المواراة
засохла виноградная лоза и смоковница завяла; гранатовое дерево, пальма и яблоня, все дерева в поле посохли; потому и веселье у сынов человеческих исчезло.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Древа изсхоша, потому что не приняты наставления учителей, и не послужили в пользу слушающим.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Иоиля

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 9–12 Прекратилось жертвоприношение и возлияние в доме Господнем, и плачут священники, служители Господни. Опустошена страна, сетует земля: потому что истреблена пшеница, посрамлено вино, оскудело масло, земледельцы постыжены, виноградари рыдают о пшенице и ячмене. Виноградная лоза посрамлена и смоковница завяла; гранатовое дерево, пальма и яблонь и все дерева в поле посохли, поэтому радость у сынов человеческих обратилась в стыд

Что касается исторического смысла, то по опустошении и истреблении всего массою саранчи или врагов, которые под видом ее изображаются, прекратилось жертвоприношение и возлияние в доме Господнем, из которых одно приносилось от муки, а другое от вина. Плачут священники, эти служители Господни, потому что не совершаются по закону жертвоприношения и возлияния, и в особенности потому, что не приносятся и десятины, которые обыкновенно получались ими. Ибо вся страна опустошена. Земля сетует метонимически вместо тех, которые живут на ней; пшеница, вино и масло оскудели; также самые земледельцы и виноградари постыжены и рыдают, потому что погибли не только пшеница, но и ячмень, который бывает менее ценным и более плодородным, и овощи, на которые, как я думаю, указывается в словах погиб сбор с поля, то есть все то, что обыкновенно родит земля. Но нет нужды говорить о пшенице, вине, масле и ячмене, когда даже плоды на деревьях посохли, смоковница завяла и гранатовое дерево, пальма, яблонь и все дерева, плодовые и бесплодные, погибли, быв опустошены саранчею. Все это было для того, чтобы прекратилась или обратилась в стыд радость сынов человеческих. Можно сказать, что тоже было с народом иудейским и после пришествия Спасителя, когда все с неистовством кричали: распни, распни Его; не имамы царя, токмо кесаря (Ин. 19, 6 и 15), когда Иерусалим был осажден войском, и [иудеи] голодом и мором были доведены до такой крайности, что питались телами юных детей, и прекращены были жертвоприношения и радость сынов человеческих, потому что они не хотели принять ту радость, о которой ангел говорит пастырям: благовествую вам радость велию (Лук. 2, 10). Таинственный смысл этого места, как мне кажется, следующий. Когда невеста, получившая учение Божие, будет разлучена по причине греха с женихом и вместо виссоновых и льняных одежд облечется в власяницу, то есть в одежду оплакивающих, тогда превратится жертва, о которой написано жертва Богу дух сокрушен (Псал. 50, 19), и возлияние вина, веселящего сердце человека (Псал. 103), в доме Божием, то есть в Церкви, как говорить апостол к Тимофею: да увеси, како подобает в дому Божии жити, яже есть церковь Бога жива (1Тим. 3, 15). Превратится же жертвоприношение и возлияние в доме Божием тогда, когда, по причине умножения беззакония, охладеет любовь многих (Матф. гл. 24), и когда князья народа и служители алтаря увидят, что поля и равнины веруюших не приносят плодов добродетелей, но покрыты терниями пороков, когда пшеницу и ячмень, виноградные лозы и масло истребят гусеница, саранча, черви и ржа, и когда мы не будем иметь чаши, о которой написано: чаша твоя упоявающи мя яко преславна (Псал. 22, 5); и погибнет масло, о котором в Екклезиасте читаем: во всяко время да будут ризы твоя белы, и елей на главе твоей да не оскудеет (Еккл. 9, 8), который оживляет лице и которым помазывают голову постящиеся. Тогда земледельцы будут постыжены, когда увидят, что на их полях не родится пшеница, которою питаются люди, и ячмень, служащий кормом для бессловесных животных, и что посрамлен виноград, о котором написано: виноград благолозен Исраиль, плод обилен его (Ос. 10, 1), и когда Господь ожидал, что он будет приносить грозды, он производил только терния. Также оскудела смоковница, под которою был Нафанаил прежде, нежели он уверовал (Ин. гл. 1), и гранатовое дерево, с кожицею плодов которого сравниваются ланиты невесты в Песни Песней (гл. 6), пальма, которая, по утрате соков, засохла и о которой некогда было сказано: праведник яко финикс процветет (Псал. 91, 13), и яблонь, о которой в той же Песни читаем: яко яблонь посреде древес лесных, тако брат мой посреде сынов (Песн. 2, 3). Но нет нужды перечислять все деревья, когда все посохло, и вместо радости и веселья печаль и стыд удручают сынов человеческих.

Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 11-12 Земледелатели плачите о селах ради пшеницы и ячменя, яко погибе обымание от нивы: виноград изсше, и смоквы умалишися, шипки и финикс, и яблонь, и вся древа польская изсхоша, яко посрамиша радость сынове человечи

Поистине горем, скорбью и плачем для земледельцев служит гибель всего в полях и полная невозможность собрать с них что-либо, иногда после продолжительных трудов, а также видеть лучшие деревья в садах сухими, погубленными, виноградники вместе с посевами и даже дикорастущий лес истребляемым наравне с садами, ибо, говорит, «вся древа польская изсхоша, яко посрамиша радость сынове человечи», то есть: живущие на земле сделали временем посрамления, укоризны, обличений, наказания и суда то время, в которое естественно было широко пользоваться благоденствием, собирая жатву с полей, наполнять пшеницей склады (житницы), напевать собирателям винограда подточильные песни и тешиться стадами овец, когда под ними расстилается самая густая и роскошная трава.

Опять-таки и здесь, по-видимому, речь прикровенно именует земледельцами тогдашних правителей иудейских дел, которым, как сказал, и следовало плакать о том, что вскоре пойдут в погибель все обитатели и жители земли, которые и разумеются под образом пшеницы, ячменя и плодовых деревьев. А, пожалуй, содержание этих мыслей всего удобнее подойдет к книжниками и фарисеям, которые, уподобляясь земледельцам, надругались над Христом и убили наследника, чтобы самим получать плод и впредь быть хозяевами виноградника, восхищаясь как бы нивами, многолюдной толпой подчиненных и обирая самых знаменитых из них как гранаты, как яблонь. Но постигла их Римская война и истребила великого и малого, славного и знаменитого, изображенных под видом смоковниц, как я сейчас сказал, или винограда, пальмы, яблони, деревьев, под видом ячменя и пшеницы, потому что различны нравы и не один у всех образ жизни. А так как раз уподобил землю Иудейскую полю и земледельцами назвал начальников, то речь до конца выдерживает сравнение, различным образом уподобляя подчиненных хлебу и деревьям. Если же кто полагает, что это следует свести к изъяснению нравственному, то будет мыслить правильно. Действительно, добродетелям и подвигам духовным следует уподобить виноград, смоковницу, и другие деревья, которые обыкновенно украшаются привлекательными плодами. Но если кто мудр, разумен и заботлив о благих украшениях, тот посадит в уме и сердце сад с прекрасными цветами и деревьями, воспитывая в себе многоразличные добродетели и всякого рода добрые качества. Если же кто нерадив, сластолюбив и слишком склонен к постыдному, тот, конечно, восплачет, когда будут гибнуть у него добрые свойства и когда он испытает великое бесплодие ума. Поэтому разумным людям должно заботиться о благах сердечных, которые наверно появятся, если только они будут сами лично веселить Подателя небесных благ.

Толкование на пророка Иоиля

Феодорит Кирский, блж. (†457)

ст. 11-12. Краснейте от стыда, земледельцы, рыдайте, виноградари, о пшенице и ячмене, потому что погибла жатва в поле, засохла виноградная лоза и смоковница завяла; гранатовое дерево, пальма и яблоня, все дерева в поле посохли; потому и веселье у сынов человеческих исчезло.

Представляя бедствие в обширнейшем виде, чтобы недугующих бесчувственностью возбудить к покаянию, пророк повелевает плакать и самим полям, потому что оскудели ячмень и пшеница, засохли виноградники. Одним словом, и маслины, и смоковницы, и другие плодовитые дерева не дают никакого плода, так как не осталось в них никакой влаги. Должно же знать, что пророк повелевает плакать земле и полям не потому, что они разумны. Напротив того, старается он посредством неодушевленного возбудить озаренных разумом. Показывая это, и присовокупил он: потому и веселье у сынов человеческих исчезло. Причиною сего неплодия – беззаконие людей; по причине оного прекратилось веселье и вселилось уныние.

Толкование на малых пророков

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

засохла виноградная лоза и смоковница завяла; гранатовое дерево, пальма и яблоня, все дерева в поле посохли; потому и веселье у сынов человеческих исчезло

См. Толкование на Иол. 1:10

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Ст. 8-12. Рыдай, как молодая жена, препоясавшись вретищем, о муже юности своей! Прекратилось хлебное приношение и возлияние в доме Господнем; плачут священники, служители Господни. Опустошено поле, сетует земля; ибо истреблен хлеб, высох виноградный сок, завяла маслина. Краснейте от стыда, земледельцы, рыдайте, виноградари, о пшенице и ячмене, потому что погибла жатва в поле, засохла виноградная лоза и смоковница завяла; гранатовое дерево, пальма и яблоня, все дерева в поле посохли; потому и веселье у сынов человеческих исчезло.

Но не одни пьяницы, протрезвившись, должны плакать, плакать должен весь народ, должно все общество Господне и плакать так же глубоко и горько, как глубоко и горько плачет невеста по умершем своем возлюбленном женихе. «Рыдай, – говорит пророк всему народу, – как молодая жена, препоясавшись вретищем (в знак печали), о муже юности своей!» Поводом к столь глубокому и горькому плачу пророк выставляет опасность скорого прекращения хлебных приношений и возлияний в доме Иеговы, прекращения жертв и прежде всего, и главным образом прекращения ежедневной утренней и вечерней жертвы – несчастие, тяжелее которого не могло быть для Израиля, потому что чрез жертвоприношение фактически поддерживался завет народа с Богом, и прекращение жертв служило явным значением того, что Бог отвергает всецело свой народ от Себя, не хочет более быть с ним в завете. «Прекратилось, – говорит пророк, – хлебное приношение и возлияние в доме Господнем», вследствие чего «плачут священники, служители Господни». От чего же такая страшная грозит народу опасность? А именно от недостатка вина, муки и масла – этих необходимых материалов для приношений в дом Иеговы, недостатка столь сильного, что скоро станут невозможными дальнейшие приношения, потому что нечего будет приносить: 
 «опустошено поле, сетует земля», сетует о том, что не стало на ней плодов ее, исчезли они, пожранные саранчою,«ибо, – разъясняет пророк опустение поля и сетование земли, – истреблен хлеб», он пожран на полях саранчою, вследствие чего жатва на полях пропала, поле опустело. Другие произведения земли также уничтожены саранчою: масличные и виноградные деревья все дочиста обглоданы, они сохнут и плодов не приносят: «высох виноградный сок, завяла маслина», вся земля в горе. Обмануты, значит, надежды землевладельцев, надеявшихся, разумеется, от возделываемых ими полей получить жатву как награду за свой труд, получить пшеницу и ячмень, и другие плоды, обмануты надежды и садовников, тоже, конечно, ожидавших от возделываемых ими садов и виноградной лозы, и смоковницы, и граната, и яблони, и других деревьев получить благодарное вознаграждение за труд: «краснейте», стойте в стыде, горько разочарованные в своих надеждах, «земледельцы, – говорит пророк,  рыдайте, виноградари». Земледельцы должны посрамиться «о пшенице и ячмене, потому что погибла жатва в поле», садовники должны рыдать, потому что все плодовые и неплодовые деревья садов и полей, будучи чрез саранчу лишены своей зелени, своих листьев и коры, засохли от этого самого, потому что «засохла виноградная лоза и смоковница завяла; гранатовое дерево, пальма и яблоня, все (остальные) дерева в поле посохли», – одни должны посрамиться, другие должны рыдать, потому что «веселье у сынов человеческих исчезло».

Пророк Иоиль

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible