Скрыть
И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек,

Святые отцы

Прочие

Григорий Богослов, свт. (†389)

и Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам, да будет с вами в век

Для того приходит Дух после Христа, чтобы не остаться нам без Утешителя; и для того именуется «иным», чтобы дать тебе понятие о равночестии, ибо слово: иной поставлено вместо «другой я»; это же именование означает одно – владычество, а не унижение. Ибо слово: иной, насколько мне известно, употребляется не об инородных, но об единосущных.

Слова. Слово 41

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 15-19 Аще любите Мя, заповеди Моя соблюдите, и Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам, да будет с вами в век, Дух истины, Егоже мир не может прияти, яко не видит Его, ниже знает Его: вы же знаете Его, яко в вас пребывает и в вас будет. Не оставлю вас сиры: прииду к вам: еще мало, и мир ктому не увидит Мене: вы же увидите Мя, яко Аз живу, и вы живи будете

Бог требует любви, являемой в делах. Потому-то и ученикам говорил: аще любите Мя, заповеди Моя соблюдите. Так как Он сказал: аще чесо просите, Аз сотворю (14, 14), то, чтобы не подумали они, что довольно только просить, Он присовокупил: аще любите Мя, – то есть в этом случае сотворю. А как ученики, услышав: Аз к Отцу гряду, естественно пришли в смущение, то Он говорит, что любовь состоит не в этом, не в настоящем смущении, а в повиновении словам Его. Я дал вам заповедь, чтобы вы любили друг друга, чтобы вы так же поступали друг с другом, как Я поступал с вами. Любовь в том и состоит, чтобы исполнять это и подражать тому, кого любим. И умолю Отца, и иного Утешителя даст вам. Опять речь приспособительная. Так как ученики еще не знали Его, и потому, естественно, сильно желали быть вместе с Ним, слышать Его речи, видеть Его во плоти, и ни в чем не находили для себя утешения, скорбя о Его отшествии, то что Он говорит? Умолю Отца, и иного Утешителя даст вам, то есть иного такого же, как Я. Да постыдятся же и зараженные недугом Савелия, и имеющие не надлежащее понятие о Духе Святом! В этом изречении то особенно и удивительно, что оно одним ударом ниспровергает совершенно противоположные ереси. Сказав: иного, указывает на различие Его ипостаси; а сказав: Утешителя, – на единство существа. Почему же Он говорит: умолю Отца? Потому, что если бы сказал: Я пошлю, то не столько бы поверили; а теперь Он заботился о том, чтобы Ему веровали. Впоследствии Он высказывает, что Сам посылает Его, говоря: приимите Дух Свят; а здесь говорит: умолю Отца, чтобы сделать для них слово достоверным. Ведь Иоанн говорит о Нем, что от исполнения Его мы вси прияхом (1, 16): как же Он может принимать от другого то, что Сам имеет? И опять: Той вы крестит Духом Святым и огнем (Лк. 3, 16). Какое же Он имел бы преимущество пред Апостолами, если бы должен был умолять Отца, чтобы даровать Духа другим, между тем как Апостолы часто делали это, как видно, и без молитвы? И если Дух Святой по молитве посылается от Отца, то каким же образом Он Сам Собою нисходит? И как может от другого быть посылаем Тот, Кто вездесущ, Кто Сам по Себе разделяет (дарования) коемуждо, якоже хощет, и говорит со властию: отделите Ми Варнаву и Савла (Деян. 13, 2)? Хотя Богу служили эти служители, однако ж Он со властию призвал их на Свое собственное дело, – не потому, чтобы дело, на которое призвал их, было иное, но для того, чтобы показать Свою власть. Итак, что же, скажешь, значит: умолю Отца? Показывается время пришествия (Духа Святого).

Когда Он очистил их жертвою, тогда и снизошел Дух Святой. А почему Он не пришел в то время, когда (Христос) был с ними? Потому что не была еще принесена жертва. Когда уже и грех был истреблен, и Апостолы, получив повеление идти на опасности, готовились к борьбе, тогда надлежало прийти Тому, Кто укрепляет на подвиги. Для чего же Дух приходит не тотчас по воскресении? Для того, чтобы Апостолы сильнее возжелали Его и приняли с большею любовию. Доколе был с ними Христос, они не были в скорби; когда же Он отошел, они, лишившись Его, находились в великом страхе и, естественно, должны были принять Духа Святого с великим усердием. Да будет с вами. Это значит, что и по смерти не отойдет. А чтобы они, услышав об Утешителе, не предположили другого нового воплощения и не надеялись увидеть Его очами, Христос, отклоняя их от этого, говорит: Егоже мир не может прияти, яко не видит Его. Он не так будет с вами, как Я, но будет обитать в самих душах ваших; это и значит: в вас будет. А называя Его Духом истины, Он тем указывает на образы, бывшие в Ветхом Завете. Да будет с вами. Что значит: да будет с вами? То же, что Он о Себе говорит: Аз с вами есмь (Мф. 28, 20). Сверх того, Он намекает и на нечто другое, именно: не претерпит того, что Я претерпел, и не отойдет. Егоже мир не может прияти, яко не видит Его. А разве другой кто, скажи мне, может видеть Его? Нет; Он говорит здесь о познании, почему и присовокупляет: ниже знает Его. Он обыкновенно зрением называет и точное познание. Так как зрение яснее других чувств, то им всегда и означает точное познание. А под миром Он разумеет здесь злых людей. Таким образом, Он утешает учеников тем, что даст им особенный дар. Смотри, как Он превознес этот дар: сказал, что есть иной такой же, как Я; сказал: Он не оставит вас; сказал: к вам одним придет, так же, как и Я; сказал: в вас будет. И однако ж, несмотря на все это, не уничтожил в них печали. Они хотели видеть Его и чтобы Он был с ними. Потому-то, удовлетворяя их желанию, Он говорит: и Я не оставлю вас сиры: прииду к вам (Ин. 14, 18). Не бойтесь, говорит: не потому Я сказал: пошлю иного Утешителя, что Сам навсегда оставляю вас; не потому сказал: в вас будет, что Сам уже не увижу вас. Нет, Я и Сам приду к вам: не оставлю вас сиры. Как в начале речи сказал: чадца, так и здесь говорит: не оставлю вас сиры.

В начале Христос сказал: придете туда, аможе Аз иду, и: в дому Отца Моего обители многи суть; а здесь, – так как то время было далеко, – дает Духа. Но так как ученики, не поняв значения слов Его, не довольно ими утешились, то Он говорит: не оставлю вас сиры, – потому что этого они особенно и желали. А так как изречение: прииду к вам указывало на пришествие, то, чтобы они не ожидали опять такого же точно пришествия, какое было прежде, – смотри, как Он, не сказав об этом ясно, дал, однако ж, это понять. Сказавши: еще мало, и мир ктому не увидит Мене, Он присовокупил: вы же увидите Мя (14, 19). Как бы так говорил: Я приду к вам, но не так, как прежде, когда Я каждый день непрестанно был с вами. А чтобы они не спросили: как же Ты сказал иудеям: отселе не узрите Мене? – Он, в разрешение этого возражения, говорит: к вам одним, так же, как и Дух. Яко Аз живу, и вы живи будете (ст. 19). Крест не разлучит нас навсегда, но только на самое малое время скроет Меня. А под жизнию Он разумеет, как мне кажется, жизнь не только настоящую, но и будущую.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 15-17 Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; и вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет

Выше сказал: Я сделаю все, о чем ни попросите; теперь показывает, что должно просить не просто, но с любовью к Нему и соблюдением заповедей. Ибо тогда Я сделаю, когда будете просить таким образом. - И иначе. Слыша, что будут Им оставлены, они, естественно, могли опечалиться и смутиться душами. Он говорит: любовь ко Мне состоит не в том, чтобы печалиться и смущаться, но повиноваться Моим словам. Я дал вам заповедь не бояться убивающих тело (Мф. 10, 28). Если вы любите Меня, то соблюдите ее и уже не скорбите из-за Моей смерти. Ибо хранящему помянутую заповедь не свойственно скорбеть. Как же, не соблюдая Моей заповеди, но боясь смерти, вы говорите, что любите Меня? На это они могли сказать: как же нам не скорбеть, когда нам предстоит лишиться Твоего утешения и руководства? Посему говорит: этого не будет; вы не останетесь без утешения. Ибо Я попрошу, то есть умолю Отца, и Он пошлет вам иного Утешителя, иного, но такого же, как Меня. Да постыдится сих слов Савеллий, который говорит, что одно лицо Отца и Сына, и Святаго Духа. Ибо вот, слушай: пошлет «иного» Утешителя; значит, Лицо Духа иное. Да постыдится и Македоний, который говорит, что Дух иного существа и ниже Сына. Ибо слушай: и Дух есть Утешитель, подобно как и Сын. Итак, Дух есть Утешитель, подобно как и Сын. Итак, Дух, единосущный Сыну, без сомнения, единосущен и Отцу. Ибо Отец и Сын одного и того же существа. Не удивляйся, если Он говорит: «Я умолю Отца». Ибо Он не просит, как раб; но для того, чтобы уверить учеников, что к ним непременно придет Дух Утешитель, снисходит к ним и говорит: «Я умолю» Отца. Ибо если бы Он сказал: «Я пошлю», то они не столько поверили бы; а теперь, чтобы сделать Свое слово достовернее, говорит: «Я умолю Отца», то есть если будет нужно и просить, и молить, то Я всячески постараюсь о том, чтобы Дух пришел к вам. Это подобно тому, как и мы нередко говорим: я жизнь свою положу, чтобы случилось то и то. Хотя часто дело не требует большого старания, однако же мы говорим таким образом, желая показать, что не откажемся от старания. - Иначе. Так как Господь за нас Сам Себя принес в жертву Отцу, умилостивив Его Своей смертью, как Первосвященник, и затем, по истреблении греха и прекращении вражды, пришел к нам Дух, посему-то Он говорит: Я умолю Отца и даст вам Утешителя, то есть Я умилостивлю за вас Отца и примирю Его с вами, враждебными Ему по причине греха, и Он, умилостивленный Моей смертью за вас и примиренный с вами, пошлет вам Духа. «Да пребудет с вами вовек». Сказал это также в утешение их. Пришествие Его не таково, как Мое, оно не на время только, но продолжится до века; Он не оставит вас и по смерти вашей, но пребудет с вами и прославит вас; Он и со всеми святыми всегда пребывает, даже и по смерти их, тем более, что они тогда еще более возвышаются над плотскими страстями. «Дух истины», говорит, то есть Дух не Ветхого Завета, ибо он - образ и тень, а Нового, который есть истина. Имели Духа и те, кои жили под Законом, но имели в образе и тенях, а ныне, можно сказать, Истина сама существенно снизошла к ученикам. А чтобы не подумали, что и Дух, подобно Ему, воплотится, говорит, что мир не может принять Его. Он, говорит, будет учить вас не так, как Я, ибо мир не может принять Его телесно. Он будет обитать в самых душах ваших. - Иначе. Не может принять Его «мир», то есть люди порочные и мудрствующие мирское, потому что не видят Его, то есть потому, что существо Его необъятно. Ибо под видением разумеет здесь созерцание умом, почему и прибавил: «и не знает Его». Очевидно, словом: «не видит», Он выразил то, что «не знает». Итак, Он утешает апостолов, когда говорит, что мир не может принять Его, а вам подастся этот превосходный дар и пребудет «с вами» и, что еще более, пребудет «в вас». Ибо словом «с вами» указывает на внешнюю помощь от близости, а «в вас» - на внутреннее обитание и укрепление. Это же показывает, что Он есть Бог. Ибо Бог говорит: вселюся в вас и буду ходить (Лев. 26, 12). Итак, мир не может принять Духа, потому что не знает Его, а вы знаете Его. Почему? Потому что вы не от мира. Потому-то вы и способны принять Его, и Он - ныне пребывает «с вами» и всегда будет «в вас».

Евфимий Зигабен (†1118)

И Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам

С этого места Иисус Христос начинает открывать ученикам Своим учение о Святом Духе. Иного Утешителя – чем Меня, т.е. наставника и руководителя в подвигах добродетели, утешителя и заступника в скорбях. Сказав – иного, Иисус Христос указал на различие ипостаси, а сказав Утешителя, указал на единство существа, потому что Утешители – и Сын, и Дух Святой. И не сказал Иисус Христос: пошлю, чтобы не показаться противником Богу и говорящим по иной какой-либо власти, а теперь Он только обещает умолить Отца, как по вышеуказанной причине, так и для того, чтобы поверили Ему. Впоследствии же Иисус Христос открывает и Свою власть в этом отношении, говоря: аще бо не иду Аз, Утешитель не приидет к вам: аще (ли) же иду, послю Его к вам (Ин. 16, 7), и еще: приимите Дух Свят (Ин. 20, 22). Но каким образом дается и посылается другим вездесущий и раздающий дары каждому в особенности, как Ему угодно (1Кор. 12, 11)? Дается и посылается не как раб, а как равносущный Отцу и Сыну, и имеющий одну волю с Ними. По отношению к Несотворенной Троице слова эти имеют не такое значение, какое имеют они по отношению к тварям. Дух Святой дается Отцом, как от Него исходящий, а посылается Сыном, как содействующий Ему и не противящийся. Теперь Иисус Христос говорит о Святом Духе, что Он дается и посылается, а впоследствии Он показал и власть Святого Духа, когда говорил: егда же приидет Он, Дух Истины и т.д. (Ин. 16, 13).

Да будет с вами в век

не оставляя вас даже после вашей смерти. Затем излагается учение о том, что это за Утешитель иной.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Ст.15-17. Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди.  И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек,  Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет. 

Новое утешение ученикам в отшествии Господа, да не смущалось бы сердце их, Он предлагает им в обетовании иного Утешителя, Который пребудет с ними всегда. Обетование это Господь предваряет условием: соблюдите Мои заповеди, во имя вашей любви ко Мне. 
– Заповедями называет всё Своё учение (ср. Ин.12:49-50) и в частности – может быть те именно заповеди и наставления, какие дал Он им в этот последний великий вечер Его с ними; соблюдать их значит принять их с верою и осуществлять их в практике нравственной и обыденной жизни. Во имя любви их к Нему, в коей Он, конечно, не сомневался, ибо видел опыты оной, Он заповедует им держаться неуклонно этих заповедей, и – не сомневаясь, что это так и будет, – Он изрекает им великое обетование о другом Утешителе.
– Я умолю Отца: смиренное выражение Господом Своих отношений к Отцу Своему, как Ходатая за искупленных Им собратий Его по плоти (ср. Ин.17:9,15,20). «Не удивляйся, если Он говорит: Я умолю Отца. Ибо Он не просит как раб; но для того чтобы уверить учеников, что к ним непременно придёт Дух Утешитель, снисходит к ним и говорит: Я умолю Отца (Феофил., ср. Злат.). "Умолю, говорит, чтобы не почли Его противником Богу и говорящим по иной какой-либо власти» (Григ. Б. 3, 126).
– Даст вам другого Утешителя: или ходатая, заступника, защитника – слово, употребляемое только в этой речи Господа (Ин.14:26;15:26;16:7) и в первом послании Иоанновом (1Ин.2:1). Говоря другого (т. е. кроме Меня), Господь, очевидно, и к Себе прилагает понятие Утешителя, и ев. Иоанн действительно и сам прямо называет Его этим именем (1Ин.2:1: παράκλητον – ходатая, утешителя), но этим же словом другого – Господь и отличает Его от Себя, как другое лицо. «Сказав – иного, Христос указывает на различие Его ипостаси; а сказав – Утешителя – на единство существа» (Злат.). Это – третье Лицо достопоклоняемой Троицы – Дух Святой (ст. Ин.14:26, ср. Мф.12:32), от Отца исходящий (Ин.15:26).
– Да пребудет с вами вовек: Господь видимым образом отошёл от Своих учеников и мира на небо, хотя невидимо пребывает и пребудет в Церкви Своей до скончания мира (Мф.28:20); и Утешитель пребудет с ними вовек, т. е. вечно, не оставляя их никогда, ни в сей жизни, ни в будущей (ср. Феофил.).
– Духа истины, т. е. Духа, Который есть истина, как и Христос, есть истина, Который будет научать их истине, как и Христос, и будет научать истине в более полной мере и степени, чем Христос, ибо они теперь ещё не могут многого разуметь, а тогда уразумеют (Ин.14:26;15:12-13). «Дух истины, т. е. Дух не Ветхого Завета, ибо он – образ и тень, а Нового, который есть истина. Имели Духа и те, кои жили под законом, но имели в образе и тенях, а ныне, можно сказать, истина сама существенно снизошла к ученикам» (Феофил.).
– Которого мир не может принять и пр.: мир – это неверующие во Христа (Ин.12:31), противники Христа и Его дела или вовсе не знающие Его, не просвещённые Его учением и «злые люди» (Злат.). Они принять этого Утешителя не могут, потому что в них нет внутренней способности к познанию и созерцанию Его, т. е. Он для них нечто совсем неизвестное и чуждое им (ср. Вас. В. 3, 314–315). Таковы представители этого мира – иудеи, говорившие о Христе, что в Нём бес и что Он силою бесовскою творит чудеса (Мф.12:24,32).
– А вы знаете Его: это знание ими Духа основывается на том, что Он с ними пребывает ив них будет. Этим выражением означаются два периода отношений к ним Духа, один настоящий, другой – будущий; настоящий как приготовительный, когда Дух пребывает с ними; будущий как совершительный, когда Он будет в них. Из учения Господа они узнали Духа Святого; из обращения с ними Господа они испытали на себе действия Святого Духа, чрез слово Господа, действовавшего в них к нравственному очищению их (Ин.15:3), действовавшего ещё предуготовительно (Ин.7:39); наконец, по прославлении Господа, Дух Святой сойдёт на них во всём обилии Своих даров и пребудет с ними вовек. Исполнение сего обетования последовало по вознесении Господа в день Пятидесятницы, о чём сообщает книга Деяний апостольских (Деян.2:1-4).

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

     Ст. 16-17 И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет.

     «даст вам другого Утешителя». Эти слова показывают, говорит св. Василий Великий, что и Сам Господь есть наш Утешитель, ибо святая Троица единосущна и нераздельна как единый Бог: «Покланяемся убо, говорит св. Григорий Богослов – Отцу и Сыну и святому Духу, свойства разделяюще, Божество же соединяюще».
      Господь не оставляет учеников и удаляясь от них. Божество Его всегда с ними как Утешитель, но после восшествия на небо не в образе человеческом, а в благодатном присутствии животворящего Духа Божия, который, как обещал Господь: «да пребудет с вами вовек». Сей образ Утешителя созерцается не телесными очами, а духовными, сознается и ощущается верою и любовью, «ибо Он с вами пребывает и в вас будет» 
      Почему, спрашивает Иоанн Златоуст, Господь сказал: «умолю Отца» о посылке Утешителя, тогда как позже Сам Господь даровал Его, сказав: «приимите Дух Свят» (Ин.20:22 ). И прежде сказано было о Господе: «той вы крестит Духом Святым и огнем» (Мф.3:11);Лк.3:16), и Сам Дух Святой нисходит и повелевает (Деян.2:2-4; Деян.13:2). Слова «умолю Отца» показывают, говорит Златоуст, время пришествия Духа Святого лишь тогда, когда совершилась великая жертва искупления и Богочеловек восшел на лоно Отчее.
    Бог единый, во Святой Троице нами покланяемый «свойства Ипостасей разделяюще, Божество же соединяюще», искупил нас в Сыне и освятил нас, дав в сердца наши Духа Божия, «вопиющего к Богу «Авва Отче» (Рим.8:15). Сей Дух Святой, с нами во век пребывающий и поучающий нас всякой истине (Ин.16:13), есть Единый источник всякой мудрости человека, всякого благого произволения и самой веры, ибо без помощи Духа Святого нет спасения, нет утешения, нет даже силы сознать, что нужно для спасения. Великая Жертва принесена, слова любви произнесены, восприять же сии великие дары человек может лишь помощью Духа Божия, его же дарует Сын от Отца. Лишь окрещенному Духом Святым человеку раскрывается величие и святость великой тайны искупления, и тогда только пламенною в нем загорающеюся верою и любовью делается он соучастником в благодеяниях Божиих. И сие имело место и для учеников, ибо до самого восприятия от Господа Духа Святого мысли их и ожидания были смутны и неопределенны, и сердца их колебались, доколе Дух Святой не раскрыл умы их и духовные очи к познанию всего таинства, завершившегося Воскресением Господним. После же вознесения Господня Дух Святой, Дух истины, излился на весь мир и создал то величественное здание христианства, в коем человек нашел успокоение от мерзостей и безумий язычества и от фарисейской лжи Иудейства (Деян.7:51-53) и искаженного закона Моисеева.
       Посему то мир – в смысле Иудейства и язычества – не мог приять Утешителя, Духа Истины, доколе сей мир не уверовал в Христа Иисуса. Мир не мог узнать Духа Божия, доколе люди, составлявшие сей мир, не сделались способными воспринять Его верой в Искупившего, и только на верующего снисходил Дух Святой (Деян.2:38; Деян.9:6). Перерождение сие совершалось в каждой личности отдельно, и совокупность перерожденных личностей составила церковь, с которой Дух Божий и пребывает вечно по слову Господа: «Аз с вами есмь во вся дни до скончания века» (Мф.28:20).
      Присовокупим еще за Златоустом, что обещание Господне о пребывании Утешителя «да будет с вами во век» (Ин.14:16) указывает, что и по смерти телесной учеников и всех верующих Дух Святой Утешитель не оставляет человека.

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том II

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 16-17 И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Kоторого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет

Kогда апостолы исполнят свою обязанность, то и Христос («и Я») исполнит Свое дело в отношении к ним. Он умолит Отца, и Отец пошлет им другого Утешителя, чтобы Он оставался с ними навеки.

«Утешитель» – по-гречески Параклитос (παράκλητος). Первоначально это слово обозначало человека, призванного на помощь, защитника (но не в смысле обыкновенного адвоката, а в смысле друга, который идет упрашивать судью за своего друга, обвиненного в каком-либо преступлении). Но затем, особенно у евреев, к которым это слово перешло из греческого языка в форме «Пераклет», оно стало обозначать утешителя, советника, указывающего человеку, находящемуся в затруднительном положении, как ему лучше выйти из этого положения. Отцы и учители восточной Церкви такое именно значение «утешителя» и придают этому термину.

Доселе таким советником и другом учеников был Сам Христос, хотя Он в Евангелии и не называется Утешителем. Но теперь на место удаляющегося от апостолов Христа к ним придет другой Утешитель, или советник, друг. Из сопоставления здесь Христа и другого Утешителя как древние, так большинство новейших толкователей (Kестлин, Гофман, Вейс и др.) делают заключение, что здесь содержится учение о Святом Духе как о самостоятельной личности. Других толкователей (де-Веттэ, Шенкель) смущает, однако, то обстоятельство, что в главах 15–16 возвращение Христа изображается совпадающим с пришествием Духа-Утешителя. Но смущение это неосновательно, потому что подобное же отношение существует между Отцом и Логосом: Отец в Сыне пребывает, и Сын открывает волю Отца, что не препятствует всем толкователям признавать Сына отдельной личностью. Так и Христос будет действовать через Духа-Утешителя, придет в Нем к апостолам. Апостол Павел поэтому считает возможным отождествить пребывание в верующих Духа Божия с пребыванием Самого Христа (Рим.8:9–10).

«Духа истины». Некоторые (например, Шанц) видят в этом указание только на деятельность Духа по отношению к апостолам, которых Он будет учить всякой истине. Но здесь скорее определяется само существо Духа: Он есть сама истина, как единый по существу с Отцом и Сыном. Однако, называя Святого Духа Духом истины, а Себя прямо истиной (стих 6), Господь хочет сказать этим, что Дух этот есть Его Дух (свт. Kирилл Александрийский).

Выясняя значение Духа истины, Господь прибавляет, что мир, пребывающий в неверии и заблуждении, не может Его воспринять ни посредством чувств («не видит»), ни посредством внутреннего просвещения («не знает»). Напротив, апостолы, имеющие правильные христианские представления («знаете»), уже знают и Духа, Kоторый и теперь с ними пребывает. «И в вас будет» – здесь, по мнению некоторых авторитетных критиков (Гольцман), вместо έσται («будет»), надо читать ἐστίν («и в вас есть»). Таким образом, согласно этому чтению Господь говорит с особой силой (для этого и употреблены два синонимических глагола «пребывать» и «существовать») о том, что Дух этот уже находится в учениках. Но при таком чтении выходит как бы излишним послание Духа апостолам в будущее время, после удаления от них Христа. Притом в употребленных здесь в греческом тексте союзах также заключается основание к тому, чтобы полагать разницу между употребленными здесь глаголами. Именно, при глаголе «пребывает» (μένει) стоит местоимение с предлогом παρά – «при», а при глаголе «будет» – местоимение с предлогом ἐν – «в». Отсюда следует, что из двух возможных чтений лучше принять то, которое существует в нашем тексте и в 8-м издании Тишендорфа, т. е. чтение «будет» (έσται). Господь, очевидно, хотел сказать, что тот Дух, Kоторый будет послан апостолам, отчасти и теперь уже несколько близок им благодаря тому, конечно, что они близко стоят ко Христу, в Kотором в изобилии пребывают дары Духа (Ин.3:34). Но Дух пребывает теперь только с учениками, а со временем Он будет пребывать уже в них, как животворящая и обновляющая сила.

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О ниспослании Святаго Духа.
 

Ин.14:16-20. Под «миром», который не может принять Духа истины, разумеются неверующие во Христа: Ин.12:31;14:30, таковы представители этого Мира – Иудеи, говорившие о Христе, что в Нем бес: Мф.12:24; знающими Дух истины названы ближайшие ученики Господа и другие уверовавшие в Него и испытавшие на себе действие Святаго Духа, чрез слово Господа: Ин.15:3. Действие Святаго Духа было еще предуготовительно: Ин.7:39, и только в день Пятидесятницы выполнилось обетование Господа о ниспослании Святаго Духа: Деян.2:1-4.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible