Скрыть
И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 2-3 в дому Отца Моего обители многи суть: аще ли же ни, рекл бых вам: иду уготовати место вам: и аще уготовлю место вам, паки прииду и поиму вы к Себе, да идеже есмь Аз, и вы будете

Затем прибавляет: в дому Отца Моего обители многи суть (14, 2). Как в утешение скорбящему Петру Он говорил: последи же по Мне идеши, так и им подает такую же надежду. Чтобы они не подумали, что только ему одному дано обещание, Он говорит: в дому Отца Моего обители многи суть. Аще ли же ни, рекл бых вам: иду уготовати место вам, то есть и вы будете в том же месте, где и Петр. Там весьма много обителей и нельзя сказать, чтобы нужно было приготовлять их. А так как Он сказал: не можете ныне по Мне ити, то, чтобы не подумали, что они навсегда отлучены от Него, Он присовокупил: да идеже есмь Аз, и вы будете (ст. 3). Я столько забочусь об этом, что уже приготовил бы это место, если бы издавна оно не было уготовано для вас. Этим Он показывает, что они должны вполне надеяться и уповать на Него.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 2-3 В доме Отца Моего обителей много; а если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтоб и вы были, где Я

Господь сказал Петру: после ты пойдешь за Мною. Чтобы прочие не подумали, что это обещание дано одному только Петру, а им нет, Господь говорит, что и вас примет та же страна, которая примет Петра. Посему не нужно смущаться из-за места. Ибо много обителей «в доме Отца Моего», то есть под властью Отца. Под «домом» разумей власть и начальство. Если же бы не было обителей, то Я пошел бы и приготовил бы вам, так что вам не должно смущаться в том и другом случае, готовы или не готовы обители. Ибо, если бы они не были готовы, Я со всем усердием приготовил бы их для вас. Если бы для приготовления вам места Я и отошел, то в этом случае Я не оставил бы вас, но взял бы с Собою, чтобы и вы были там же, где Я. Видишь ли, сколько утешения и одушевления в словах: «чтоб и вы были, где Я». Итак, неразумно смущаться вам, когда вы будете со Мною.

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я

Приидем к нему и обитель у него сотворим. Эти слова Господа подтверждают то, что Господь весь на всяком месте, ибо обителью Пресвятой Троицы может быть каждый человек, все люди, рассеянные по миру, и в каждом лице человека может быть всецелый нераздельный Бог.

Дневник. Том IV. 1860–1861

Лука Крымский, свт. (†1961)

Ст. 2-5 В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я. А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете. Фома сказал Ему: Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь

На слова: В доме Отца Моего обителей много.

Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте (Ин. 14:1). Разве мало смущается сердце ваше? Смущается оно тем, что вы видите вокруг себя; смущается, когда вы впадаете в искушения, когда посылает вам Господь испытания, когда вы терпите горе, когда тоска овладевает сердцем вашим, — тогда смущается сердце ваше.

А Господь говорит: Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте. Только это одно нужно: только вера в Бога, вера в Господа Иисуса Христа; эта вера отгонит всякое смущение от вас, она единое прибежище в скорбях ваших, в испытаниях ваших, в смущениях ваших.

В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. О каком это доме Отца Своего говорит Христос? Это, конечно, выражение образное, у Бога нет никаких дворцов, подобных дворцам царским, нет многих комнат для слуг или родственников царских. У Него нет никаких видимых материальных обителей. Что же значат эти слова Христовы о многих обителях у Отца нашего Небесного?

Вот что значат: каждый из нас во время жизни своей готовит себе будущую судьбу свою. Если сердце его полно веры, надежды и любви, то готовит он себе жизнь блаженную, жизнь вечную, ибо далеко сердце его от пути неправедного. Но ведь все мы в разной мере приобретаем чистоту сердца, в разной мере имеем веру, надежду и любовь.

Были великие святые, которые при жизни становились ангелами во плоти, которые уже в теле своем возвысились до необычайной высоты богопознания и получили драгоценные дары Святого Духа. Такие святые, когда переходили в жизнь вечную, способны были к самому глубокому, самому чистому и непосредственному общению с Богом, ибо сердце их уже при жизни стало храмом Божиим.

А мы, далекие от такой святости, — чего мы можем ждать? Если не творили дел совершенно беззаконных, не заслужили муки вечной, то ждем радости и покоя в жизни вечной. Но так как сердце наше чрезвычайно далеко от такой меры чистоты, до какой дошли сердца праведных, так как много в нас еще нечистоты, то не способны мы к такому глубокому, великому, непосредственному общению с Богом, к какому способны святые. Мы не можем жить в светозарных обителях Божиих, в которых обитает Сам Бог, мы еще недостойны этого, для нас уготованы обители малые, ибо много обителей у Отца Небесного. Есть у Бога великие и преславные обители, есть средние, есть малые обители. И по заслугам своим, по степени очищения сердца своего, получим ту или иную обитель от Бога.

Но и те, которые вселятся в самые малые обители, будут способны к бесконечному, беспрерывному совершенствованию душ своих в жизни вечной. То, чего не успели и не смогли сделать во время жизни земной, они сделают в этих малых обителях. И будет постепенно возвышаться дух их, постепенно просвещаться и освящаться от Бога. И ждет их, как и великих святых, вечная радость. Это утешение для всех нас, слабых и плохих христиан, далеких от того совершенства, какое заповедал нам Господь Иисус Христос: Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5:48). Далеко нам до этого. Но не будем падать духом: если и плохие мы христиане, будем знать, что у Отца Небесного обителей много.

Если только мы не такие великие, тяжкие грешники, которые возненавидели Бога, которые богохульствуют, о которых говорит апостол Павел в Первом послании к Коринфянам: Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют (1Кор. 6:9-10). Если вы не таковы, то не теряйте надежды на то, что и для вас уготована обитель в доме Отца Небесного.

Далее Господь, продолжая речь Свою, говорил: А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. Если вам не совсем верится, то Я сказал бы вам: «Я пойду и приготовлю для вас обители в доме Отца Моего». Он говорил это апостолам, а в их лице и всем христианам. Это надо нам знать.

И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я. Он приготовил место апостолам Своим, он приготовил место всем, у кого чистое сердце, всем, достойным общения с Богом.

А когда придет, о каком пришествии Он говорит? Не о Втором славном Пришествии Своем Он говорит нам в лице апостолов, что если будем соблюдать заповеди Его, то и Отец Его Небесный возлюбит нас и придет Он с Отцом Своим, и обитель у нас сотворит. Приходил, много раз приходил, ясно, видимым образом приходил Он к апостолам Своим. Приходил к мученикам Своим, когда они терпели невероятные муки, и укреплял их. Приходит и до сих пор, вселяется в сердце добрых и чистых и теперь. Придет и тогда, когда настанет наш последний час. Это говорил Он апостолам, и, конечно, приходил взять души их, когда они умирали мученической ужасной смертью, ибо все они, кроме Иоанна Богослова, умерли мученической смертью. Он принял души их. Он придет и возьмет души праведных, души чистых, души добрых.

«А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете». Фома сказал Ему: «Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь?». Что ответил Фоме Иисус? Он сказал: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня (ст. 6). Он есть для всех нас путь в Царство Божие, Он показал нам путь туда. Он дал заповеди Свои, которые, если будем их исполнять, приведут нас в Царство Божие.

Он — Истина — явил миру единую святую истину: явил учением Своим, явил чудесами Своими, Своей Божественной личностью, Своей безмерной, непостижимой для мира любовью, которая излилась с Креста Голгофского. Итак, верьте, что Он, Господь наш Иисус Христос, есть Путь, Истина, и Жизнь. Только Он дает истинную, чистую, святую жизнь.

Никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Эти слова запомните: Он есть путь наш к Богу, путь в Царство Божие, и никто не приходит к Отцу, как только этим путем. Это запомните. Веруйте всем сердцем в Него, исполняйте заповеди Его, примите твердое решение идти по указанному Им пути. И только тогда, когда это сделаете, сможете прийти к Отцу Небесному, только тогда откроется вам вход в Царство Божие. Этого да сподобит всех нас Всеблагой и Всемилостивый Господь наш Иисус Христос! Аминь.

Спешите идти за Христом. На слова: «В доме Отца Моего обителей много»

Евфимий Зигабен (†1118)

И аще уготовлю место вам, паки прииду и поиму вы к Себе, да идеже есмь Аз, и вы будете

Сказал бы Я вам и это: аще уготовлю место вам, паки прииду и поиму вы к Себе… Итак, не следует смущаться. Так как уже давно приготовлено много обителей и они распределены между достойными, то должно иметь твердую веру, а не отчаиваться. Можно и иначе объяснить. Хотя Я, говорит Иисус Христос, пойду, чтобы приготовить место вам, т.е. чтобы обновить восход на небеса, куда никто из людей никогда не восходил, – однако Я опять приду во второе Свое пришествие и вас, воскресших из мертвых, возьму к Себе, чтобы вечно со Мною царствовать. Правда апостолы тотчас после смерти взошли ко Господу, но, пока еще, без тела, и хотя находятся с Ним, но не соцарствуют Ему. Видя тайные помышления учеников, Иисус Христос знал, что они хотят узнать, куда Он идет и какой путь туда ведет; поэтому Он говорит: см. Ин.14:4

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я. 

– И когда пойду (собственно – если пойду; определяется не время отшествия, а следствияи приготовлю, приду опять (собственно – иду опять, чем указывается на близость пришествия), и возьму вас к Себе: под новым пришествием Господа к Своим ученикам нельзя разуметь второго славного Его пришествия при кончине мира, потому что обещается пришествие только к ученикам, и говорится сие для утешения их, что не достигалось бы указанием на второе пришествие. Притом Господь нигде не говорит о близости времени второго Своего пришествия, а, напротив, в Его речах есть указания на отдалённость его (Мф.25:5; Лк.12 и др.). Нельзя также разуметь под новым пришествием Его к ученикам пришествия по воскресении его в ином образе, потому что до вознесения Его к Отцу Небесному Он не вошёл ещё вполне и по человечеству в славу Свою и не отошёл ещё совсем от них для приготовления им места. Кажется, пришествие Господа к ученикам и – взятие их к Нему нужно разделять по времени, а не представлять современными в том смысле, что Он придёт к ним и тотчас же возьмёт их к Себе. Пришествие Господа разумеется духовное, таинственное, в смысле ближайшего, чем прежде при телесном пребывании с ними Господа, духовного общения и единения их с Ним или Его с ними (ср. ст. Ин.14:21-23). Это таинственное пришествие и единение началось, по вознесению Господа от них, излиянием на них даров Святого Духа (Ин.17-18). Под взятием же их Христом к Себе разумеется отшествие каждого из них, по совершении предназначенного им дела, от земли, или – смерть их, непосредственным следствием которой будет исполнение слов Его: чтобы и вы были там, где Я. Таким образом, всё изречение Господа значит: когда Я пойду от вас в Моем вознесении на небо и приготовлю вам место прославлением Меня и по человечеству такою же славою, какую Я имел всегда по божеству, Я снова приду к вам таинственным образом более тесного единения Моего в Святом Духе с вашим духом, и потом, когда вы совершите дело ваше и Моё на земле, возьму вас к Себе чрез смерть вашу, чтобы и вы по смерти были там же, где Я буду, – были в ещё более непосредственном и тесном единении со Мною, были участниками славы Моей (Ин.17:24).

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

     Ст.2-3 В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я.    

      
«Многие обители у Бога, говорит св. Григорий Богослов, и всем им наполниться подобает, ничтоже бо всуе от Бога соделана»... Это суть, продолжает он, успокоение и слава, предназначенные блаженным. Слова: «в дому Отца Моего обители многи суть» св. Иоанн Златоуст и блаженный Феофилакт Болгарский связуют по мысли со словами Господа, сказанными Им Петру: «аможе Аз иду, не можеши ныне по Мне ити: последи же по Мне идеши» (Ин.13:36). Петр выделился среди учеников своею горячностью и Господь остановил его, указуя, что он лишь позже (а не ныне) может приити к Господу, но дабы другие ученики не подумали, что одному Петру предрекает Господь о том, что он приидет к Нему, то Господь и глаголет о многих обителях в доме Отца, кои ожидают удостоенных блаженства, как светлый пир в притче (Мф.22) ожидал званых.
       Мы должны необходимо оговорить, что пунктуация в стихе 2 между словами «вам» и «приду» не во всех списках и изданиях одинакова. В греческой Библии изд. Св. Синода 1821 и Норовском Нов. Завете 1861 стоит точка на верху строки (заменяемая у нас двоеточием) и сему следует наш русский текст Нового Завета, и, по-видимому, таков был и список, лежавший перед св. Иоанном Златоустом. Посему св. Иоанн Златоуст и говорит: «Там весьма много обителей и нельзя сказать, чтобы нужно было приготовлять их ... (и далее) «Я столько забочусь, глаголет Господь, об этом, что уже приготовил бы это место, если бы издавна оно не было уготовано для вас. Этим Господь показывает, что они должны вполне надеяться и уповать на Него». Посему надо иметь в виду, что с этой пунктуацией, о которой мы говорим, вся вторая половина 2-го стиха и весь 3-й стих представляют собой условное предложение, в котором руководящая мысль та, что Господу не нужно приуготовлять обители, ибо они готовы, иначе Он сказал бы: Я пойду приготовлю….
       Но в некоторых изданиях, начиная с нашего Славянского, после слова «вам» поставлена полная точка, и с этой пунктуацией, принятой почти всеми западными переводами, соединяется совсем другая мысль о том, что приуготовление обителей совершается Господом Его страданиями и славным Воскресением. И эта мысль не заключает в себе ничего могущего быть названным неправильным, но мы предпочитаем держаться мнения Иоанна Златоуста по весьма важной причине, независимо от авторитета сего святого мужа. Обители Господни, о которых говорит Господь, суть слава и покой и блаженство, присущие счастью быть признанными чадами Божиими, как говорит Григорий Богослов (см. выше). Сии обители существовали от века, ибо Бог есть любовь и мир и покой и счастье и радость. Посему Господь Своими страданиями и смертью и славным воскресением приуготовляет не самые обители, существовавшие от века (в дому Отца Моего обители многи суть), а приуготовляет достойных обитателей для сих обителей, очищает и возвышает и просветляет человека, делая его достойным к восприятию в сии Божии обители. Обители небесные суть творение Бога Творца, во святой Троице покланяемого; спасение же человечества, по премудрости и любви Триединого Бога совершаемое, совершалось в частности действием Бога, во второй Ипостаси являемого и принявшего плоть человеческую, в которой и с которой Он страдал и воскрес. Посему, памятуя, что Господь Иисус «всего человека сотворил здрава»(Ин.7:23), и что «Прииде Сын человеческий взыскати и спасти погибшего» (Мф.18:11), – мы останавливаемся на мысли, выраженной св. Иоанном Златоустом о том, что слова Господа имеют такое значение, что если бы не было у Отца Моего многих обителей, то Я бы сказал вам, Я иду приготовить место вам, но это не нужно, эти обители суть ныне у Отца Моего. А в сих обителях, когда вы будете, то «чтобы и вы были, где Я». Таким образом Господь раскрывал ученикам вечную благость Творца, от века приуготовлявшего вечное место успокоения тем, кто верою и любовью сподобятся быть воспринятыми в общение с Сыном Божиим, приуготовлявшим во плоти спасение человека и омывшим его кровью Своею, дабы заслугами Его, Бога, человек сподобился быть усыновленным Богом и стать соучастником вечного блаженства.
      «Да не смущается сердце ваше, – глаголал Милосердый, – веруйте в Бога и в Мя веруйте» (Ин.14;1); а обителей много у Отца Моего.

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том II

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 2-3 В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я

Продолжая успокаивать апостолов, как детей, скорбящих при разлучении с любимым отцом, Христос открывает им, что скоро увидится с ними опять. Теперь же Он идет приготовлять Им место в доме Отца Своего.

В доме Отца. Царство Небесное, которое здесь Христос называет домом Отца Своего, изображается под видом обширного царского дворца, в котором живет восточный монарх со своими многочисленными сыновьями, причем каждый из сыновей имеет для себя отдельное помещение.

А если бы не так, Я сказал бы вам: По русскому синодальному изданию, через постановку в конце этой фразы двоеточия последующие слова не сохраняют никакого самостоятельного значения, составляя только окончание предшествующей фразы. При таком чтении, однако, совершенно неясным представляется выражение 3-го стиха: и когда пойду. Ведь, согласно синодальному чтению, Господь не сказал ученикам, что Он пойдет, а сказал бы, если бы обителей для учеников еще не было. Напротив, если поставить после слов «сказал бы вам» точку (как сделано в славянском тексте), то смысл первых слов 3-го стиха является совершенно ясным и связь 3-го стиха со 2-м вполне естественной. При таком чтении получается следующая мысль: «Если бы не так, т. е. если бы на самом деле никаких обителей на небе не существовало, то Я, Kоторому все небесное известно хорошо (Ин. 3:11–13), сказал бы вам об этом и не стал бы обольщать вас несбыточными мечтами. Но обители эти, несомненно, существуют, и Я даже иду на небо для того, чтобы вам выбрать лучшие».

Приготовлю вам место. Господь, как выражается апостол Павел, явился нашим предтечей на небе (Евр. 6:20), открыл нам путь в Царство Небесное.

Приду опять. О каком пришествии Христа здесь говорится? О последнем ли, которое будет иметь место перед кончиной мира, или же о пришествии таинственном, духовном, во Святом Духе? Kажется, здесь нельзя понимать ни того, ни другого. О пришествии на суд Господь не мог здесь говорить потому, что это пришествие, как знал и Сам Христос, было чрезвычайно далеко, да притом и апостолы едва ли могли утешиться мыслью о свидании с Господом в отдаленном будущем после того, как они воскреснут; на Марфу, по крайней мере, мысль о том, что она увидится с братом «после» воскресения мертвых, не произвела успокоительного действия (Ин. 11:24–25). Нельзя также понимать здесь и пришествие Господа в Святом Духе-Утешителе, потому что о ниспослании Его Господь еще не сообщил апостолам. Kак же могло утешить их то, чего они еще и уразуметь не могли? Правдоподобнее то мнение, что Господь говорит здесь о Своем воскресении, после которого Он снова придет к ученикам: о Своем воскресении Господь говорил ученикам и прежде (Мф. 17:9; Мк. 9:9 и др.). Но при таком понимании остается непонятным следующее выражение: «и возьму вас к Себе…» После воскресения ученики не были тотчас взяты ко Христу. Поэтому правильнее полагать, что Господь здесь говорит не о Своем пришествии к ученикам только по воскресении Своем, а вообще о том, что Он будет являться ученикам в момент их кончины и брать их души в вечный покой. Поэтому-то и святой Стефан, умирая, говорил: «Господи Иисусе! приими дух мой» (Деян. 7:59; ср. 2Кор. 5:8; 1Сол. 4:17).

Толковая Библия

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

Об учениках Христовых.

Ин.14:3-4. Эти слова Господа обращаемы были к ближайшим ученикам Его: Ин.13:4-6 и могут относиться главным образом к тем, которые даны Отцом Небесным Христу: Ин.17:24; но кто хотя и зовет: Господи! Господи! а не делает того, чему учил Господь: Лк.6:46, услышит «Я никогда не знал вас» Мф.7:23.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible