Скрыть
Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его.

Святые отцы

Прочие

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 37-40 Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам. Сказал также им притчу: может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму? Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его. Господь отсекает от наших душ самую трудную болезнь, разумею, корень высокомерия. Ибо кто не надзирает за самим собой, а только за ближним подсматривает и желает его опорочить, тот, очевидно, плененный высокомерием, забыл самого себя. Он всеконечно думает о себе, что он не грешит, и поэтому осуждает других, когда они грешат. Итак, если не желаешь быть осужденным, не осуждай других. Ибо скажи, пожалуй, почему ты другого осуждаешь, как преступника Божественных Законов во всем? А ты сам разве не преступаешь Божественного Закона (не говорю о других грехах) тем самым, что других осуждаешь? Ибо Закон Божий решительно повелевает тебе не осуждать брата. Значит, и ты преступаешь Закон. А будучи сам преступником, ты не должен осуждать другого как преступника; ибо Судия должен быть выше природы, впадающей в грех. Итак, отпускай, и тебе отпущено будет; давай, и тебе дано будет. Ибо меру хорошую, надавленную, натрясенную и преисполненную дадут в недра ваши. Ибо Господь будет возмерять не скупо, а богато. Как ты, намереваясь отмерять какой-нибудь муки, если желаешь отмерять без скупости, надавливаешь ее, натрясываешь и накладываешь с избытком, так и Господь даст тебе меру большую и преисполненную. Быть может, иной остроумный спросит: как Он говорит, что дадут в недра ваши меру преисполненную, когда сказал, что возмерится вам той же мерой, какой вы мерите, ибо если переливается через верх, то не та же самая? Отвечаем, Господь не сказал: возмерится вам «тою же» мерой, но «такою же». Если бы Он сказал: «тою же мерою», тогда речь представляла бы затруднение и противоречие; а теперь, сказав: «такою же», Он разрешает противоречие, ибо можно мерить и одной мерой, но не одинаково. Господь то и говорит: если ты будешь благотворить, и тебе будут благотворить. Это - такая же мера. Преисполненной названа она потому, что за одно твое благодеяние тебе заплатят бесчисленными. - То же самое и об осуждении. Ибо осуждающий получает той же самой мерой, когда его впоследствии осуждают; поскольку же он осуждается более, как осудивший ближнего, то мера сия преисполнена. Господь, сказав это и запретив нам осуждать, представляет нам и притчу, то есть пример. Он говорит: осуждающий другого и сам те же грехи делающий! скажи, пожалуй, не подобен ли ты слепцу, руководящему слепца? Ибо если ты осуждаешь другого, а сам впадаешь в те же грехи, то вы оба слепы. Хотя ты и думаешь, что через осуждение руководишь его на добро, но ты не руководишь. Ибо как он будет наставлен тобой на добро, когда ты и сам падаешь? Ученик не бывает выше учителя. Если, поэтому, ты, мнимый учитель и руководитель, падаешь, то, без сомнения, падает и руководимый тобой ученик. Ибо и приготовленный ученик, то есть совершенный, будет таков, каков его учитель. Сказав сие о том, что нам не должно осуждать слабейших нас и, по-видимому, грешных, Он присовокупляет и нечто другое на тот же предмет.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Сказал также им притчу: может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму? Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его. Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или, как можешь сказать брату твоему: брат! дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.
 

- «Сказал притчу» и пр.: по Евангелию от Матфея, Господь изрек подобную притчу после (ср. Мф.15:14 и прим.); но может быть тогда Он повторил ее: ибо можно думать, что Господь иногда и повторял свои изречения, особенно заимствованные из народных присловий, как это изречение, применительно к таким или другим случаям своей жизни. То же должно сказать и о следующем изречении: ученик не бывает выше и пр.; см. прим. к Мф.10:24,25. Здесь эти изречения поставлены совершенно отрывочно, без внутренней связи с предыдущим и последующим.

«Что ты смотришь» и пр.: см. прим. к Мф.7:3-5.

Толкование на Евангелие от Луки

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его

Смысл второго изречения такой: ученик не может превзойти своего учителя и только путем достаточного самоусовершенствования может стать наравне с ним (при этом, конечно, не исключается возможность того, что при особой талантливости ученик может сделать гораздо больше, чем его учитель; Господь имеет в виду только таких людей, которые развиваются все время под влиянием своего учителя и, следовательно, никакими особыми творческими талантами не обладают). Этим наставлением Господь дает понять Своим ученикам, что они должны прежде всего сами позаботиться о своем собственном развитии, если хотят развивать других, потому что те, кто им вверяется, дойдут только до такой ступени развития, до какой дошли ученики Христовы. У евангелиста Матфея это изречение находится в другой связи и другом значении (Мф.10:24).

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Ст. 39-40 Рече же притчу им: еда может слепец слепца водити? не оба ли в яму впадетася? Несть ученик над учителя своего: совершен же всяк будет, якоже и учитель его

Притчу о слепцах, как равно и об ученике, по еванг. Матфею (Мф.15:14 и др. Мф. 10:24 и др.), Господь изрек в другое время; здесь же они поставлены св. Лукой совершенно отрывочно, без связи с предшествующею и последующей речью. По всей вероятности, Господь повторил их; так как несомненно, что Он повторял Свои изречения.

Притча о слепце, по Матфею, направлена против фарисеев. Господь называл фарисеев слепыми вождями, потому что, измышляя свои учения, они не видели света слова Божия, подобно тому, как слепой не видит естественного света, и учили других этим своим учениям. Господь называл слепым и руководимый фарисеями народ, потому что он был несведущ в законе и по этой причине слепо следовал учениям фарисейским. А если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму. Так фарисеи, заблуждаясь сами, вводили в заблуждение и народ, который учили; гибли сами, губили и других.

«Большое зло быть слепым, замечает Златоуст, но при слепоте занимать должность руководителя есть двоякое, или даже троякое преступление.» Да вникнут в эти слова святителя все руководители раскола и разных сект!.. Притча об учителе по Матфею сказана Апостолам. Ею Господь указывал Апостолам, что при проповедании Его учения они не должны ожидать для себя участи, лучшей Его Самого – им предстоят многие скорби, точно так же, как и Ему Самому. Обе эти притчи были народными поговорками и прилагались в речи по разным случаям.

Толкование на Евангелие от Луки

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible