Скрыть
Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях.

Святые отцы

Прочие

Иларий Пиктавийский, свт. (†347)

Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях

Мы не видим в Евангелии, чтобы Господь имел обыкновение проповедовать ночами и передавать учение в темноте. Но поскольку любая Его проповедь для плотских людей - это тьма и всякое Его слово для неверующих - ночь, Он велит, чтобы сказанное в темноте проповедовалось при свете и что сообщается на ухо, то возвещалось на кровлях, то есть с высоты и громким голосом.

Комментарии на Евангелие от Матфея

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях

Конечно, тьмы не было, когда Христос говорил это, и говорил Он ученикам не на ухо; здесь употреблен лишь усиленный оборот речи. Так как Он беседовал с ними наедине и в маленьком уголке Палестины, то и сказал – во тьме и на ухо, желая противопоставить образ настоящей беседы с тем дерзновением в проповедании, которое Он имел даровать им.

Не одному, не двум и не трем городам, но всей вселенной проповедуйте, говорит Он, и, проходя землю, море, места обитаемые и необитаемые, с открытой головой и со всякой смелостью говорите все царям и народам, философам и риторам. Потому Он сказал: на кровлях и при свете, т. е. без всякой робости и со всей свободой. Но для чего Он не сказал только: проповедуйте на кровлях, и: говорите при свете, а присовокупил еще: что говорю вам в темноте, и: что на ухо слышите? Для того чтобы ободрить их в духе.

Подобно тому как в другом месте Он говорил: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит (Ин. 14:12), так и здесь присовокупил эти слова для того, чтобы показать, что Он все совершит через них, и совершит более, нежели сколько совершил Сам.

Я, говорит Он, положил начало и предначинание, и через вас хочу совершить гораздо более. Говоря это, Он не только дает им повеление, но и предсказывает будущее с совершенной уверенностью в истине слов Своих, и показывает, что они все преодолеют, причем опять прикровенно искореняет в них страх злословия. Подобно тому, как проповедь эта, неприметная теперь, распространится всюду, так и худое мнение иудеев скоро исчезнет. Потом, ободрив и возвысив их, Он опять предсказывает опасности, воскрыляя дух их и вознося превыше всего.

Беседы на Евангелие от Матфея


Слыша слова Его: «что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях; что говорю вам в темноте, говорите при свете», ты разумеешь не то, будто Он заповедует оставить улицы и площадь и проповедовать на кровлях – потому что не видно, чтобы ученики делали это – но слова: «на кровлях» и: «при свете» выражают смелость; а слова: «на ухо» и: «в темноте» означают: то, что вы слышали в малой части вселенной и в одной стране – Палестине, возвещайте по всей земле. Не во тьме и не на ухо, в самом деле, беседовал Он с ними, а часто на высоких горах и в синагогах.

Беседа 2-я на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу»

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях

Услышанное тайно вы проповедуйте открыто и чему научитесь наедине (abscondite), о том говорите всенародно. Смело учите по всем городам и по всему миру тому, чему Я научил вас в незначительной по пространству земле Иудейской.

Толкование на Евангелие от Матфея

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Что говорю вам в темноте, говорите при свете, и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях

Что, говорит, сказал вам одним только и в одном месте, ибо это означают слова: «на ухо» и «в темноте», - об этом учите смело и громко, так, чтобы все слышали вас, но так как за смелостью следуют и опасности, то прибавляет: И не бойтесь убивающих тело, души́ же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне(Мф. 10:28).

Толкование на Евангелие от Матфея

Троицкие листки (XIX в.)

Ст. 26-31 Итак не бойтесь их, ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано. Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях. И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне. Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц

Итак не бойтесь их: не бойтесь тех, которые будут безчестить и осмеивать вас; подождите немного, и все будут называть вас спасителями и благодетелями вселенной. Ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано. Время все сокровенное открывает; оно изобличит и клевету врагов, и откроет вашу добродетель. Если вы в самом деле окажетесь светильниками и благодетелями, то люди не будут смотреть на слова ваших врагов, но на истину дел ваших. Тогда они сами окажутся клеветниками. А потому возвещайте слово спасения с дерзновением: что говорю вам в темноте, если что теперь Я говорю вам одним только, втайне, говорите при свете, говорите всенародно, и что на ухо слышите, что слышите теперь от Меня как тайну, о том проповедуйте тогда на кровлях, открыто, смело и громко, с высоты кровель, так чтобы все слышали вас. «Не одному, не двум и не трем городам, но всей вселенной проповедуйте, и, проходя землю, море, места обитаемые и необитаемые, с открытой головой и со всей смелостью говорите все царям и народам, мудрецам и витиям. Конечно, когда Он так говорил им, не было тьмы, и говорил Он им не на ухо; Он употребил в речи преувеличение для большей силы слова Своего. Он беседовал с ними теперь наедине, в небольшом уголке Палестины, и словами: в темноте и на ухо хотел показать различие между образом настоящей беседы и тем дерзновением в проповедании, которое они имели от Него получить». Но с таким дерзновением в проповеди соединены и опасности, а потому Господь учит апостолов презирать и самую смерть: И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить, и не оставляйте из-за этого проповеди.

«Видишь ли, – говорит святитель Златоуст, – как Он ставит их не только превыше забот, злословий, опасностей и наветов, но убеждает их презирать то, что всего страшнее, презирать самую смерть, и не просто смерть, но смерть насильственную? Это вас избавит от истинной смерти, ибо хотя вас и будут умерщвлять, но не погубят того, что в вас есть самое лучшее, хотя бы о том и всемерно старались. Поэтому-то не сказал Он: души же не убивающих, но не могущих убить. Ибо хотя бы они и хотели это сделать, но не смогут!»

Итак, если вы боитесь муки, то бойтесь муки гораздо более ужасной: а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне, бойтесь Того, Кто послал вас на это служение, Кто потребует от вас отчета в порученном вам деле и имеет власть наказать не здесь только, но и в самой вечности. Страх перед людьми отражайте страхом перед Богом. Смерть временная, для всех притом неизбежная, ничто в сравнении со смертью вечной, с наказанием в геенне. Так в кратких словах Господь утверждает учеников в учении о бессмертии души; дабы тогда, когда будут их умерщвлять и закалать, они не подумали, что терпят все потому, что оставлены, Он опять начинает речь о Божием Промысле, говоря: помните, что Промысл Божий простирается на самые, по-видимому, маловажные предметы: не две ли, например, малые птицы продаются за ассарий? не продаются ли две малые птички, два каких-нибудь воробья или горлицы, за один ассарий, за самую мелкую монету? И ни одна из них не упадет на землю, ни одна из них не попадет в расставленные сети, или не упадет мертвой из воздушного пространства или с дерева на землю, без воли и без попущения Отца вашего Небесного; у вас же и волосы на голове все сочтены. «Если же Он знает все происходящее и может сохранить вас, и хочет, – говорит святитель Златоуст, – то каким бы вы ни подвергались страданиям, не думайте, что страждете потому, что Бог оставил вас. Он не хочет избавить вас от бед, но хочет заставить вас презирать беды. Это-то и составляет, собственно, избавление от бед». Итак, не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц, и Бог до мелочей знает все, что вас касается, и если Он не попустит, то никто не коснется вас. Самые волосы ваши на счету у Меня; неужели Я покину вас, которых так люблю? Так говорил Господь Своим ученикам, по замечанию святителя Златоуста, не потому, будто Бог считает волосы, но чтобы показать совершенное Божие ведение и великое попечение о людях. И хотя не говорит прямо, что Он есть Тот самый, Который может погубить душу и тело, но из сказанного уже ясно, что Он есть Судия… Итак, не будем бояться смерти, ибо мы воскреснем для жизни гораздо лучшей…

Троицкие листки. №801-1050

Евсевий Эмесский, еп. (†460)

Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях

Но кто-нибудь спросит: «Если благо - говорить при свете, почему Он Сам говорил во тьме? И если благо - проповедовать на кровлях, почему Он Сам говорил на ухо?» Ведь если бы Он говорил от Себя, [это] было бы ложью, как сказали иудеи: Ты Сам о Себе свидетельствуешь; свидетельство Твое неистинно (Ин. 8:13). Поэтому, чтобы не казалось, что Он присваивает Себе честь и говорит не ради истины, и чтобы иудеи, которые были готовы на все, не ускорили [Его] страдание, определенное Отцом, Он Сам своевременно молчит, но повелевает ученикам говорить и провозглашать это, [поступая таким образом], конечно, не из страха (ведь это свойственно людям, не ведающим достоинства Господа Иисуса), но определяя, когда надлежит молчать, а когда говорить.

Гомилии

Евфимий Зигабен (†1118)

Еже глаголю вам во тме, рцыте во свете: и еже во уши слышите, проповедите на кровех

Освободив их от уныния, какое происходит вследствие брани, говорит о проповеди. Конечно, не было тьмы, когда Он говорил им это, и не на ухо говорил Он им; но так как Он сказал это наедине, а не публично, и сказал им одним, а не всем, то и говорит: что Я говорю вам наедине, говорите всенародно, и что вы одни слышали, проповедуйте всем. Итак, «во тьме» значит наедине, «во ушы» – вам одним только; с другой стороны, во свете значит всенародно, «на кровех» – пред всеми.

Толкование на Евангелие от Матфея

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях.

«В темноте – на ухо»: одним им, втайне.

«При свете – на кровлях»: открыто, публично, всенародно. Крыши на Востоке устроялись и устрояются плоские и открытые, с которых удобно говорить речи народу. «Он употребил в речи преувеличение: ибо, как Он беседовал с ними наедине и в небольшом углу Палестины, то и сказал – «в темноте и на ухо», дабы показать им различие между образом настоящей беседы и тем дерзновением в проповедании, которое они имели от Него получить» (Злат.).

Толкование на Евангелие от Матфея

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях

(Лк. 12:3). Из этих слов Христа можно сделать прямой и ясный вывод, что Он не говорил пред учениками этой речи открыто и всенародно. “Он беседовал с учениками наедине и в маленьком уголке Палестины” (Иоанн Златоуст). Но то, что говорил Он при таких обстоятельствах, ни Ему Самому, ни ученикам совсем не было надобности скрывать. При помощи разных образных выражений, которые нет надобности понимать буквально, потому что они были заимствованы из обыденной жизни и не содержали при этом никаких намеков на обычаи синагоги, Спаситель разъясняет эту мысль. То, что Я говорю только в вашем присутствии, говорите при всех; то, что вы слышите от Меня как бы на ухо, говорите во всеуслышание.

Толковая Библия

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Ст. 26-27 Итак не бойтесь их, ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано. Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях

Этими словами Господь ободряет учеников Своих в виду тех бедствий и скорбей, которые предстоят им, ободряет тем, что со временем откроются их невинность и добродетели, равно и клевета и злоба их врагов – откроются и на земле и на небе; придет время, когда на земле их будут называть благодетелями вселенной. Еже глаголю во тьме, рцыте во свете (что говорю вам в темноте, говорите при свете); и еже во уши слышите, проповедите на кровех (что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях). Т. е. не бойтесь, не стесняйтесь проповедовать Мое учение всюду и открыто, всенародно – при свете, на кровлях. На кровлях: известно, что на востоке, где жил Иисус Христос, устраивались и устраиваются крыши на плоские, где можно ходить и сидеть и откуда можно вести речь с народом (чит. объясн. 9 гл. об исцелении расслабленного). В темноте, на ухо, т. е. то учение, которое Господь преподавал апостолам одним только и втайне.

Толкование на Евангелие от Матфея

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible