Скрыть
ибо всякое дерево познаётся по плоду своему, потому что не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника.

Святые отцы

Прочие

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 41-45 Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или, как можешь сказать брату твоему: брат! дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый, ибо всякое дерево познаётся по плоду своему, потому что не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника. Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его. Что, - говорит, - видишь сучок, то есть малый грех своего брата, и не замечаешь бревна - великого своего греха? Это может относиться и ко всем, а особенно к учителям и начальникам, которые и малые погрешности своих подчиненных наказывают, а свои, как бы ни были они велики, оставляют безнаказанными. Потому-то Господь и называет их лицемерами, что они иными кажутся (ибо, наказывая погрешности других, они кажутся праведными), и иное - на деле, ибо и сами грешат, да еще хуже. Потом подтверждает речь Свою и примером. Как хорошее дерево, - говорит, - не приносит плода гнилого, а дерево гнилое не приносит хорошего плода, так и тот, кто намеревается уцеломудрить других, исправить и привести в лучшее состояние, сам не должен быть зол; если же сам будет зол, то других не сделает лучшими. Ибо сердце каждого есть сокровищница. Если она вмещает добро, то и человек добр, и говорит доброе; если же сердце полно зла, то и человек зол, и говорит злое. Всю эту речь можешь разуметь и о фарисеях. Ибо Он, обращаясь к ним, сказал: выбрось прежде бревно из своего глаза, и тогда уже сучок из глаза брата своего, подобно как и в другом месте сказал: «оцеживающие комара, а верблюда поглощающие» (Мф. 23, 24). Как же, - говорит, - вы, фарисеи, будучи гнилыми деревьями, можете принести добрые плоды. Ибо как учение ваше гнило, так и жизнь, так как вы говорите от избытка сердца. Как же вы будете исправлять других и наказывать преступления других, когда сами грешите больше?

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

ибо всякое дерево познается по плоду своему, потому что не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника

От худого по природе не жди доброго, ни от доброго по природе – худого.

Дневник. Том II. 1857–1858

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый, ибо всякое дерево познается по плоду своему, потому что не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника.

- «Нет доброго дерева» и пр.: см. прим. к Мф.7:16-18.

Толкование на Евангелие от Луки

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 43-44 Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый, ибо всякое дерево познается по плоду своему, потому что не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника

(См. Мф.7:16–18).

У евангелиста Луки связь этого изречения с предыдущим такая: ибо собственное личное нравственное совершенство человека относится к его деятельности на пользу других совершенно так же, как природа деревьев – к их плодам (ср. Мф.12:33).

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Ст. 43-44 Несть бо древо добро, творя плода зла: ниже древо зло, творя плода добра. Всяко бо древо от плода своего познается: не от терния бо чешут смоквы, ни от купины емлют гроздия

В этих и дальнейших словах Иисус Христос дает средства узнать или вообще разузнавать нехороших людей и лжеучителей, и отличать, сих последних от истинных учителей (у еванг. Матфея тут сказано: берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные (Мф. 7:15), это – не посредством учения или слова, которое для простых и неопытных бывает трудно распознать, а посредством дел или образа жизни, как они ведут себя.

Плоды изображают человеческие дела, подобно тому, как растущее дерево изображает самого человека или жизнь и поведение его (Чит. Лк. 13:6-9). О качествах дерева судят обыкновенно по плодам, а не по листьям и цветам. Цветы на дереве могут быть и красивые и благоухающие, и листья густые и нежные; но эта только – украшение. Хорош плод, значит, хорошо и дерево; худ плод, худо и дерево, и на хорошем дереве не растут плоды дурные, равно как и наоборот: не от, терния бо чешут смоквы, ни от купины емлют гроздия (не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника).

Так точно и от лжеучителя или худого человека нельзя ожидать, истинно христианских, высоких добродетелей, особенно смирения, хотя бы дела его и имели внешний вид добродетели. У еванг. Матфея прибавлено: по плодам, т. е. по делам, по жизни их узнаете их (Мф. 7:16), – поймете, отличите истинных от ложных, хороших от худых.

Толкование на Евангелие от Луки

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible