Скрыть
и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками

Как велика сила Того, Кто так говорил! Как велико любомудрие тех, которые слушали! Нужно крайне удивляться, каким образом апостолы, эти боязливые люди, никогда не бывавшие далее озера, в котором ловили рыбу, слыша такие речи, тотчас же не удалились. Как они не подумали и не сказали сами в себе: куда же нам бежать?

Против нас судилища, против нас цари и правители, иудейские синагоги, народы эллинские, начальники и подчиненные, – потому что Христос им предсказал не только о бедствиях, ожидающих их в одной Палестине, но предвозвестил и о брани против них всей вселенной, говоря: поведут вас к правителям и царям за Меня, – показывая тем, что Он впоследствии пошлет их проповедниками и к язычникам.

Ты против нас воздвиг всю вселенную, вооружил против нас всех живущих на земле – народы, властителей, царей. […] Поверят ли нам остальные, когда увидят, что из-за нас отцы истребляют детей, братья братьев, и все наполняется убийством? Не будут ли нас изгонять отовсюду, как злых демонов, как преступников и губителей вселенной, когда увидят землю, наполненную кровью родственников и подобными убийствами? Хорош же будет мир, который мы дадим, входя в дома, наполнив их столькими убийствами! Ведь даже если бы нас было много, а не двенадцать, если бы мы были не неграмотными простецами, а мудрецами и ораторами, искусными в слове, и даже если бы мы были самими царями, имели войска и множество денег, то и тогда как могли бы мы убедить кого-то, возжигая междоусобные войны и гораздо худшие междоусобных? Если мы будем нерадеть о нашем спасении, кто другой послушает нас? Но [апостолы] ничего такого не подумали, не сказали и не требовали объяснений таких повелений, а только соглашались и покорялись. И в этом была не только их добродетель, но и премудрость Учителя. В самом деле, смотри, как для каждой беды Он нашел и утешение! А о тех, которые не будут принимать, Он говорит: Отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому (Мф. 10:15). Так и здесь опять-таки, сказав: И поведут вас к правителям и царям, добавил: За Меня, для свидетельства пред ними и язычниками. А страдать за Христа и в обличение язычников - это не малое утешение.

Беседы на Евангелие от Матфея

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 16-18 Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби. Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками

Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков

Волками Он называет книжников и фарисеев, которые были клириками иудеев.

посему будьте мудры, как змии и просты, как голуби. Остерегайтесь же людей, ибо они передадут вас в суды и будут бичевать вас в собраниях (синагогах) своих, и к правителям и царям вы будете водимы ради Меня во свидетельство им и народам

Таким образом (ut) с помощью благоразумия они должны избегать козней, а простотой своей не делать зла. Им ставится в пример предусмотрительность змеи, потому что она всем телом свои прикрывает голову и защищает то, в чем сосредоточена жизнь. Так и мы, невзирая на полную опасность для тела, должны охранять Главу нашу, Которая есть Христос. Простота голубей показывается из явления Святого Духа в виде голубя. Потому и апостол говорит: На злое будьте младенцы (1Кор. 14:20).

Толкование на Евангелие от Матфея

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 17-18 Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, и поведут вас к правителям и царям за Меня для свидетельства пред ними и язычниками

Видишь, что значит быть мудрым: быть осторожным и не давать повода тем, которые желают гнать, но разумно устроять свои дела. Имущества ли захочет гонитель или почести, отдай, чтобы он не имел повода преследовать тебя, но если будет отнимать веру, то береги эту свою голову. Христос намеревался послать Своих учеников не к иудеям только, но и к язычникам, поэтому и говорит: «для свидетельства пред ними и язычниками», то есть для обличения тех, которые не веруют.

Толкование на Евангелие от Матфея

Троицкие листки (XIX в.)

Ст. 16-18 Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби. Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками

Посылая Своих апостолов на проповедь, Христос Спаситель сначала «вооружил их чудесами, обеспечил относительно пропитания, освободил от всех житейских попечений» (святитель Иоанн Златоуст), и только после всего этого начинает говорить им о тех бедствиях, какие должны их постигнуть, и подготавливает к той брани против диавола, какая их ожидает впоследствии.

Это было нужно, во-первых, чтобы апостолы еще раз узнали силу Его предведения; во-вторых, чтобы никто не думал, будто эти бедствия происходят от безсилия их Учителя; в-третьих, чтобы ученики не боялись бедствий, как неожиданных и непредвиденных; в-четвертых, чтобы они не смущались и при наступлении Его крестных страданий, как они смутились в то время, когда Он, обличая их, говорил: «оттого, что Я сказал вам это, печалью исполнилось сердце ваше» (Ин. 16:6). Впрочем, о Себе Он теперь еще ничего не говорит, чтобы не возмутить сердце их прежде времени, а только предсказывает им то, что с ними будет. И вот, чтобы они уразумели, что им предлежит новый закон духовной брани, Он говорит: Вот, Я, как всемогущий, как полномочный Владыка Нового Завета, как Господь, посылаю вас, как овец среди волков. «Вот, – толкует святитель Златоуст, – как вам должно идти на проповедь: показывайте овчую кротость, хотя вы должны идти против волков, и не просто против волков, но и посреди волков, и не только кротость овчую, но и голубиное незлобие. Я покажу Мою крепость в особенности в том, что овцы преодолеют волков, и, находясь посреди них и подвергаясь безчисленным от них угрызениям, не только не истребятся, но преобразят и их самих». И это тогда, когда овец будет только двенадцать, а волков – полна вся вселенная! «И Я посылаю вас!.». (Ин. 20:21). Этого довольно для вашего утешения, для вашего ободрения, чтобы вам не бояться никого из противников ваших… Я мог сделать вас страшнее львов… Но лучше, чтобы это было так, потому что это и вам приносит более славы, и проповедует Мою силу: «ибо сила Моя совершается в немощи» (2Кор. 12:9). «Итак, устыдимся, – увещавает святитель Златоуст, – когда мы нападаем на своих врагов, как волки. Доколе мы будем овцами, дотоле будем побеждать, хотя бы и безчисленное множество волков нас окружало. Если же будем волками, то будем побеждены, ибо отступит от нас помощь Пастыря… Это-то и должно было смутить их еще больше, когда, несмотря на данную им власть воскрешать мертвых, им следовало терпеть такие ужасные бедствия. Какое же было для них утешение во всех этих бедствиях? Сила Посылающего: «так и Я посылаю вас!.». Но чтобы не все казалось делом благодати, чтобы они не подумали, что получают венцы ни за что, Он говорит: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби. Но апостолы могли сказать: поможет ли нам сколько-нибудь наша мудрость в таких опасностях? И можно ли иметь какую-либо мудрость нам, обуреваемым толикими волнами? Сколько бы овца ни была мудра, но что она может сделать среди волков, и притом среди такого множества волков? Как бы ни был незлобив голубь, но что ему делать при нападении такого множества ястребов?

Да, для безсловесных тут нет никакой пользы, а для вас много. Какая же здесь требуется мудрость? Мудрость змииная! Как змий ничего не бережет, когда тело его рассекают на части, кроме головы, так и ты все отдай: и имение, и тело, и самую душу, кроме веры. Ибо вера есть глава и корень; если ты сохранишь ее, то хотя бы и все потерял, опять все приобретешь с большей славой». «Равным образом, – объясняет блаженный Феофилакт, – как змий сбрасывает с себя старую кожу, сжимаясь в какой-нибудь узкой скважине и проползая сквозь нее, так и мы должны совлекаться ветхого человека, идя тесным путем. Но как змий вместе с тем и вреден, и лукав, то Христос повелевает нам быть целыми, т.е. простыми, незлобивыми и безвредными, как голуби». Нет никакой пользы и в мудрости, если она не соединена с незлобием. «Мудрость змииная заповедана нам, – говорит преподобная Синклитикия, – чтобы не скрывалась от нас хитрость диавола, ибо подобное легко познается из подобного. А незлобие голубя внушает нам чистоту в делах наших». Христос Спаситель, конечно, внушал апостолам не то, чтобы они старались с искусством змия вредить своим врагам, а то, чтобы без особенной нужды не подвергали себя опасностям, потому что их жизнь нужна была для спасения других. Так и поступали апостолы. Святой Павел рад был умереть, чтобы со Христом быть, но видел, что его жизнь нужна для верующих и не раз с успехом защищал себя от опасностей. Нужна была эта мудрость и для того, чтобы отвечать мудрецам века сего: примером такого ответа может служить речь апостола Павла к Афинянам. «Итак, – говорит святитель Златоуст, – не считай этих повелений неудобоисполнимыми. Господь лучше всех знает естество вещей; Он знает, что дерзость погашается не дерзостью, а кротостью. Прочитай книгу Деяния святых апостолов и увидишь, сколько раз, при восстании против них Иудеев, которые скрежетали зубами, они, подражая голубю, отвечали с кротостью и тем угашали их ярость. Когда Иудеи говорили им: «не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сем?» (Деян. 5:28), то апостолы, имея власть творить безчисленные чудеса, ничего грубого им не говорили и не делали, но со всей кротостью защищались, говоря: «судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?» (Деян. 4:19). Видишь ли голубиное незлобие? Но вот и мудрость змииная: «Мы не можем не говорить того, что видели и слышали» (Деян. 4:20). Итак, смотри, какая потребна во всем твердость для того, чтобы и в бедах не ослабеть, и не раздражаться во гневе. Потому и говорит далее Спаситель: остерегайтесь же людей, принадлежащих к миру, который вас ненавидит.

ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, и поведут вас к правителям и царям за Меня… И так как Господь намерен был потом послать Своих учеников не к одним Иудеям, но и к язычникам, то и говорит, для свидетельства перед ними и язычниками, т.е. в обличение всем, которые не веруют, дабы потом не могли сказать, что им не было возвещено Евангелие, когда они проповедников этого Евангелия мучили…»

Троицкие листки. №801-1050

Евфимий Зигабен (†1118)

и пред владыки же и цари ведени будете мене ради, во свидетельство им и языком

и пред владыки же и цари ведены будете Мене ради

Сказав о том, что они претерпят от иудеев, говорит и о том, что претерпят от других народов.

во свидетелство им и языком

В обличение иудеев и язычников, чтобы впоследствии они не могли сказать, что не слышали проповеди; они на столько будут слышать, что даже проповедникам причинят бесчисленные бедствия.

Толкование на Евангелие от Матфея

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками.

«Остерегайтесь людей»: людей, которые выше названы именем волков, людей, принадлежащих к миру, к которому ученики Христовы не принадлежат (Ин.15:19) и который их ненавидит (Ин.17:14).

«Остерегайтесь»: будьте мудры, не идите без нужды на опасности, не вызывайте без необходимости вражды и преследований, не жертвуйте без пользы и нужды дорогою для дела проповеди вашею жизнью.

«Отдавать в судилища»: судебные места, где разбирались проступки, не подлежащие решению и разбирательству верховного суда – Синедриона, и какие были в каждом городе и более значительных селениях (ср. прим. к Мф.5:22).

«В синагогах будут бить»: в синагогах иногда били провинившихся чем-либо (Деян.22:19,26:11). Били розгами или палками. Закон Моисеев запрещал давать более 40 ударов наказываемых в судах (Втор.25:2,3). Осужденного клали на землю и били по спине, в присутствии судьи, иногда привязывали к столбу. К концам розги или прутьев иногда привязывали металлические тонкие проволоки, и такого рода бичи назывались скорпионами (3Цар.12:11). Чтобы не ошибиться в счете ударов и не превзойти определенного законом количества ударов, евреи делали бичи трехвостные, которые делали три удара сразу, и таких ударов давали 13, что равнялось 39 ударам. Так был бит Апостол Павел (2Кор.11:24).

«К правителям и царям»: языческим разумеется, так как у иудеев не было уже тогда ни собственных царей, ни правителей (ἠγε’μων). Это показывает, что наставления Господа апостолам относятся не к ближайшему только будущему их проповедничеству в Иудее, когда им еще возбранено было до времени ходить не только к язычникам, но и самарянам, (Мф.10:5), а и к отдаленному их будущему служению среди язычников, или вообще к делу их всемирной проповеди (ср. Злат, и Феофил.). Правителями (ἠγε’μων) называются здесь всякого рода народные правители, а не римские только пропреторы, проконсулы и прокураторы.

«Для свидетельства пред ними и язычниками»: пред ними и против них, т.е. апостолы своею проповедью и жизнью должны свидетельствовать пред царями и народом о Христе – Мессии, о Его жизни и учении, о благотворности Евангелия и пр., но если они отвергнут это свидетельство, не примут проповеди, то апостолы должны свидетельствовать против них во обличение их (3лат.Феофил., Евф. 3иг.). Сии пророческие слова точно исполнились на апостолах Христовых. Некоторые из них были пред царями и правителями римскими, некоторые пред парфянскими, скифскими, индийскими и пр., и точно исполнившиеся эти пророческие слова ясно показывают, что Господь ясно читал в книге будущего: ибо в то время, когда Он давал сии наставления, ничто, по-видимому, не обещало и не указывало, что эти бедные рыбари Галилейского озера в самом деле должны будут со временем явиться пред великими и сильными мира сего.

Толкование на Евангелие от Матфея

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками

(Мк. 13:9; Лк. 21:12). Под правителями и царями можно разуметь вообще каких бы то ни было лиц, к которым иудеи или язычники по своей злобе могли или теперь, или после повести проповедников. Отведение апостолов совершится не по поводу каких-либо преступлений, совершенных апостолами, но “за Меня” (ср. Мф. 5:11), т.е. страдания апостолов должны были служить свидетельством о Христе пред всеми людьми, перед которыми ученики будут страдать, безразлично, перед иудеями, или перед языческими правителями и царями, или перед язычниками. Мысль та, что в то время, когда люди будут удовлетворять своей жестокости и злобе, подвергая учеников Спасителя позору и страданиям, эти самые испытания их будут направлены Богом к пользе и преуспеянию Евангелия и Царства Небесного (Морисон).

Толковая Библия

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками

К правителям и царям, разумеется, языческим, потому что в то время не было у Евреев ни правителей, ни царей собственных. Это было предсказанием Господа, относившимся ко времени, когда апостолы после вознесения Его пойдут с проповедью к язычникам. Во свидетельство им и языком (для свидетельства пред ними и язычниками). То есть апостолы своею проповедью и жизнью должны будут свидетельствовать пред царями и народами о Христе, о жизни и учении Его, о благотворности Евангелия и проч.; это свидетельство послужит и в обличение тех, которые не примут проповеди, не уверуют во Христа. Так все это и было с апостолами, например, в Риме, Скифии, Индии и др. местах вселенной.

Толкование на Евангелие от Матфея

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible