Скрыть
Пробудитесь, пьяницы, и плачьте и рыдайте, все пьющие вино, о виноградном соке, ибо он отнят от уст ваших!

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Утрезвитеся пиянии, и плачитеся: рыдайте вси пиющии вино

Таинственный смысл слов сих тот, что у людей грешных отъемлется божественная радость, представленная здесь под образом вина.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Иоиля

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Пробудитесь, опьяненные, и плачьте и вопите все, пьющие вино с сладостью, потому что оно исчезло от уст ваших

Подобно старцам и старейшинам, мы должны слушать: ничто так не опьяняет, как душевное волнение. Есть печаль, приводящая к смерти: это именно гнусное опьянение. Есть гнев, который не поступает по правде Божией, который весьма близок к исступлению и который делает человека неспособным владеть собою, так что губы дрожат, зубы скрежещут, лицо делается бледным, и справедливо восхваляется изречение Архиты Тарентского, который, рассердившись на своего управляющего, сказал: „я тот час же убил бы тебя, если бы не был рассержен». Что сказать о радости и удовольствиях и в особенности о любви, которая ослепляет очи сердца и не позволяет любящему ни о чем другом думать, кроме предмета своей любви? Не следует ли это назвать опьянением, если из-за непотребной развратницы и позорной части тела свобода души склоняется на рабскую лесть? Если она плод своего труда употребляет на наслаждения другого? Если в преступном воровстве и клятвопреступничестве ищет средств для будущего наслаждения? Если, будучи на виду у всех, считает себя невидимою, лишь бы обладать желаемым предметом? Также и корыстолюбие ослепляет дух того, который ничем не может удовольствоваться, равно как робкий страх и желание заманчивых пороков. Поэтому к ним говорится: пробудитесь и встаньте, опьяненные не вином, как говорится только в переводе LХХ, но всякими порочными волнениями. Плачьте и рыдайте, приносите покаяние и предавайтесь печали, ведущей к жизни, и вопите все, пьющие вино с сладостию или до опьянения. Пороки сладки, ибо мед каплет от устен жены блудницы (Притч. 5, 3), который, поэтому, и не приносится в жертву Богу; потому что исчезло или отнято от уст ваших вино, – это опьянение и сладость, которая прельщала вас. Ибо провидение Божие часто делает то, что те, кои не познали Бога при счастии, познают Его при несчастии и злоупотребывшие богатством обращаются в добродетели при бедности. Старцы пусть слушают объяснение в этом смысле, а жители земли пусть воспринимают ушами, что здесь дается заповедь относительно того вина, от которого бывает распутство (Ефес. 5, 18) и упивающиеся которым не могут наследовать царствия Божия. Кто усыплен от опьянения вином, тот пусть пробудится и пусть плачет о своем опьянении и вопит, чтобы впоследствии вопли и плач его обратились в смех и чтобы радоваться тому, что он не имеет тех средств для опьянения, обилие которых приводило его в опьянению и безумию.

Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Пробудитесь, пьяницы, и плачьте и рыдайте, все пьющие вино, о виноградном соке, ибо он отнят от уст ваших

О, измышление старушечьего разумения и слабого ума, который только и знает, что заикается. Протрезвейте, пьяницы, от вина своего! – пусть кто-нибудь окликнет противников. Что насилуете истину, извращая смысл божественных догматов и уклоняясь от царского пути?

О том, что Христос один


Утрезвитеся, пиянии от вина своего и плачитеся: рыдайте вси пиющии вино до пиянства, яко отяся от уст ваших веселие и радость

И отсюда, полагаю, без труда можно с ясностью усмотреть, как премудр был божественный Павел, который иногда возглашал уловленным верою во Христа ко спасению и говорил: «востани, спяй» (Еф.5:14), – иногда же, убеждая любить выносливость в труде, по этой же причине и говорил: «аще наказание терпите, якоже сыновом обретается вам Бог: который бо есть сын, егоже не наказует отец» (Евр.12:7), потому что Бог, будучи человеколюбив, поражает грешников неохотно, но как бы по нужде наказуя их и делая для них это средством помощи. Без сомнения так же знающие врачебную науку дают больным и весьма едкие лекарства, доставляя им нанесением боли исцеление недуга. Смотри же, как предуказав побои и предвозвестив излияния гнева, так сказать, «броздами и уздою востягает челюсти их», по написанному (Пс.31:9),и как бы побуждает повернуть назад, обращая ум к усвоению того, что было лучшим и превосходнейшим. Посему – «утрезвитеся, пиянии от вина своего». Слышишь: наказует как чад исступленных и опьяневших, так как если бы они ранее отрезвились, то для них было бы достаточно наказания от одних только гусениц, но после того, как они не унялись при первой наведенной на них каре, то прибавлена другая, за ней – третья, дошло и до четвертой. Впрочем, хотя и поздно, но просыпающихся, приходящих в себя и оставляющих, как бы некоторое опьянение, любострастие ума и чрезмерную склонность к греху, Он побуждает придти к сознанию того, что случилось, плача и рыдая о своих грехах.

Следует заметить, что и каждому из нас присуще как бы некое вино, опьяняющее сердце, именно, мы, так сказать, разделяемся по различным страстям: один из нас, помимо других недугов, необузданно стремится к сребролюбию; другой печется о мирском и страдает плотоугодием, будучи всемерно привязан к утехам и сластолюбию; иной наклонен к какому-либо другому греху. И стремимся мы к пагубным и богоненавистным страстям, – одни не очень усердно, другие изо всех сил и с неудержимым влечением ума. Поэтому-то пророк говорит: «утрезвитеся, пиянии от вина своего», и считает нужным посоветовать пьющим вино до опьянения рыдать, потому что, как я сейчас сказал, не ограничивают любви к удовольствиям насыщением и удовлетворением, но напиваются допьяна и пьют выше всякой меры. От таких уст, говорит, отнимается радость и веселие: следовательно прав Христос в том, что «плачущии» ныне наверно «утешатся» (Мф.5:4), а для привыкших роскошествовать настанет нужда проливать слезы, потому что конец наслаждения – плач и стоны, и оно низводит любящих его в область адову; прав и Давид, когда говорит к Богу: «яко несть в смерти поминаяй тебе» (Пс.6:6), и в другом месте: «не мертвии восхвалят тя Господи, ниже вси сходящии во ад, но мы живии благословим тя Господи» (Пс.113:25–26). А впрочем смысл предлежащего можно понимать и в применении к земле: если уничтожены гусеницами и прочим источники веселья, то, конечно, вместе с изобилием плодов исчезает радость и веселье у потерпевших, потому что бедствующие обыкновенно до того сокрушаются, что, думаю, могут истощить плоть, похудеть от жестокой и невыносимой печали.

Толкование на пророка Иоиля

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Чтобы в точности дознать Израильтянам, что в наказание за беззаконие и злочестие предаются они врагам, на них нападающим, справедливо подвергаемы были и наказаниям ниспосылаемым с неба, вразумляемые сим, что тем и другим наказывает их забытый ими Бог. Посему предрекши скорбное, Пророк предлагает увещание и совет.

5. Пробудитесь, пьяницы, и плачьте и рыдайте, все пьющие вино, о виноградном соке, ибо он отнят от уст ваших!


5. Утрезвитеся пиянии от вина своего, и плачитеся: рыдайте вси пиющии вино до пиянства.

Невоздержность и неумеренность в наслаждении, говорит Пророк, замените плачевною песнею, потому что худо не то, если пьешь вино, но вредно то, если пьешь неумеренно. Сказав же: «от вина своего», подразумевает Пророк и другое упоение, назвав сим решительную преклонность к худому и беззаконие всякого вида. А вам, говорит Пророк, надлежит плакать и рыдать; потому что вы вовсе лишены будете того, что может доставлять веселие. 

Толкование на пророка Иоиля

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Пробудитесь, пьяницы, и плачьте и рыдайте, все пьющие вино, о виноградном соке, ибо он отнят от уст ваших

Опустошение страны коснулось, прежде всего, пьющих вино, лишившихся виноградного сока, и к ним обращается пророк.

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Ст. 5-7 Пробудитесь, пьяницы, и плачьте и рыдайте, все пьющие вино, о виноградном соке, ибо он отнят от уст ваших! Ибо пришел на землю Мою народ сильный и бесчисленный; зубы у него – зубы львиные, и челюсти у него – как у львицы. Опустошил он виноградную лозу Мою, и смоковницу Мою обломал, ободрал ее догола, и бросил; сделались белыми ветви ее. 

Чтобы в этом наступившем и неслыханном доселе несчастии дать заметить народу проявление суда Божия и Божественного голоса увещания к покаянию, пророк прежде всего обращается к людям, ведущим жизнь разгульную, нетрезвую, обращается к пьяницам народа и требует от них, чтобы они протрезвились от своего постоянного опьянения, не пропускали без внимания совершающихся страшных бед, вняли голосу Божию, призывающему чрез эти бедствия беспечный народ к образумлению и покаянию. «Пробудитесь, – взывает он, – пьяницы, и плачьте и рыдайте, все пьющие вино, о виноградном соке», рыдайте, потому что Господь разгневался на вас, Он наказывает вас, Он опустошил виноградники ваши и чрез то отнял у вас свежий, приятный, виноградный сок, опьяняющий вас, плачьте об этом соке, «ибо он отнят от уст ваших!». Господь наслал на землю саранчу, которая как неприятельский многочисленный народ, как страшное враждебное войско напала на землю Иудину и все здесь опустошила, между прочим опустошила и самые благороднейшие произведения земли: виноградную лозу и смоковницу. «Ибо описывает пророк как бы
от лица целого народа нашествие и опустошительные действия саранчи,
этого бича Божия на земле Иудиной, –  пришел  на землю Мою», на  землю народа Божия, «народ  (саранча) сильный  и  бесчисленный». Оружие этого народа состоит в зубах его и в челюстях, которыми он так же до конца все раздробляет и пожирает, как лев или львица: «зубы у него – зубы львиные, и челюсти у него – как у львицы». Вооруженный такими зубами и челюстями, при помощи их «опустошил он виноградную лозу мою», лозу народа Божия (пророк продолжает речь от имени всего народа), «и смоковницу Мою обломал, ободрал ее, – разъясняет пророк предшествующие слова свои, –  догола». И виноградную лозу, и смоковницу нашедший враг так очистил, что не только листья, но даже и кору пожрал на них, «и бросил», и в таком виде оставил их, и вот виноградная лоза и смоковница стоят обглоданные совсем: «сделались белыми ветви ее».

Пророк Иоиль

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible