога разные приносившие пользу или вред твари, например, солнце, огонь, воду, некоторых животных, прославившихся чем-либо людей или какие выдуманные божества. Называются эти люди язычниками оттого, что идолопоклонство началось со времени смешения языков, а идолопоклонниками, конечно, от почитания идолов. Так как со времени Авраама народ еврейский был избран Богом для сохранения истинной веры на земле, сему народу был обещан Мессия – Христос Спаситель, и от сего народа Он имел произойти и среди Него явиться; то прежде всех и должна начаться проповедь у Евреев (Ин. 4, 24) и затем уже после них – у всех других народов (28, 19. Мк. 16, 15). Во град (ни в какой город) Самарянский не внидите (не входите). Самаряне – это был народ, живший в средине еврейской земли, или Палестины, между областями Иудеею и Галилеею. Народ этот состоял из смеси Иудеев, которые остались здесь от пленения десяти колен израильского царства Ассириянами, и язычников, которые переселены были из разных областей Ассирийского царства на место отведенных в плен (4Цар. 17, 23 -24). Переселенцы эти, наученные священником, приняли еврейскую веру, но не оставляли служения и своим богам, и таким образом религия их состояла из смешения иудейской и языческой и называлась Самарянским расколом. Из священных книг Самаряне принимали только 5 книг Моисеевых, следовательно, не принимали писания пророков. Господь до времени не позволил апостолам ходить с евангельскою проповедью и к Самарянам, хотя Сам проповедовал у них (Ин. 4 гл.). Идите же паче к овцам погибшим дому Израилева. Паче – наипаче, главным образом, т. е. прежде язычников и Самарян (чит. объясн. 5 ст.). Овцам погибшим, т. е. не имеющим истинных пастырей, а потому и истинной веры, и погибающим в заблуждении (чит. объясн. 36 ст. 9 гл.). Дома Израилева, т. е. народа еврейского (Лев. 10, 6. Исх. 19, 3 и дал.). Господь запретил апостолам идти с проповедью к язычникам и Самарянам еще для того, чтобы иудеи не стали обвинять их, что они входят в общение с людьми недостойными, и чуждаться их; а также и жаловаться, что ходили к таким людям.

Толкование на Евангелие от Матфея

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О священстве.

Мф.10:5-6. И апостолы не самолично пошли на дело проповеди, а их «послал Иисус». Даже на низшую степень священства – диаконство требовалось избрание и рукоположение: Деян.6:6, так же, как рукополагали пресвитеров: Деян.14:23; присваивающие себе это звание уподобляются разбойникам: Ин.10:1-3.


Лк.11:33-35. Из этих слов видно, что «светильник» не сам собою появляется, а зажигают его и ставят на подсвечнике, так равно не должен никто сам предвосхищать честь священства: Евр.5:4; Ин.10:1; но нужно быть для этого призванному и рукоположенному:Мф.10:5; Деян.14:23; Тит.1:5.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О священстве и лжеучителях.

Ин.10:1-4. Дверью входят те пастыри и учители церковные, о которых сказано в Писании: Мф.10:1-6; Ин.20:21-22; Деян.6:6;14:23; 1Тим.4:14; Тит.1:5; а «прелазящие инде», не дверью, т. е. воры и разбойники религиозной жизни, познаются на основании следующих мест Писания: 1Ин.4:1-3; 2Петр.2:1-2; их нужно беречься (остерегаться): Мф.7:15;24:4-5; Иер.23:16.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О пастырстве.

Мф.11:25. Евангельское учение открывается младенцам не по уму, а младенцам на злое: 1Кор.14:20; о непокорных заповедям говорится: 1Кор.14:21-22. Чтобы проповедовать, недостаточно одной способности, нужно – посольство: Рим.10:15; Тит.1:5; 2Тим.1:6.

Мф.23:15. В православной Церкви в каждом районе, есть свои пастыри право поставленные: Тит.1:5, которым сказано: 2Тим.4:2. Очевидно, здесь разумеются не поставленные Господом на дело проповеди, а путешествующие по собственной воле: Рим.10:15; Евр.5:4;6:4-6.

Ин.1:41-42. Здесь убедительное доказательство избрания и посланничества на дело пастырского служения. Вот ап. Петр – камень, основание Церкви: Мф.16:18, вот избрание других апостолов: Мф.10:1-5; Лк.10:1-2, но нигде не сказано, чтобы это великое служение могли предвосхищать люди сами собою: Евр.5:4; о преемственной же передаче апостольско-пастырского служения говорится: Тит.1:5.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О пастырстве.
 

Лк.12:1. Господь предостерегает сим от всего дурного, как в образе мыслей, так и в образе жизни, что заметно было в фарисеях, но слушать, чему учили фарисеи, Господь повелел: Мф.23:3. Новозаветные пастыри в лице апостолов и их преемников Самим Господом избраны на дело пастырства: Мф.28:19-20; Еф.4:11; и кто отвергает их, тот отвергает Самого Господа Иисуса Христа, сказавшего: Лк.10:16; Ин.13:20.

Ин.10:14. Господь знает своих «овец» тех, которых дал Ему Отец: Ин.6:37, в числе их 12 и 70 апостолов: Мф.10:5, апостолы рукополагали себе преемников: Деян.14:23, Тит.1:5; слушающий их, слушает Самого Господа и наоборот: Лк.10:16.

Ин.10:27. Тот же голос Христов передается и посланными Им пастырями: Мф.28:19-20, Еф.4:11-12, кто не слушает их, тот не слушает и Господа: Лк.10:16; стало быть, тот и не овца Его, потому что не слушает голоса Его.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible