Скрыть
Не оставлю вас сиротами; приду к вам.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 15-19 Аще любите Мя, заповеди Моя соблюдите, и Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам, да будет с вами в век, Дух истины, Егоже мир не может прияти, яко не видит Его, ниже знает Его: вы же знаете Его, яко в вас пребывает и в вас будет. Не оставлю вас сиры: прииду к вам: еще мало, и мир ктому не увидит Мене: вы же увидите Мя, яко Аз живу, и вы живи будете

Бог требует любви, являемой в делах. Потому-то и ученикам говорил: аще любите Мя, заповеди Моя соблюдите. Так как Он сказал: аще чесо просите, Аз сотворю (14, 14), то, чтобы не подумали они, что довольно только просить, Он присовокупил: аще любите Мя, – то есть в этом случае сотворю. А как ученики, услышав: Аз к Отцу гряду, естественно пришли в смущение, то Он говорит, что любовь состоит не в этом, не в настоящем смущении, а в повиновении словам Его. Я дал вам заповедь, чтобы вы любили друг друга, чтобы вы так же поступали друг с другом, как Я поступал с вами. Любовь в том и состоит, чтобы исполнять это и подражать тому, кого любим. И умолю Отца, и иного Утешителя даст вам. Опять речь приспособительная. Так как ученики еще не знали Его, и потому, естественно, сильно желали быть вместе с Ним, слышать Его речи, видеть Его во плоти, и ни в чем не находили для себя утешения, скорбя о Его отшествии, то что Он говорит? Умолю Отца, и иного Утешителя даст вам, то есть иного такого же, как Я. Да постыдятся же и зараженные недугом Савелия, и имеющие не надлежащее понятие о Духе Святом! В этом изречении то особенно и удивительно, что оно одним ударом ниспровергает совершенно противоположные ереси. Сказав: иного, указывает на различие Его ипостаси; а сказав: Утешителя, – на единство существа. Почему же Он говорит: умолю Отца? Потому, что если бы сказал: Я пошлю, то не столько бы поверили; а теперь Он заботился о том, чтобы Ему веровали. Впоследствии Он высказывает, что Сам посылает Его, говоря: приимите Дух Свят; а здесь говорит: умолю Отца, чтобы сделать для них слово достоверным. Ведь Иоанн говорит о Нем, что от исполнения Его мы вси прияхом (1, 16): как же Он может принимать от другого то, что Сам имеет? И опять: Той вы крестит Духом Святым и огнем (Лк. 3, 16). Какое же Он имел бы преимущество пред Апостолами, если бы должен был умолять Отца, чтобы даровать Духа другим, между тем как Апостолы часто делали это, как видно, и без молитвы? И если Дух Святой по молитве посылается от Отца, то каким же образом Он Сам Собою нисходит? И как может от другого быть посылаем Тот, Кто вездесущ, Кто Сам по Себе разделяет (дарования) коемуждо, якоже хощет, и говорит со властию: отделите Ми Варнаву и Савла (Деян. 13, 2)? Хотя Богу служили эти служители, однако ж Он со властию призвал их на Свое собственное дело, – не потому, чтобы дело, на которое призвал их, было иное, но для того, чтобы показать Свою власть. Итак, что же, скажешь, значит: умолю Отца? Показывается время пришествия (Духа Святого).

Когда Он очистил их жертвою, тогда и снизошел Дух Святой. А почему Он не пришел в то время, когда (Христос) был с ними? Потому что не была еще принесена жертва. Когда уже и грех был истреблен, и Апостолы, получив повеление идти на опасности, готовились к борьбе, тогда надлежало прийти Тому, Кто укрепляет на подвиги. Для чего же Дух приходит не тотчас по воскресении? Для того, чтобы Апостолы сильнее возжелали Его и приняли с большею любовию. Доколе был с ними Христос, они не были в скорби; когда же Он отошел, они, лишившись Его, находились в великом страхе и, естественно, должны были принять Духа Святого с великим усердием. Да будет с вами. Это значит, что и по смерти не отойдет. А чтобы они, услышав об Утешителе, не предположили другого нового воплощения и не надеялись увидеть Его очами, Христос, отклоняя их от этого, говорит: Егоже мир не может прияти, яко не видит Его. Он не так будет с вами, как Я, но будет обитать в самих душах ваших; это и значит: в вас будет. А называя Его Духом истины, Он тем указывает на образы, бывшие в Ветхом Завете. Да будет с вами. Что значит: да будет с вами? То же, что Он о Себе говорит: Аз с вами есмь (Мф. 28, 20). Сверх того, Он намекает и на нечто другое, именно: не претерпит того, что Я претерпел, и не отойдет. Егоже мир не может прияти, яко не видит Его. А разве другой кто, скажи мне, может видеть Его? Нет; Он говорит здесь о познании, почему и присовокупляет: ниже знает Его. Он обыкновенно зрением называет и точное познание. Так как зрение яснее других чувств, то им всегда и означает точное познание. А под миром Он разумеет здесь злых людей. Таким образом, Он утешает учеников тем, что даст им особенный дар. Смотри, как Он превознес этот дар: сказал, что есть иной такой же, как Я; сказал: Он не оставит вас; сказал: к вам одним придет, так же, как и Я; сказал: в вас будет. И однако ж, несмотря на все это, не уничтожил в них печали. Они хотели видеть Его и чтобы Он был с ними. Потому-то, удовлетворяя их желанию, Он говорит: и Я не оставлю вас сиры: прииду к вам (Ин. 14, 18). Не бойтесь, говорит: не потому Я сказал: пошлю иного Утешителя, что Сам навсегда оставляю вас; не потому сказал: в вас будет, что Сам уже не увижу вас. Нет, Я и Сам приду к вам: не оставлю вас сиры. Как в начале речи сказал: чадца, так и здесь говорит: не оставлю вас сиры.

В начале Христос сказал: придете туда, аможе Аз иду, и: в дому Отца Моего обители многи суть; а здесь, – так как то время было далеко, – дает Духа. Но так как ученики, не поняв значения слов Его, не довольно ими утешились, то Он говорит: не оставлю вас сиры, – потому что этого они особенно и желали. А так как изречение: прииду к вам указывало на пришествие, то, чтобы они не ожидали опять такого же точно пришествия, какое было прежде, – смотри, как Он, не сказав об этом ясно, дал, однако ж, это понять. Сказавши: еще мало, и мир ктому не увидит Мене, Он присовокупил: вы же увидите Мя (14, 19). Как бы так говорил: Я приду к вам, но не так, как прежде, когда Я каждый день непрестанно был с вами. А чтобы они не спросили: как же Ты сказал иудеям: отселе не узрите Мене? – Он, в разрешение этого возражения, говорит: к вам одним, так же, как и Дух. Яко Аз живу, и вы живи будете (ст. 19). Крест не разлучит нас навсегда, но только на самое малое время скроет Меня. А под жизнию Он разумеет, как мне кажется, жизнь не только настоящую, но и будущую.

Нил Синайский, прп. (†430)

Не оставлю вас сиры: прииду к вам

Несправедливо расслабевать душевными силами в минуту вражеских приражений, но должно более укрепляться духом, слыша сказанное Богом: «укрепитеся, руце ослабленныя и колена расслабленная, укрепитеся, не бойтеся» (Ис. 35:3-4)? «Аз с вами есмь до скончания века» (Мф. 28:20). «Не оставлю вас сиры, приду к вам», подвизающимся (Ин. 14:18). Ибо, если и переполнилась душа твоя множеством искушений, тем не менее снова утешает тебя Владычнее слово, говоря: да будет утешение для малодушных сердцем! Ибо Я, нелживый Господь, даю обещание, что после такого бедствия, и плена, и расхищения «будет слава храма сего последняя паче первыя» (Агг. 2:10).

Письма на разные темы. Диакону Агафию

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 18-20 Не оставлю вас сиротами; приду к вам. Еще немного, и мир уже не увидит Меня, ибо Я живу, и вы будете жить. В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас

Не бойтесь, говорит, что Я сказал вам: пошлю другого Утешителя. Не думайте, что уже не увидите Меня. Ибо Я не удалюсь от вас навсегда. Я приду и не оставлю вас сиротами. Так как в начале речи назвал их детьми, то теперь прилично говорит: «не оставлю вас сиротами». А чтобы они не думали, будто Он по-прежнему им и всем явится с телом, говорит: «мир уже не увидит Меня». Вы только одни увидите Меня по воскресении. «Ибо Я живу»; хотя Я и приму смерть, но Я воскресну. «И вы будете жить», то есть, увидевши Меня, возрадуетесь и, как бы после смерти, оживете от Моего явления. Или и так: как Моя смерть послужила к жизни: так и вы, хотя умрете, оживете. Итак, не скорбите ни обо Мне умирающем, ни сами о себе. Ибо, если и умрете, оживете в будущую жизнь. «В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем», то есть когда Я воскресну, тогда вы узнаете, что Я не отделен от Отца, но имею одну и ту же силу. «И вы во Мне», то есть хранимы Мною, «и Я в вас», то есть Я с вами, избавляю вас от скорбей, совершаю чрез вас чудеса, вообще прославляю вас чрез все. И иначе: «Я в вас», как Глава в членах, ибо апостолы - члены Христовы (1Кор. 3, 23), «и вы во Мне», как члены в Главе. Когда Он воскрес, тогда Он уяснил им познание обо всем этом. Ибо по воскресении благодать Духа научила их всему. Когда слышишь слова: «Я в Отце, и вы во Мне, и Я в вас», то не понимай их в одном и том же значении. Ибо Сын в Отце - как Единосущный, а в апостолах - как Помощник и Споспешник, и апостолы в Нем - как получающие от Него помощь, содействие и горячность. Много и иных названий употребляется о Боге и о людях, но не в одинаковом смысле. Так, называемся богами и мы (Пс. 81, 6), но не в таком смысле, как Бог. Сын называется Образом и Славою Отца (Евр. 1, 3), и человек называется так же; но не в одном значении. Так должно понимать и настоящие слова. Равно как и следующие слова: «как послал меня Отец, так и Я посылаю вас» (Ин. 20, 21), ужели нам должно понимать просто? Отец послал Сына в том смысле, что Он, будучи бестелесен, воплотился, родившись от Девы. Неужели же посему и апостолы - с неба и бестелесны, потом воплотились, и каждый из них родился от девы?! Но так понимать слова Писания - очевидное безумие.

Евфимий Зигабен (†1118)

Не оставлю вас сиры

Выражение отеческой нежности, доставляющее ученикам великое утешение и облегчение. Не совершенно оставлю Я вас, детей Своих.

Прииду к вам

Опять приду, воскреснув в третий день, хотя буду жить с вами не так, как прежде.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Ст.18-21. Не оставлю вас сиротами; приду к вам. Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить. В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас. Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам. 

Не оставлю вас сиротами и пр.: продолжается то же утешение учеников в разлуке с Ним, да не смущается сердце их, с указанием, что не только другой Утешитель пошлётся им, но и Сам Он будет в теснейшем общении с ними, что духовное общение Его с ними не только не прервётся смертью Его и отшествием от них, но будет ещё теснее. Сиротами, которые лишаются отца, – выражение «отеческой нежности» (Евф. Зиг.) и особенной глубокой задушевности, как выше название – дети (Ин.13:33).
– Приду к вам (ср. прим. к ст. Ин.14:3): пришествие разумеется опять не второе славное пришествие, но духовное таинственное пришествие, которое несколько ниже называется явлением (Ин.14.21). Это – пришествие в Духе Святом Господа к ученикам, так как Дух Святой будет свидетельствовать о Нём и прославит Его (Ин.15:26;16:14) и будет как бы посредником к теснейшему духовному общению Его с верующими в Него, каковое общение будет постоянным, непрерывным (не оставлю вас). Как бы предварительным этому непрерывному вечному общению Господа с учениками – в Духе Святом – будет Его пришествие к ним, или явление, по воскресению Его в Его прославленном теле (ср. Злат., и Феофил.). Дальнейшие черты этого нового пришествия Господа к Ученикам относятся частью к этим явлениям Его по воскресению, частью к этому пришествию Его в Святом Духе или постоянному вечному в нём Его общению с учениками.
– Ещё немного, т. е. пройдёт времени, и мир (ср. Ин.14.17уже не увидит Меня: мир как совокупность неверующих в Господа и враждебных Ему людей, не видящий в нём Бога и видящий Его только по плоти, не будет способен видеть Его, когда Он по плоти оставит мир сей и уйдёт от него к Отцу. Не увидит Его и в прославленном теле Его по воскресению.
– А вы увидите Меня: и в прославленном теле по воскресении, и духовно по отшествии Моём из мира, увидите в пришествии к вам имеющего прославить Меня Духа Святого, в Котором Я буду иметь непрерывное духовное общение с вами.
– Ибо Я живу, и вы жить будете, и, следовательно, это общение наше будет совершенно возможно и необходимо, как между живыми. Я живу: не только умерши оживу или воскресну, но – живу, т. е. непрерывно, не подлежа смерти; следовательно, Его смерть не прерывает Его жизни. Он и в смерти живёт, как источник жизни, и смерть служит для Него только переходом к славе небесной Его жизни вместо смиренной и уничижённой жизни на земле. 
– И вы жить будете: т. е. в единении со Мною, как источником жизни, будете жить духом, так как источник жизни есть общение с Богом и имеющий таковое общение не умирает духовно. По силе этого-то духовного общения их с Ним – источником жизни, как живые духовно, они увидят или будут видеть Его духом, тогда как неверующий, следовательно, не имеющий общения с Ним, следовательно, не живой, мир не будет видеть Его. Это духовное видение ими Господа, или духовное единение с Ним, в полной мере для них начнётся с ниспослания им Духа Святого в день Пятидесятницы и – в тот день или с того дня, говорит Господь, откроется вам тайна единения Моего с Отцом и с вами, узнаете вы, так сказать, опытно, в силу особенного просвещения вас Духом Святым, а не по вере только в Моё слово, узнаете, что Я в Отце Моём (ср. Ин.10:38), или что Я одно с Отцом (Ин.10:30), т. е. по существу и, следовательно, в полном нравственном единении с Ним, и вы во Мне, т. е. имеете теснейшее нравственное единение со Мною, и Я в вас по силе сего нравственного единения (ср. Ин.15:1-7). «Когда слышишь слова: Я в Отце, и вы во Мне, и Я в вас, то не понимай их в одном и том же значении. Ибо Сын в Отце – как единосущный, а в апостолах – как помощник и споспешник, и апостолы в Нём, как получающие от Него помощь, содействие и горячность» (Феофил., ср. Злат.).
– Кто имеет и пр.: Господь объясняет условия этого внутреннего просвещения учеников и единения Его с ними и – способ или образ сего.
– Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их: «имеет в мысли и осуществляет в жизни» (Август.), т. е. кто в сознании своём постоянно носит Моё учение и осуществляет в жизни или живёт сообразно с этим учением (ср. Ин.14.15), тот этим самым свидетельствует, что любит Меня (ср.Ин.14.24).
– А кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим: потому что Он не может не любить всех, кто любит вечный предмет Его любви – Сына Его Единородного. В силу сей же любви к Господу сохраняющего заповеди Сам Господь не может не возлюбить его: и Я возлюблю его, и явлюсь ему Сам: ближайшим образом осуществилось это обетование в явлениях Господа ученикам Своим по воскресении: но по связи речи (ср. Ин.14.23) это явление Господа верующим надобно понимать как явление таинственное, в духе (этому явлюсь соответствует со стороны апостолов – узнаете, Ин.14.20), что исполнилось по сошествии на апостолов Духа Святого, с вселением Которого в дух апостолов началось полное духовное явление Господа ученикам, или теснейшее духовное общение между ними, познанное учениками на опыте (Ин.14.20).
 

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

     Ст. 18-20 Не оставлю вас сиротами; приду к вам. Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить. В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас. 

     
Господь до сего времени глаголал об отшествии Своем, и ученики Его, все поглощенные этой мыслию, впадают в скорбное состояние духа; тогда Господь, оставляя до времени дальнейшее откровение о пришествии Утешителя Духа, обещает им и иное более понятное им утешение: Он обещает, что Он Сам во плоти придет еще к ним и как нежный Отец утешит их, не оставит их сиротами. И действительно, как осиротевшие дети были апостолы в эти дни печали, доколе воскресший Господь не явился им и не даровал им Духа Святого. После сего шесть недель до вознесения Своего Господь воспитывал их, поучая их тайнам Божиим, и оставил их видимо, но не оставил их духовно, освятив их Духом Святым и создав из сих трепещущих рыбарей мужей разума и силы и премудрости, мужей Божиих.
     «Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня». К обещанию придти Господь присовокупляет указание и на то, что Он явится только ученикам, а не миру, ибо отныне им передастся от Господа право проповеди и отпущения грехов (Ин.20:22-23). Мир, кричавший «распни Его», не достоин видеть Господа, доколе не «умилится сердцем» (Деян.2:37) и не воскликнет с твердою верою: «благословен грядый во имя Господне» (Матф.23:38-39). Дотоле же, как сказал Господь Иудеям, «дом их остается пуст».
      Милосердие Божие велико, и мы видим, что многие из жестокосердых Иудеев были впоследствии восприняты в общину Христову и духовно узрели Господа и сподобились крещения Духом Святым; но они должны были сперва смирить сердца свои и не быть от мира сего (Ин.15:19), выйти из него и искать Господа, как Он то предсказывал Иудеям (Ин.7:34), угрожая ожесточенным, что они не найдут Его. Но те, кои «умилились сердцем», как те тысячи людей, слушавшие в день Пятидесятницы Петра (Деян.2:37-41), были приняты Господом по слову Его: «приходящаго ко Мне не изгоню вон» (Иоан.6:37).
      Иерусалим, «избивающий пророков» (Мф.23:37 ), как и язычники недостойны были видеть воскресшего Господа во плоти, видеть Его дано было только тем, кои посылались свидетелями Его и проповедниками «слов жизни» (Деян.5:20). В сих учениках сосредоточивалась отныне вся нравственная будущность человечества: с сего времени они представляли собою жизнь, а мир языческий и иудейский представлял собою смерть, посему Господь и глаголет им: «ибо Я живу», т. е. Я есмь вечно живущий, «и вы будете жить». Вы, светочи, зажженные от вечного света, имеете вносить Мой свет и Мою жизнь в мрак и смерть мира, и от вас должны зажигаться другие светочи, доколе весь мир не заблистает Моим сиянием и не воскреснет к соучастию в Моей вечной жизни.
      Господь ведает, что многие из Его слов не ясны еще ученикам, посему Он прибавляет: «В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас». Господь предупреждает их, чтобы они не смущались тем, что они всего не понимают. Придет той день, еще им неизвестный, день светлого Воскресения Христова, когда они узрят, что Он победил смерть, что Он и Отец едино суть (Иоан.10:30) и что и они, грешные и смертные люди, по великой любви Божией, ради великой жертвы искупления, воспринимаются в таинственное благодатное общение с Богом, проявляющимся им и всем верующим во второй Ипостаси Святой Троицы, единой со Отцом и Святым Духом и восприявшей бренную плоть для спасения человеков.

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том II

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Не оставлю вас сиротами; приду к вам

Отсюда начинается третье утешение (стихи 18–21), состоящее в обетовании свидания Христа с апостолами. Господь ненадолго оставит учеников Своих сиротами, Он придет к ним – придет, прежде всего, после Своего воскресения (Ин.20:19, 26), а потом в тех явлениях внутренней жизни апостолов, в которых апостолы, действительно, видели перед своими духовными очами Сына Божия (см. Гал.2:20). Некоторые (отцы западной Церкви и новейшие толкователи, например, Цан) понимают это место как пророчество о втором пришествии Христовом для суда над миром, с таким толкованием нельзя согласиться, потому что при втором пришествии Господь придет в мир вообще, а не только к Своим ученикам. Более вероятно объяснение епископа Михаила, что здесь имеется в виду пришествие Христа в Духе Святом, но и это предположение не совсем подходящее, потому что при нем утрачивается особенный характер третьего утешения, отличающий его от второго.

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О ниспослании Святаго Духа.
 

Ин.14:16-20. Под «миром», который не может принять Духа истины, разумеются неверующие во Христа: Ин.12:31;14:30, таковы представители этого Мира – Иудеи, говорившие о Христе, что в Нем бес: Мф.12:24; знающими Дух истины названы ближайшие ученики Господа и другие уверовавшие в Него и испытавшие на себе действие Святаго Духа, чрез слово Господа: Ин.15:3. Действие Святаго Духа было еще предуготовительно: Ин.7:39, и только в день Пятидесятницы выполнилось обетование Господа о ниспослании Святаго Духа: Деян.2:1-4.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible