Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Не пред нашими ли глазами отнимается пища, от дома Бога нашего – веселье и радость?
Святые отцы
Прочие
Иероним Стридонский, блж. (†420)
Не пред нашими ли глазами гибнет пища, из дома Бога нашего – веселие и радость
Пред глазами грешников гибнет пища, когда ожидаемые плоды выхватываются из рук, и саранча предупреждает жнеца, так что червь и ржа уничтожают то, что надеялись убрать в житницы Также у тех, кои пребывают в церкви, отнимается, если они грешат, смотря по заслугам, пшеница духа и ячмень буквы, чтобы они терпели голод слова Божия. И когда будет отнята пища, то вследствие этого будет отнято также веселие и радость из дома Божия, так что те, кои прежде внимали словам апостола: радуйтеся всегда о Господе, и паки реку, радуйтеся (Филипп. 4, 4), впоследствии услышат слова Господа, призывающего к покаянию: блажени плачущии, яко ти угтешатся (Маф. 5, 4).
Кирилл Александрийский, свт. (†444)
Не пред нашими ли глазами отнимается пища, от дома Бога нашего - веселье и радость
См. Толкование на Иол. 1:15
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Назначьте пост, объявите торжественное собрание, созовите старцев и всех жителей страны сей в дом Господа Бога вашего, и взывайте к Господу.
О, какой день! ибо день Господень близок; как опустошение от Всемогущего придет он.
Не пред нашими ли глазами отнимается пища, от дома Бога нашего – веселье и радость?
14. освяти́те по́стъ, проповѣ́дите цѣльбу́, собери́те старѣ́йшины
лучше же сказать, не их только, но и
вся́ живу́щыя на земли́ въ до́мъ Бо́га ва́шего и воззови́те ко Го́споду усе́рдно:
А собравшись, воскликните, говоря:
15. увы́ мнѣ́, увы́ мнѣ́, увы́ мнѣ́ въ де́нь!
Из сказанного ясно научаемся, что пост есть предохранительное врачество для болезнующих душою, и может уврачевывать греховные страсти. Почему Пророк с постом соединил и цельбу: «освятите, – говорит, – пост, проповедите цельбу». Слово «освятите» употребил вместо «отделите»; отделите, говорит, себя на это, свято и чисто проходите пост; постясь же взывайте: «увы мне, увы мне в день!», то есть, увы мне по причине ожидаемого дня бедствий.
я́ко бли́зъ е́сть де́нь Госпо́день, и я́ко бѣда́ от бѣды́ прiи́детъ:
16. я́ко предъ очи́ма ва́шима пи́щы взя́шася и от до́му Бо́га ва́шего весе́лiе и ра́дость.
Увидите непрерывные бедствия, одно к другому присовокупляемые. Ибо сие выразил Пророк словами: «беда от беды».
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Не пред нашими ли глазами отнимается пища, от дома Бога нашего – веселье и радость
В ст. 16 пророк указывает основание, почему должно ожидать близости дня Господня: тяжкое бедствие, постигшее страну есть предвестник этого дня. Отнимается пища, слав. «пищи взяшася», евр. ochel nichroth – выражает мысль о внезапности опустошении (nichroth – срезана).
архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)
Как доказательство того, что он идет от Вседержителя действительно, как пагуба, как опустошение, пророк указывает своим согражданам на исчезновение (от саранчи и засухи) пред их глазами, в виду всех их хлеба, а вместе с тем веселья и радости из дома Иеговы: «не пред нашими ли глазами, – говорит он, – отнимается пища», не исчезли ли все продукты питания (см. Иоил.1:10-12) в то время, когда мы смотрели на них, когда мы уже надеялись вполне на богатое снятие их с полей и садов?! А с исчезновением этих продуктов питания, с исчезновением и хлеба, и вина, и масла исчезли «от дома Бога нашего – веселье и радость», исчезли оттого, что за неимением нельзя уже принести Господу ни первых плодов с полей и садов, ни благодарственной жертвы, и нельзя уже при святилище с радостию и веселием наслаждаться жертвенными трапезами по закону, который говорит: «к месту, какое изберет Господь, Бог ваш, из всех колен ваших, чтобы пребывать имени Его там, обращайтесь и туда приходите. И туда приносите все сожжения ваши, и жертвы ваши и десятины ваши, и возношение рук ваших, и обеты ваши, и добровольные приношения ваши, (и мирные жертвы ваши), и первенцев крупного скота вашего и мелкого скота вашего; и ешьте там пред Господом Богом вашим, и веселитесь вы и семейства ваши о всем, что делалось руками вашими, чем благословил тебя Господь,Бог твой» (Втор.12:5-7; Втор.16:10-11). Это бедствие сделалось еще более плачевным оттого, что страшная засуха погубила все семена, посеянные в земле, и чрез то погубила всякую надежду на получение жатвы и в следующем году. «Истлели зерна под глыбами своими», они вследствие жары и засухи потеряли всякую растительную силу и не могут потому приносить никакого плода. Вследствие опустения хлеба «разрушены житницы (для сбора хлеба), разрушены кладовые», за ненужностью не поддерживаемые владельцами, «ибо не стало хлеба». Стада коров и овец также лишились вследствие той же засухи своих пастбищ и голодные должны страдать под тяжестью постигшей беды: «как стонет скот! – говорит пророк, – уныло ходят стада волов, ибо нет для них пажити; томятся и стада овец».