Скрыть
Рыдай, как молодая жена, препоясавшись вретищем, о муже юности своей!

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Восплачися, как невеста препоясанная во вретище по мужи своем девственнем. Бывает иногда, что, при вступлении в брачный чертог новобрачной, жених поражается болезнью, страдает день или два, и умирает, не познав ее.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Иоиля

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Рыдай, как молодая жена, препоясавшись вретищем, о муже юности своей

Под мужем юности или, как перевели LХХ, παρθενικὸς, что обыкновенно называют девственным, потому что он первый лишает цвета девственности, разумеется никто другой, как Бог, который в Аврааме, Исааке и Иакове обручил себе невесту, деву, не запятнанную никакою скверною идолослужения. К ней и чрез Иеремию говорится: не аки ли господином Мене нарекла еси и отцем и вождем девства твоего (Иерем. 3, 4)? Поэтому и апостол говорит к верующим: обручих вас единому мужу деву чисту представити Христови (2Кор. 11, 2). Пока с этою невестою будет жених, она не может ни поститься, ии рыдать, ни слезами выражать свое сожаление об отсутствующем женихе. Но когда будет отнят жених у этой невесты, она будет плакать и рыдать, препояшется вретищем и власяницею и заменить пояс веревкою Мы объяснили, кто этот девственный жених; но так как этот жених или муж не только взял деву в невесту, но и соединился, но Осии, браком с блудницею, то в книге Второзакония написано: аще изыдеши противу врагом твоим, и предаст я Господь Бог твои в руце твои, и плениши плен, и узриши в плене жену добру обличием, и возлюбиши ю, и поймеши ю себе в жену, и введеши ю внутрь в дом твой, и да обриеши главу ея, и да обрежеши ногти ее, и да совлечеши ризы пленные ее с нее, и да сядет в дому твоем, и да плачется отца своего и матере своея месяц дней, и по сем внидеши к ней, и совокупишися с нею, и будет тебе жена (Второз. 21, 10–13). Муж такого рода жены не есть господин девственный, но он женат на блуднице, взятой из скверны языческой. Тоже мы можем сказать и о всякой душе верующих. Если она со времени детства уверовала в Господа, то она имеет Господа женихом девственным. Но если она из среди иудеев или язычников и из грязнейших подонков еретичества пришла к истинной вере и перешла от тьмы к свету; то хотя она будет иметь жениха, но не девственного, и о такого рода людях говорится: в Египте были сжимаемы груди твои, и там ты лишена девства (Иезек. 23, 3).

Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Восплачися ко мне паче невесты препоясаныя во вретище по мужи своем девственнем

Приказывает им принести покаяние со свойственным ему сокрушением не между делом и мимоходом и не какое-нибудь небрежное, но такое, которое соперничало бы с самыми горькими сетованиями других и ревностно заботилось бы о том, чтобы совершить труды, соразмерные прегрешениям. Обыкновенно весьма горюет новобрачная невеста по умершем женихе, погружается в такую глубокую печаль о нем, что душа ее находится за пределами утешения, и ни один вид сетования не кажется ей вполне достаточным, потому что женский пол вообще слезлив и плаксив, а больше всех из них те, которые увидят своего девственного и юного жениха, печально лежащим на ложе мертвым и бездыханным. Таким, говорит, и должен по всей справедливости уподобиться Иудейский народ, должен отстранить гневные кары и как бы останавливать плачем неудержимо идущее на них Божье посещение, уповая, что «благ и кроток» (Пс.85:5) Владыка всяческих, человеколюбив и многомилостив и по обыкновению «раскаявайся о злобах» (Иоил. 2, 13). Но не рыдала синагога Иудейская о небесном Женихе, то есть Христе: она убила Его и надругалась над Ним. Поэтому она не допускается в божественный брачный чертог, находится вне священной брачной вечери, не участвуя в торжестве, совершенно отлученная и отверженная и весьма далекая от надежды святых. На ее место призвана юная, непорочная, чистейшая и мудрая «невеста… от Ливана» (Песн.4:8), прекрасная голубица (Песн.2:14), то есть церковь из язычников, которая исповедует и саму страсть Христову и, так сказать, скорбит о Нем, соболезнуя, печалясь, шествуя одинаковым с Ним путем и имея любовь к Нему. А под девственным женихом ее (хотя она – синагога – по причине заблуждения и считается прелюбодействовавшей и блудившей с сатаной) нужно разуметь Еммануила – ради горнего возрождения, которым мы обогащаемся через Духа, отрицаясь рождения плотского, ибо о Христе написано: «во своя прииде, и свои его не прияша» и прочее (Ин.1:11).

Толкование на пророка Иоиля

Феодорит Кирский, блж. (†457)

6. Ибо пришел на землю Мою народ сильный и бесчисленный;

Бесчисленный и отличающийся крепостью и силою; землею же Своею называет землю Израилеву; потому что и Израиля называет Своим народом.

зубы у него – зубы львиные, и челюсти у него – как у львицы. 
6.   .... зу́бы его́ [я́коже] зу́бы льво́вы, и члено́вныя его́ я́коже льви́чища:

7. Опустошил он виноградную лозу Мою, и смоковницу Мою обломал, ободрал ее догола, и бросил; сделались белыми ветви ее.}

Одно и тоже выразил различно, желая устрашить множеством именований; ибо одного и того же называет львом и львичищем. Если же кому угодно разуметь под сим и разное нечто; то не повредит сие смыслу, потому что и за одними пругами следуют другие мелкие, как бы некие львичища, и враги вместе с воинственными и доблестными приводят и менее сильных. Описывает же Пророк, что будет от них, указывая на поврежденные виноградники, на побелевшие лозы, на оставшиеся без листьев смоковницы, что обыкновенно бывает от нападения пругов.

А что сказует о сем, не как о бывшем, но как о будущем, свидетельствует о том продолжение речи. Ибо у Пророка сказано:

8. Рыдай, как молодая жена, препоясавшись вретищем, о муже юности своей!
8. Восплачися ко Мне паче невесты препоясанныя во вретище по мужи своем девственнем.

Не сказал Пророк «плакал», но: «восплачися», показывая, что по испытании бедствий предадутся сетованию, проливая слезы, как бывает с невестою, которая в юном еще возрасте, и видит жениха своего умершим.

Толкование на пророка Иоиля

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Рыдай, как молодая жена, препоясавшись вретищем, о муже юности своей

Ввиду тяжелого бедствия, постигшего страну, пророк приглашает к плачу всю землю иудейскую, которую он сравнивает с невестой, потерявшей своего жениха. Вместо русск. «как девица» в слав. «паче невесты», греч. ὑπὲρ νύμφην . Чтение греч. т. возникло или потому, что вместо евр. kibethulah LXX читали mibbethulah, считая предлог min здесь употребленные для выражения сравнения, или же вследствие ошибки греческого переписчика, изменившего ῶσπερ νύμφη в ὐπὲρ νύμφη. – О муже юности своей: слово baaf, муж, употреблено здесь, очевидно, вместо alluph, жених, так как в Моисеевом законе обрученные рассматриваются, как действительно вступившие в брак (Втор ХХII:23, 24). Вместо слов: о муже юности своей в слав. чит.: «по мужи своем девственном», соответственно греч. ἐπί τὸν ανδρα αὺτῆς παρθενικόν; чтение LXX явилось вследствие того, что евр. neureicha, юности своей, LXX относили к baal, муж, а не к bethulah девица.

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Ст. 8-12. Рыдай, как молодая жена, препоясавшись вретищем, о муже юности своей! Прекратилось хлебное приношение и возлияние в доме Господнем; плачут священники, служители Господни. Опустошено поле, сетует земля; ибо истреблен хлеб, высох виноградный сок, завяла маслина. Краснейте от стыда, земледельцы, рыдайте, виноградари, о пшенице и ячмене, потому что погибла жатва в поле, засохла виноградная лоза и смоковница завяла; гранатовое дерево, пальма и яблоня, все дерева в поле посохли; потому и веселье у сынов человеческих исчезло.

Но не одни пьяницы, протрезвившись, должны плакать, плакать должен весь народ, должно все общество Господне и плакать так же глубоко и горько, как глубоко и горько плачет невеста по умершем своем возлюбленном женихе. «Рыдай, – говорит пророк всему народу, – как молодая жена, препоясавшись вретищем (в знак печали), о муже юности своей!» Поводом к столь глубокому и горькому плачу пророк выставляет опасность скорого прекращения хлебных приношений и возлияний в доме Иеговы, прекращения жертв и прежде всего, и главным образом прекращения ежедневной утренней и вечерней жертвы – несчастие, тяжелее которого не могло быть для Израиля, потому что чрез жертвоприношение фактически поддерживался завет народа с Богом, и прекращение жертв служило явным значением того, что Бог отвергает всецело свой народ от Себя, не хочет более быть с ним в завете. «Прекратилось, – говорит пророк, – хлебное приношение и возлияние в доме Господнем», вследствие чего «плачут священники, служители Господни». От чего же такая страшная грозит народу опасность? А именно от недостатка вина, муки и масла – этих необходимых материалов для приношений в дом Иеговы, недостатка столь сильного, что скоро станут невозможными дальнейшие приношения, потому что нечего будет приносить: 
 «опустошено поле, сетует земля», сетует о том, что не стало на ней плодов ее, исчезли они, пожранные саранчою,«ибо, – разъясняет пророк опустение поля и сетование земли, – истреблен хлеб», он пожран на полях саранчою, вследствие чего жатва на полях пропала, поле опустело. Другие произведения земли также уничтожены саранчою: масличные и виноградные деревья все дочиста обглоданы, они сохнут и плодов не приносят: «высох виноградный сок, завяла маслина», вся земля в горе. Обмануты, значит, надежды землевладельцев, надеявшихся, разумеется, от возделываемых ими полей получить жатву как награду за свой труд, получить пшеницу и ячмень, и другие плоды, обмануты надежды и садовников, тоже, конечно, ожидавших от возделываемых ими садов и виноградной лозы, и смоковницы, и граната, и яблони, и других деревьев получить благодарное вознаграждение за труд: «краснейте», стойте в стыде, горько разочарованные в своих надеждах, «земледельцы, – говорит пророк,  рыдайте, виноградари». Земледельцы должны посрамиться «о пшенице и ячмене, потому что погибла жатва в поле», садовники должны рыдать, потому что все плодовые и неплодовые деревья садов и полей, будучи чрез саранчу лишены своей зелени, своих листьев и коры, засохли от этого самого, потому что «засохла виноградная лоза и смоковница завяла; гранатовое дерево, пальма и яблоня, все (остальные) дерева в поле посохли», – одни должны посрамиться, другие должны рыдать, потому что «веселье у сынов человеческих исчезло».

Пророк Иоиль

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible