Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Опустошено поле, сетует земля; ибо истреблен хлеб, высох виноградный сок, завяла маслина.
Святые отцы
- Ефрем Сирин, прп. (†373)
- Иероним Стридонский, блж. (†420)
- Кирилл Александрийский, свт. (†444)
- Феодорит Кирский, блж. (†457)
Прочие
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Ст. 10-11 Изсше вино, погибли маслины. Посрамишася земледелатели, возрыдали виноградари
Много трудились над возделыванием нивы сердец человеческих духовные земледелатели: но сие не принесло плода.
Иероним Стридонский, блж. (†420)
Опустошено поле, сетует земля; ибо истреблен хлеб, высох виноградный сок, завяла маслина
См. Толкование на Иол. 1:9
Кирилл Александрийский, свт. (†444)
Опустошено поле, сетует земля; ибо истреблен хлеб, высох виноградный сок, завяла маслина
См. Толкование на Иол. 1:9
Феодорит Кирский, блж. (†457)
11. Краснейте от стыда, земледельцы, рыдайте, виноградари, о пшенице и ячмене, потому что погибла жатва в поле,
11. посрами́шася земледѣ́лателе. пла́читеся, се́ла, по пшени́цѣ и по ячме́ни, я́ко поги́бе объима́нiе от ни́вы,
В стыде, говорит, остались и земледельцы, много трудившиеся над возделыванием земли, но не собравшие никаких плодов. Сие, как видим, бывает и ныне. Ибо при неплодии земли в стыде обыкновенно бывают земледельцы, не доставляя обычных доходов землевладельцам, и по недостатку необходимого будучи принуждены жить подаянием. Представляя же бедствие в обширнейшем виде, чтобы недугующих бесчувственностью возбудить к покаянию, Пророк повелевает плакать и самым селам, потому что оскудели ячмень и пшеница, засохли виноградники, одним словом, и маслины, и смоковницы и другие плодовые деревья не дают никакого плода; так как не осталось в них никакой влаги. Должно же знать, что Пророк повелевает плакать земле и селам не потому, что они разумны, напротив того старается он посредством неодушевленного возбудить одаренных разумом.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 10-12 Опустошено поле, сетует земля; ибо истреблен хлеб, высох виноградный сок, завяла маслина. Краснейте от стыда, земледельцы, рыдайте, виноградари, о пшенице и ячмене, потому что погибла жатва в поле, засохла виноградная лоза и смоковница завяла; гранатовое дерево, пальма и яблоня, все дерева в поле посохли; потому и веселье у сынов человеческих исчезло
Пророк говорит о тяжести постигшего страну бедствия для земледельцев, виноградарей и всех жителей вообще. Не вполне ясно, говорит ли пророк здесь об одном только бедствии, о нашествии саранчи, или же в ст. 9-12 он разумеет и другое бедствие засуху, постигшую страну вслед за нашествием саранчи. На последнем понимании настаивает Креднер. Но блаж. Иероним и большинство новых толкователей видят в рассматриваемых стихах только речь о последствиях нашествия саранчи. Гранатовое дерево: евр. rimmon. Так как это дерево имеет на ветвях шипы, то в слав. т. оно называется «шипки». «Пальма» «и финикс»: в евр. gamtamar, также пальма. Палестина в древности изобиловала пальмами. Пальмы росли у Иерихона, который назывался городом пальм (Втор ХXXIV:3), в Этедди, у берегов Мертвого моря и Генисаретского озера. Яблонь: собств. евр. tappuach, – дерево, которое приносит наливные плоды. По Песни Песней (II:3; VII:9) плоды эти весьма сладки и благовонны; цвет их золотой (Притч XXV:11). Полагают что tappuach есть собственно Pyrus Cidonia. Вероятно, от обилия этих деревьев получили свое название Таппуах два города, из которых один лежал в колене Иудовом (Нав XII:17; XV:34), а другой на границе Ефремова и Манассиина колена (Нав XVI:8; ХVII:8). Веселие у сынов человеческих исчезло, т. е. радость, соединившаяся с уборкой жатвы.
архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)
Но не одни пьяницы, протрезвившись, должны плакать, плакать должен весь народ, должно все общество Господне и плакать так же глубоко и горько, как глубоко и горько плачет невеста по умершем своем возлюбленном женихе. «Рыдай, – говорит пророк всему народу, – как молодая жена, препоясавшись вретищем (в знак печали), о муже юности своей!» Поводом к столь глубокому и горькому плачу пророк выставляет опасность скорого прекращения хлебных приношений и возлияний в доме Иеговы, прекращения жертв и прежде всего, и главным образом прекращения ежедневной утренней и вечерней жертвы – несчастие, тяжелее которого не могло быть для Израиля, потому что чрез жертвоприношение фактически поддерживался завет народа с Богом, и прекращение жертв служило явным значением того, что Бог отвергает всецело свой народ от Себя, не хочет более быть с ним в завете. «Прекратилось, – говорит пророк, – хлебное приношение и возлияние в доме Господнем», вследствие чего «плачут священники, служители Господни». От чего же такая страшная грозит народу опасность? А именно от недостатка вина, муки и масла – этих необходимых материалов для приношений в дом Иеговы, недостатка столь сильного, что скоро станут невозможными дальнейшие приношения, потому что нечего будет приносить:
«опустошено поле, сетует земля», сетует о том, что не стало на ней плодов ее, исчезли они, пожранные саранчою,«ибо, – разъясняет пророк опустение поля и сетование земли, – истреблен хлеб», он пожран на полях саранчою, вследствие чего жатва на полях пропала, поле опустело. Другие произведения земли также уничтожены саранчою: масличные и виноградные деревья все дочиста обглоданы, они сохнут и плодов не приносят: «высох виноградный сок, завяла маслина», вся земля в горе. Обмануты, значит, надежды землевладельцев, надеявшихся, разумеется, от возделываемых ими полей получить жатву как награду за свой труд, получить пшеницу и ячмень, и другие плоды, обмануты надежды и садовников, тоже, конечно, ожидавших от возделываемых ими садов и виноградной лозы, и смоковницы, и граната, и яблони, и других деревьев получить благодарное вознаграждение за труд: «краснейте», стойте в стыде, горько разочарованные в своих надеждах, «земледельцы, – говорит пророк, – рыдайте, виноградари». Земледельцы должны посрамиться «о пшенице и ячмене, потому что погибла жатва в поле», садовники должны рыдать, потому что все плодовые и неплодовые деревья садов и полей, будучи чрез саранчу лишены своей зелени, своих листьев и коры, засохли от этого самого, потому что «засохла виноградная лоза и смоковница завяла; гранатовое дерево, пальма и яблоня, все (остальные) дерева в поле посохли», – одни должны посрамиться, другие должны рыдать, потому что «веселье у сынов человеческих исчезло».