Скрыть
Предаст же брат брата на смерть, и отец – сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их;

Святые отцы

Прочие

Иларий Пиктавийский, свт. (†347)

Предаст же брат брата на смерть, и отец — сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их

Это слово Господа полностью относится к иудеям и еретикам: Предаст же брат брата на смерть, и отец - сына, и восстанут дети на родителей, то есть члены одной семьи станут врагами, потому что Господь говорит, что те люди, которые некогда назывались родителями и родственниками, теперь разделены лютой ненавистью, а также что христиан предадут земным судьям и царям, которые будут пытаться либо заставить нас молчать, либо стать их сообщниками. Мы же должны быть свидетелями этим людям и язычникам, и благодаря этому свидетельству гонители будут лишены оправдания тем, что будто бы не знали о Боге, а язычникам откроется путь веры в Христа через свидетельство непоколебимых исповедников, мучимых жестокими истязателями.

Комментарии на Евангелие от Матфея

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 21-22 Предаст же брат брата на смерть, и отец - сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется

Потому-то, когда сказал о данной им силе, Он говорит вместе и о бедствиях, об убийствах и закланиях. Предаст, говорит, брат брата на смерть, и отец – сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их, – и даже на этом не остановился, но присовокупил еще более ужасное, что могло потрясти и самый камень: и будете ненавидимы всеми; но тотчас же дал здесь и утешение: вы подвергнетесь, говорит, этим страданиям за имя Мое; а далее еще и другое утешение: претерпевший же до конца спасется (Мф. 10:22).

Впрочем, слова Христовы могли возбудить в апостолах мужество еще и иным образом, – именно, внушив им мысль, что проповедь их будет пламенеть такой силой, которая победит самое естество, отвергнет родство, и что слово их, будучи предпочтено всему, могущественно преодолеет все.

Если уже сила родственных уз не сможет противостать проповеди, но будет разрушена и низложена, то, что другое в состоянии будет преодолеть вас?

Впрочем, хотя это и будет так, однако же, вы не будете жить в безопасности; напротив, все живущие во вселенной будут вашими врагами и неприятелями.

Беседы на Евангелие от Матфея


А предсказал Он это тогда для следующих трех целей: во-первых, для того, чтобы мы познали Его силу и то, что Он есть истинный Бог, провидящий издалека еще не случившееся; а что действительно ради этого Он предсказывал будущее, послушай, как Он сам говорит: «И вот, Я сказал вам [о том], прежде нежели сбылось, дабы вы поверили, когда сбудется», что это Я (Ин. 14:29). Во-вторых же, чтобы никто из врагов не говорил, что это происходит по Его неведению или немощи; ранее предвидевший мог и воспрепятствовать, но не воспрепятствовал, чтобы венцы были более блистательными, поэтому Он предсказывал это. И ради иной — третьей цели Он предсказывал. Какая же это именно? Та, чтобы сделать подвиг более легким для находящихся на арене, так как неожиданные бедствия, каковы бы они ни были, кажутся тяжелыми и невыносимыми, а ожидавшиеся и наперед обдуманные бывают легкими и удобными. Таким образом тогда враги, издавая такие повеления, и обнаруживали свою жестокость, и невольно подтверждали пророчество Христово; братья предавали братьев и отцы детей; самая природа восставала на саму себя, родство разделялось между собой, все законы извращались до основания, и все было исполнено некоторого смятения и беспорядка, и бесы наполняли тогда домы кровью родных. Отец, предавший сына, конечно и убивал его; хотя он и не вонзал меча и не совершал убийства своей рукой, но намерением совершал все, потому что кто предал убийце имеющего быть убитым, тот сам совершил убийство.

Похвальная беседа о святых мученицах Вернике и Просдоке девах и о матери их Домнине

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 21-22 Предаст же брат брата на смерть, и отец - сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется

Предаст же брат брата на смерть, и отец - сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Мое

Это мы неоднократно и видим во время гонений, так что у тех, вера которых различна, нет никакого доверия между собой.

претерпевший же до конца спасется

Действительно, добродетель состоит не в том, чтобы положить начало, а в том, чтобы дойти до совершенного конца.

Толкование на Евангелие от Матфея

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Предаст же брат брата на смерть, и отец - сына; и восстанут дети на родителей и умертвят их

Заранее говорит им о том, что произойдет, чтобы, когда это случится, не смущались. Показывает и силу проповеди, которая побуждает пренебрегать, ибо таково истинное христианство. Но Христос показывает и неистовство неверных: они не пощадят и домашних своих.

Толкование на Евангелие от Матфея

Троицкие листки (XIX в.)

Ст. 19-22 Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать; ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас. Предаст же брат брата на смерть, и отец - сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется

«Смотри, – говорит святитель Златоуст, – как Христос Спаситель с каждой печалью соединяет и приличное утешение. О тех, которые не будут принимать, говорит: «отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому»; так же и здесь, сказав: «и поведут вас к правителям и царям», присовокупил: «за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками». А страдать за Христа, и страдать из-за обличения язычников, – это немалое составляет. Их утешало то, что Тот, Кто предвидел и предсказал эти злоключения, будет везде между ними присутствовать, и что они будут терпеть не как преступники и злодеи». Кроме этого Он присовокупляет и другое немалое для них утешение: когда же, – говорит Он, – будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать; ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас. Но почему же Тот, Кто сказал: «не заботьтесь, как или что сказать», через апостола Петра повелевает: «будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ» (1Пет. 3:15). На это отвечает блаженный Феофилакт: «Когда намереваемся беседовать среди верных, в таком случае нужно нам наперед позаботиться и приготовиться к ответу, как внушает апостол Петр; но в деле с неистовыми народами и царями Господь обещает собственную силу, дабы мы не боялись». А чтобы апостолы не сказали, – как можно нам убеждать при таких обстоятельствах, Он повелевает им защищаться со всей смелостью, как в Евангелии от Луки сказано: «Я дам вам уста и премудрость» (Лк. 21:15), а здесь Он возводит их в достоинство пророческое. Потому-то, когда сказал о данной им силе, говорит и о бедствиях, об убийствах: предаст же неверующий брат верующего брата на смерть, И неверующий отец предаст уверовавшего сына; и восстанут неверующие дети на уверовавших родителей, и умертвят их.

Такова будет сила вашей проповеди, которая расположит верующих в Меня ради Меня не обращать внимания на самую природу, на родителей, на детей. И из-за этих бедствий предстоит вам много скорбей: и будете ненавидимы всеми миролюбцами, всеми неверующими в Меня, но утешайте себя тем, что эту ненависть вы будете терпеть за имя Мое. Обыкновенно бывает, что многие начинают дело с ревностью, а впоследствии ослабевают, но Я смотрю на конец: претерпевший же все мучения до конца, и оставшийся твердым в вере, спасется, он получит венец блаженства в Царстве Небесном. «Что пользы, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – в тех семенах, которые сначала цветут, а после скоро увядают? Ибо хотя Я избавлю вас от первых опасностей, но Я соблюдаю вас для более тяжких, за которыми опять последуют – еще новые, и не прекратятся против вас наветы, злоумышления, даже до последнего вашего издыхания. Как велика сила Того, Кто так говорил! Как велико любомудрие тех, которые Его слушали! Как эти робкие рыбари, которые не бывали далее своего озера, слыша это, не удалились? Как они не подумали про себя: «Куда бы нам убежать? Против нас и судилища, против нас и цари и правители, иудейские синагоги, народы Еллинские… Ты воздвиг против нас всю вселенную, вооружил против нас всех живущих на земле… Люди сделаются из-за нас и братоубийцами, и детоубийцами, и отцеубийцами… Как же будут верить нам прочие, когда увидят, что из-за нас родители убивают детей, братья братьев? не будут ли нас отовсюду изгонять, как злых демонов, как развратителей и губителей вселенной, когда увидят землю, напоенную кровью родных?.. Хорош же будет мир, который мы преподадим, входя в домы и наполняя эти домы убийствами? Если бы нас было и много, а не двенадцать человек, если бы мы были не простые и безкнижные, а мудрые и сильные в слове, если бы мы были даже царями, имели бы войска и множество богатства, и тогда как могли бы убедить кого-нибудь, возжигая такие ужасные брани?..» Так могли подумать апостолы, но они ничего подобного не думали, но только соглашались и покорялись. Особенно я удивляюсь в них тому, – рассуждает святитель Златоуст, – что они не поколебались, не стали просить освобождения от опасностей тогда, когда должны были претерпевать их не два, не три года, а целую жизнь. Ибо это самое Господь дает понять словами: «претерпевший же до конца спасется». Он хочет, чтобы не только являлась Его сила, но чтобы и они сами действовали, ибо смотри: иное Им совершается, а другое – учениками. Творить чудеса – Его дело, а нестяжевать ничего – это дело учеников.

Отворить для них все домы – это дело высшей благодати, а не требовать ничего, кроме необходимого – это дело их любомудрия. Даровать мир – это дар Божий, а находить достойных и не ко всем без разбора входить – это дело их воздержания. Наказывать неприемлющих их – дело Божие, а удаляться от таковых с тихостью, без укорения и досаждения – это дело апостольской простоты. Давать им Духа и освобождать от заботы как или что говорить – это дело Посылающего их, а быть подобными овцам и голубям и все переносить великодушно – это дело их твердости и благоразумия. Быть у всех в ненависти и не унывать и терпеть – это их дело, а спасать претерпевающих – это было делом Посылающего. Подлинно великое дело, когда человек, проводивший жизнь около озер или около кож, или занимавшийся сбором податей, войдя к сидящим владыкам, коим предстоят сановники и телохранители с обнаженными мечами, и всякий народ, – один, связанный, с поникшей главой, в состоянии отверзть уста… Им даже не позволяли защищать свое учение, а только принимались их мучить, как развратителей вселенной… И все это совершено с надлежащим благоразумием Петром, Павлом и прочими. Их порицали всюду, как возмутителей и нововводителей, но они не только такое мнение о себе опровергли, но еще и заставили всех о себе думать совсем напротив, как о спасителях, попечителях и благодетелях. И все это они совершили великим терпением. Поэтому Павел и говорил: «я каждый день умираю» (1Кор. 15:31)». Так рассуждает святитель Иоанн Златоуст об апостолах. «И для нас, – говорит святитель Филарет Московский, – без терпения нет подвига, а без подвига нет добродетели, нет дарования духовного, нет и спасения, ибо Царствие Небесное нудится. Начальник нашего спасения обещал спасение претерпевшему до конца, но никогда не обещал спасения нетерпеливому или неиспытанному в подвиге терпения. Поэтому все мы, если желаем спастись, должны стяжать терпение и сохранить его до конца. Поверите ли, что терпение нужно было даже в раю, где, по-видимому, совсем нечего терпеть? Если бы праматерь Ева имела достаточно терпения, чтобы не отвечать на речи змия-искусителя, лживые с первого слова, чтобы не броситься опрометчиво на запрещенный плод, остановиться и подумать, не безопаснее ли верить Богу, нежели змию, посоветовалась бы с мужем, очень вероятно, что не был бы сделан грех, и не последовала бы смерть. Не хватило терпения – и прародители пали, а с собой низринули весь будущий род человеческий. Какие лишения, страдания, искушения претерпел праведный Иов! И как верно и щедро вознаграждено его терпение! Какие жестокие и продолжительные гонения претерпел Давид! И как славно вознаграждено его терпение!»

«Итак, что послужит к нашему оправданию, – говорит святитель Златоуст, – когда, видя такие примеры, среди самого мира ослабеваем и падаем? Никто против нас не воюет, а мы закалаемся; никто нас не гонит, а мы изнемогаем. Нам определено спасаться среди мира, и того мы не можем сделать! Апостолы и тогда, когда вся вселенная горела, среди пламени исторгали из огня горящих, а мы и себя не можем сберечь! Какое после этого мы будем иметь оправдание? Какое прощение? Нам не угрожают ни раны, ни темницы, ни власти, ни синагоги; ибо и самые цари у нас благочестивы, и христиане в великой чести, и наслаждаются тишиной, и при всем том мы не побеждаем… Теперь, если бы случилась (чего не дай Бог никогда) брань и гонение на Церковь, подумай, сколько было бы уничижения, какое было бы поношение. Ибо прославится ли подвигами в сражении тот, кто себя к тому не приготовит? Стой же против страстей, переноси мужественно душевные болезни, дабы мог ты переносить и телесные болезни. Ибо если бы блаженный Иов не был хорошо приготовлен к подвигам, прежде наступления оных, то не просиял бы так светло во время подвигов»… Вот почему и сказано в Писании: «Сын мой! если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению» (Сир. 2:1). Так и уготовляли себя ревнители благочестия. Во времена Златоуста много лет подвизался в глубокой пустыне преподобный Иеракс… Однажды бесы пришли к нему видимым образом и сказали: «Старец! ты проживешь еще полсотни лет; возможно ли терпеть так долго в этой безлюдной пустыне? Иди отсюда!» Старец им на это отвечал: «Очень жаль, что так мало остается мне жить на свете; а я было запасся терпением еще на двести лет». При этих словах Иеракса бесы исчезли… Это значит, что святой подвижник решился терпеть все скорби, все лишения пустынной жизни до конца. Видно, твердо помнил он слово Спасителя: «терпением вашим спасайте души ваши… претерпевший же до конца спасется».

Троицкие листки. №801-1050

Евфимий Зигабен (†1118)

Предаст же брат брата на смерть, и отец чадо: и востанут чада на родители и убиют их

Предаст же брат брата на смерть, и отец чадо

т.е. не уверовавшие предадут уверовавших.

и востанут чада на родители и убиют их

И под ними нужно разуметь таких же. Этими, как самыми дорогими, обозначил и других родственников и близких…

Толкование на Евангелие от Матфея

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Предаст же брат брата на смерть, и отец – сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется.

«Предаст брат брата» и пр.: ненависть к проповеди евангельской и к проповедникам и исповедникам ее будет так велика и сильна в этих людях мира сего, которые выше названы волками, что пред нею не устоят самые крепкие и дорогие и священные для человека естественные связи родства, связи брата с братом, сына с отцом; брата, исповедника новой веры, родной брат предаст на смерть; даже дети будут умерщвлять родителей. Все это в точности исполнилось во времена гонений на христиан, начавшихся еще при апостолах. Читая историю этих гонений, нельзя не ужасаться той жестокости и бесчеловечия, с какими не только чужие, но и свои родные предавали на смерть родных своих.

«Ненавидимы всеми»: всякого рода и звания людьми, враждебными Евангелию. (Все – вместо многие.)

«За имя Мое»: за то, что проповедуете обо Мне и исповедуете веру в Меня.

«Претерпевший до конца»: оставшийся твердым в вере и исповедании имени Моего, и за то претерпевший всякие озлобления, оскорбления, напасти, пытки и мучения.

«До конца»: или сих бедствий (Феофил.), или до конца жизни (Злат.).

«Спасется»: достигнет спасения в Царстве Божием, как показавший в этом претерпении силу и твердость любви к Господу, за которую получается венец блаженства.

Толкование на Евангелие от Матфея

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Предаст же брат брата на смерть, и отец — сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их

Стих этот повторяется почти совершенно буквально у Мк. 13:12 и несколько иначе у Лк. 21:16. Так как у последних двух синоптиков слова эти приводятся в последней речи Христа при оставлении иерусалимского храма на страстной неделе, то думают, что здесь так называемая истериология, т.е. послесловие, внесенное сюда Матфеем. Так это было, или же Христос только повторил эти слова в Своей последней речи, трудно решить в настоящее время. Ничто не мешает признать, что слова эти могли быть Им повторены. Как бы то ни было, только историческое исполнение этого предсказания не подлежит никакому сомнению, и во время гонений на христиан известно немало случаев, когда родители и другие близкие люди выступали против детей и наоборот (в пример указывают особенно на великомученицу Варвару, мучениц Христину и Лукию). Если бы кто-нибудь сказал, что же тут благодетельного в учении Христа, когда оно побуждает восставать детей против родителей и т.д., то на это можно ответить, что без такого воздействия зло, процветающее в мире, было бы еще больше и оставалось бы неизученным. Благосостояние многих требует и многих жертв.

Толковая Библия

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Ст. 21-22 Предаст же брат брата на смерть, и отец - сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется

Люди неверующие, привязанные к своей еврейской или языческой религии, которых Господь назвал волками, будут так ненавидеть проповедников христианской веры, как равно и тех, которые примут ее, что не пощадят самых близких из своих родных – брат неверующий будет предавать на смерть своего родного брата, неверующие дети будут восставать за веру на родителей и умерщвлять их. Все это в точности и исполнилось сначала на самих апостолах, а затем на христианах во времена гонений. И вообще предрекает Господь: будете ненавидими всеми – многими, враждебными Евангелию – имене Моего ради (за имя Мое). Здесь слово «все» употреблено в смысле «многие». Так в греческом языке иногда употребляется это слово. За имя Мое – за веру Мою. Претерпевый, т. е. оставшийся твердым в вере и претерпевший за то оскорбления и мучения, до конца, – до конца сих оскорблений и мучений или до конца жизни, спасен будет, т. е. получит блаженство в царстве небесном. Так и было, как знаем мы, с св. апостолами и св. мучениками.

Толкование на Евангелие от Матфея

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible