Скрыть
Сие сказал Я вам, находясь с вами.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 25-27 Сия глаголах вам в вас Сый: Утешитель же, Дух Святый, Егоже послет Отец во имя Мое, Той вы научит всему и воспомянет вам вся, яже рех вам. Мир оставляю вам, мир Мой даю вам: не якоже мир дает, Аз даю вам. Да не смущается сердце ваше, ни устрашает

Сия глаголах вам в вас сый (ст. 25). Так как все это было неясно и они иного не понимали, а во многом и сомневались, то, чтобы опять не пришли в смущение и не стали спрашивать: какие заповеди? – избавил их от всякого беспокойства, сказав: Утешитель же, Егоже послет Отец во имя Мое, Той вы научит (ст. 26). Может быть, не ясно то, что Я теперь вам сказал; но это изъяснит вам тот Учитель. А словами: в вас пребывает намекает на Свое отшествие. Затем, чтобы они не печалились, говорит, что, пока Он будет оставаться с ними и пока не придет Дух, они не в состоянии будут уразуметь ничего великого и высокого. Это Он говорит с тем, чтобы приготовить их к мужественному перенесению Его отшествия, так как оно будет для них источником великих благ. А беспрестанно упоминает об Утешителе потому, что они тогда были одержимы скорбию. Но так как и после этих слов они приходили в смущение при мысли о скорбях, о борьбе, о Его отшествии, то смотри, как Он опять утешает их, говоря: мир оставляю вам (ст. 27). Как бы так говорит: какой вам будет вред от смятения мира, когда вы будете иметь мир со Мною? Этот мир не такой (как обыкновенно). Внешний мир часто бывает и вреден, и бесплоден, и бесполезен для тех, которые имеют его; а Я даю такой мир, по которому вы будете жить в мире между собою, а это сделает вас особенно сильными. А так как Он опять сказал: оставляю, – что указывало на Его отшествие и могло привести их в смущение, – то опять же говорит: да не смущается сердце ваше, ни устрашает (ст. 27). Видишь ли, что они смущались частию от любви, частию от страха?

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 25-26 Сие сказал Я вам, находясь с вами. Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам

Так как речи Господа были неясны для учеников, и одних из них они не понимали, а в большей части их сомневались, то, чтобы опять не просили Его и не сказали, какие заповеди нам должно соблюдать, Он освобождает их от забот и смущения, говоря, что Утешитель неясное и неудобопонятное сделает для вас удобопонятным. Это, кажущееся для вас неясным, Я сказал, пребывая у вас и будучи с вами; если же удалюсь, то вы будете всему научены. Итак, вам не нужно скорбеть по случаю разлуки со Мною, когда она доставит вам столько благ и столько мудрости. Ибо доколе Я Сам пребываю у вас и Дух не придет, вы ничего ни великого, ни высокого не можете уразуметь. - Часто упоминает об Утешителе по причине одержащей их скорби, подавая им добрую надежду, что Он будет руководить их. - «Утешитель придет во имя Мое». Это значит: Он не будет учить вас ничему, чуждому Моего учения, не будет искать Своей славы, но придет во имя Мое, то есть во славу имени Моего, а не Своего, как делают враждебные друг другу учители, увлекая за собою последователей. Некоторые в словах «во имя Мое», разумеют имя Христа: «Утешитель». Ибо говорится: «имеем ходатая (Утешителя) Иисуса Христа» (1Ин. 2, 1). И как Дух, пришедший к ученикам, стал Утешителем, облегчил их скорбь, то Он пришел во имя Христа, ибо и Он Утешитель, как и Христос. Но апостол Павел называет и Духа Христом, когда говорит: «вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в нас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим. 8, 9). Потом прибавил: «если же Христос в вас…» (ст. 10). Видишь ли, как он выше сказал, что Дух Божий живет в них, потом прибавил: Христос в вас. Ясно, что Христом апостол назвал Духа. А как Дух именуется Христом, то слова: «Отец пошлет Его «во имя Мое», ты должен понимать так, что и Он будет называться Христом, Святый Дух и научил и напомнил: «научил» всему тому, чего Христос не сказал им, как не могущим вместить; «напомнил» все то, что Господь хотя и сказал, но чего апостолы не могли удержать в памяти, или по неясности сказанного, или по немощи своего ума.

Евфимий Зигабен (†1118)

Сия глаголах вам в вас сый

сия, т.е. то, что кажется вам неясным. В вас сый… Эти слова Иисус Христос присоединил, чтобы показать, что скоро Он отойдет к Отцу.

Георгий Константинович Властов (†1899)

     Ст. 25-26 Сие сказал Я вам, находясь с вами. Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам.

     
Господь указывает на два отдела развития царствия Божия; первый из них Его Господня проповедь, Его слова, глаголанные яко вечные заповеди человеку в то время, когда Он в образе человека был посреди их; второй отдел – пришествие и пребывание Утешителя с церковью Божией. Господь в предыдущих сему словах обещает явиться Сам в образе Богочеловека, Котораго столь любили ученики, и позже будет глаголать им как Утешитель Дух Святой, научающий и воспоминающий и разъясняющий те же вечные слова жизни, которые глаголал Господь. Сначала Господь говорит о словах, произносимых Им: «в вас сый» (Ин.14:25). Утешив их обещанием, что они и Его, возлюбленного ими, увидят(Ин.14:8-24), Он возвращается к разъяснению им слов о грядущем Утешителе, о Котором Он глаголал им в Ин.14:6-17.
      Пока не совершилось воскресение Господне, ученики были удручены сознанием своей немощи и слабости, и Господь, ведая эти чувствования, совершенно правильные, человеческие, указывает им, что они никогда не будут оставлены без помощи: сначала Он Сам пребудет с ними, потом же приидет Утешитель, Дух Святой, Который и напомнит им все, что говорил Господь, и научит их всему тому, чего они не понимают, разъясняя им высшее значение слов, реченных Словом Божиим во плоти (Ин.2:22).
      Надо глубоко проникнуться мыслию, что только великая жертва Искупления могла возродить человека к новой жизни. Воспринять возрождение мог человек только приуготовив себя верою и любовью, самое же возрождение совершалось и совершается Духом Святым, вливающим в слабое и неразумное существо силу и разум и напоминание о словах Господа и ясное уразумение их настоящего значения.
      Дух Святой освящает человека и приходит от Отца ради Господа Иисуса и во имя Его, ибо неискупленное человечество не могло бы воспринять Его. Не могли израильтяне подойти к святой горе (Исх.19:12-13), ибо огнем были бы пожжены. И Иоанн Креститель указывал нераскаянным и не искупленным, что секира при корне дерев лежит и блюдется древо, не приносящее плода, для огня (Мф.3:10;12). Но Господь по милосердию Своему допустил человека приблизиться к Богу и для сего искупил его и дал ему право именоваться «чадом Божиим» (Ин.1:12) и Дух Божий осенил человека ради очистительной жертвы искупления.
      Господь Иисус глаголет слова Отца и творит дела Отца (Ин.5:26;30); Дух Святой, Утешитель, напоминает верующим и разъясняет слова и дела Отца и Сына, кои именуются словами жизни (Деян.5:20 ). Единое действие Бога, во святой Троице поклоняемого, уразумеваем мы в великом акте спасения человека, воздымаего к небу милосердием Триединого Божества. Слово являет Бога Отца, Дух Святой вечно являет Бога Отца и Сына, раскрывая вечно глубину премудрости и любви Божией. Дух Святой в воздействии Своем на человека есть Божия мысль, сообщаемая человеку о Слове, иже плоть бысть. Посему и глаголет Господь: «научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам».

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том II

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 25-26 Сие сказал Я вам, находясь с вами. Утешитель же, Дух Святый, Kоторого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам

В заключении (стихи 25–31) к первой речи Господь прежде всего говорит, что лично Он на этом заканчивает обучение апостолов, потому что Свое пребывание среди них Он считает оконченным («сказал» – прошедшее совершенное время). Дальнейшее утешение и вразумление апостолов Он предоставляет Духу Утешителю, Kоторого им пошлет Отец.

«Во имя Мое» (ἐν τῷ ὀνόματί μου). Это выражение и здесь, как и в 13-м стихе, понимается различно. Одни говорят, что Господь говорит о послании Духа «для продолжения Его дела», другие переводят «вместо Меня», но естественнее всего сохранить за этим выражением тот же смысл, какой оно имеет в 13-м стихе, т. е. пошлет «при призывании Моего имени».

«Научит вас всему». Господь различает «сие» и «все». «Сие» говорил Он Сам (стих 25), «всё» будет изъяснять им Дух-Утешитель. Им многое Господь предложил в отрывочном виде и не в достаточно ясной форме (ср. Ин.2:22, 7:17, 13:7, 36), а Дух пополнит учение Христа и осветит в нем то, что для учеников осталось непонятным. Однако это не будет простым напоминанием и разъяснением только того, что уже известно ученикам. Нет, Дух будет возбуждать в апостолах творческую мысль, которая и выразится в различных созданиях литературного характера (Евангелия, Послания). Здесь можно видеть также основание для последующей деятельности боговдохновенных апостолов в области церковного устройства. Дух Святой во всех областях христианской мысли и жизни будет помогать Церкви идти той дорогой, которую указал Ей Сам Христос.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible