Скрыть
и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится.

Святые отцы

Прочие

Иларий Пиктавийский, свт. (†347)

Ст. 12-13 а входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему; и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится

Эти слова подвигают разум к серьезному размышлению. Ведь если апостолы не будут пользоваться гостеприимством, пока не узнают достойного, то каким образом после этого обнаружится недостойный? И каким образом он сможет слушать их слова и не принять их? Либо не следует опасаться этого, если речь идет о человеке праведном; либо, если он оказался недостойным, не следует оставаться под его кровом. Какая будет польза спрашивать и искать достойного, если по отношению к недостойному [хозяину] предписывается и почтение, и наказание? Господь предписывает им не входить в дома и не пользоваться гостеприимством тех, кто или отвергает Христа или не знает; в каждом городе выяснять, кто из его жителей достоин того, чтобы поселиться у него, то есть обитают ли здесь Христос и Церковь; а также не переходить в другое место, если им встретится достойный дом и праведный хозяин.

Многие из иудеев имели такую привязанность к закону, что, хотя и могли уверовать в Христа через удивление Его делам, однако продолжали пребывать в делах закона. Другие из любопытства хотели узнать о свободе, которая есть во Христе, и лишь делали вид, что перешли от закона к Евангельской истине; многие же впадали в ересь из-за извращенного понимания. И поскольку все люди такого рода, обманывая и обольщая слушателей, лгали, что они обладают кафолической истиной, Христос повелевает, чтобы апостолы искали достойного, у которого им следует остановиться. И если они, прельстившись ложными словами, по неведению могут попасть к такому хозяину, то следует с осторожностью и вниманием выбирать дом, который назван достойным, то есть Церковь, которая называется кафолической. Христос повелевает каждый дом приветствовать миром, но так, чтобы «мир» был скорее сказан, чем дан. Ибо Он наставляет их следующим образом: Приветствуйте его, говоря: мир дому сему. Следовательно, приветствие мира произносится словами и должно быть выражено проповедью деятельной любви. Далее, Иисус указывает на то, что собственно мир, являющийся средоточием сострадания, не должен приходить на дом, который недостоин; ибо если дом окажется недостойным, то таинство небесного мира следует удерживать в своем сознании.

Комментарии на Евангелие от Матфея

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 12-13 а входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему; и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится

Продолжая то же наставление, говорит: а, входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему; и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится.

Смотри, до каких подробностей Он доходит в Своих наставлениях, – и не без причины. Он готовил их быть подвижниками благочестия и проповедниками вселенной…

Беседы на Евангелие от Матфея

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 12-13 а входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему; и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится

Прикровенно, но выразительно Он указал (occulte expressit) на приветствие еврейского и сирийского языков; действительно, то, что по-гречески выражается словом χαίρε (радуйся), а на латинском языке словом ave (здравствуй), на еврейском и сирийском языках выражается словами salom lach (שלום לד) salom emmach (שלום ממד), т. е. «мир с тобою». А повеление Его имеет такое значение. Входя в дом, вы от сердца желайте мира домохозяину и, насколько это зависит от вас, укрощайте ссоры, возникающие вследствие несогласия. И если не возникнет вражды, то вы будете иметь награду за принесенный мир; раздоры будут иметь только те, которые пожелают их.

Толкование на Евангелие от Матфея

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 12-13 а, входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему. И если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится

Под целованием и миром разумей благословение, которое пребывает только с достойными. Узнай же отсюда, что преимущественно наши дела благословляют нас.

Толкование на Евангелие от Матфея

Онуфрий (Гагалюк), сщмч. (†1938)

Ст. 12-13 а входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему; и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится

Христианин творит добро независимо от того, достоин ли сего человек или нет. В настоящее время верующих во Христа окружают массы врагов, злобных и ненавидящих их. Мы не должны им делать зла, напротив, благословлять и оказывать любовь. А если будут смеяться над нами и нашим добрым к ним отношением, им же хуже, – они лишают себя добра нашего. Мы же будем спокойны душою в сознании того, что нами совершено все, что требовал от нас христианский долг.

В защиту христианской веры. Размышления на избранные места Священного Писания

Евфимий Зигабен (†1118)

и аще убо будет дом достоин, приидет мир ваш нань: аще ли же не будет достоин, мир ваш к вам возвратится

Так как часто случается, что принимающий имеет только имя достойного человека, а жизнь недостойную, то говорит: если дом будет достоин, то мир, данный вами, придет на него, т.е. воздействует, и он будет наслаждаться миром и спокойствием; если же дом этот будет недостоин, то мир ваш возвратится к вам, т.е. ничего не воздействует; и вы, взяв его с собой, уходите. Обрати внимание на то, что Он не сообщил им, как заранее различить достойного от недостойного, чтобы не имея весьма необходимого, они смирялись как несовершенные. Должно удивляться также, как Он, лишив Апостолов всего, опять дает им все. Ибо кто с радостью не примет настолько скромных и не заботящихся (о многом), блистающих не только учением и чудесами, но что важнее – жизнью?

Толкование на Евангелие от Матфея

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится

Мир в словах Спасителя как бы олицетворяется, представляется как бы лицом, которое входит к хозяину; но отвергнутый им, возвращается к апостолам. Под миром можно разуметь вообще благосостояние, зависящее от спокойствия, здоровья, отсутствия вражды, споров, несогласий, разделений; в переносном смысле словом мир означается спасение.

Толковая Библия

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Ст. 12-13 а входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему; и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится

Входяще в дом, т. е. в семейство (Ин. 4, 53), целуйте (приветствуйте) его, глаголюще (говоря): мир дому сему. Приветствуйте – сами прежде, не ожидайте приветствия от других. Мир – благожелание спокойствия или счастья. Мир тебе или вам – это обычное приветствие у Евреев (Быт. 30, 23. Лк. 10, 5). Придет мир ваш нань (на него), т. е. ваши благожелания этому семейству исполнятся, при содействии вашей молитвы о них и вашей проповеди и наставлений. Мир ваш к вам возвратится, т. е. мир, которого вы пожелали бы сему семейству, не будет дан, – ваши благожелания не исполнятся на нем (Пс. 35, 13).

Толкование на Евангелие от Матфея

Троицкие листки (XIX в.)

и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится

И если дом будет достоин, если семейство, куда войдете, окажется не по имени только, но на деле добрым, то мир ваш придет на него, ваши благие пожелания исполнятся на нем при содействии ваших молитв, вашей проповеди, ваших наставлений. если же не будет достоин, если люди окажутся лицемерами и оскорбят вас, то первым наказанием им будет то, что мир ваш к вам возвратится, они лишатся мира, которого вы им пожелали, ваши благие пожелания не исполнятся на них и останутся при вас как плод вашей же любви.

Троицкие листки. №801-1050

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете; а входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему; и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится.

«Кто достоин»: по связи речи, достоин того, чтобы вы остановились и жили у него, кто добр, благочестив, расположен к принятию проповеди о Царстве Божием и самих проповедников, «дабы недоброю славою принявшего (апостолов) не посрамить достоинства самой проповеди» (Иерон.). Господь запрещает апостолам произвольно изменять место пребывания, что было бы несообразно ни с их достоинством, ни с их призванием, так как препятствовало бы им безраздельно предаться их главному делу – проповеди, а оставаться в дружелюбно принявшем их доме. «Дабы не стали говорить о них, как о чревоугодниках, и дабы того, кто принимает, не оскорбить» (Феофил., ср. Злат).

«В дом»: семейство (ср. Мф.12:25; Ин.4:53), о котором апостолы узнают, что оно достойно, т.е. благорасположено к принятию проповеди и проповедников.

«Приветствуйте» и пр.: «испрашивайте мира ему» (Евф. 3игаб.). Слова приветствия мир дому сему указывают на обычное у иудеев приветствие: мир тебе или вам (Быт.43:23; Суд.19:20; Лк.10:5). Мир – благожелание спокойствия и счастья.

«Мир ваш придет на него»: ваши благожелания исполнятся, осуществятся на нем, споспешествуемые вашими молитвами, вашей проповедью, вашими наставлениями.

«К вам возвратится»: мир, которого вы пожелали бы дому, не дан будет ему, ваши благожелания не исполнятся на нем (ср. Пс.34:13); «мир ничего не воздействует и, взяв его с собою, уходите» (Евф. Зиг.).

Толкование на Евангелие от Матфея

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible