Скрыть
Иуда – не Искариот – говорит Ему: Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру?

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 21-22 Имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя: а любяй Мя возлюблен будет Отцем Моим, и Аз возлюблю его и явлюся ему Сам. Глагола Ему Иуда не Искариотский: Господи, и что бысть, яко нам хощеши явитися, а не мирови

Имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя (14, 21). Значит, не довольно только иметь, но нам нужно еще тщательно соблюдать. Но для чего Он много раз говорит им одно и то же, именно: аще любите Мя, заповеди Моя соблюдите (ст. 15); и: имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их; и еще: если кто услышит слово Мое и соблюдет его, той есть любяй Мя; а кто не слушает словес Моих, тот не любит Меня (см.: ст. 21, 23, 24)? Я думаю, Он этим намекает на их скорбь. Так как Он уже много любомудрствовал с ними о смерти, например: ненавидяй души своея в мире сем в живот вечный сохранит ю (12, 25), и: иже не приимет креста своего и вслед Мене грядет, несть Мене достоин (Мф. 10, 38), а притом намеревался сказать им еще и больше этого, то теперь, укоряя их, говорит: вы думаете, что ваша скорбь происходит из любви? Но любви свойственно было бы не скорбеть. Это именно Он хотел доказать всем тем, что говорил, и потому-то далее этим и заключил Свою речь. Аще бысте любили Мя, сказал Он, возрадовалися бысте убо, яко иду ко Отцу Моему (Ин. 14, 28). Значит, вы теперь скорбите от страха; а страшиться смерти несвойственно тем, которые помнят Мои заповеди. Вам следовало бы распять себя, если бы вы истинно любили Меня, потому что Мое слово внушало вам не приходить в страх от убивающих тело. Таких-то и Отец любит, и Я. И явлюся им Сам (ст. 21). Тогда Иуда сказал: и что бысть, яко нам хощеши явитися? (ст. 22).

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 21-22 Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим, и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам. Иуда (не Искариот) говорит Ему: Господи! что это, Ты хочешь явить Себя нам, а не миру

Такими словами, как и выше мы говорили, Он утишает их скорбь, научая их, что любит Его не тот, кто печалится о смерти Его, каковую печаль и они испытывают, но тот, кто соблюдает Его заповеди и завещания о том, чтобы не привязываться к настоящей жизни, но за Бога и за добро полагать жизнь. Он говорит им как бы так: вы думаете, что из любви скорбите о Моей смерти, а Я, напротив, признак любви поставляю в том, чтобы вы не скорбели. Что такая мысль в Его словах, это видно из того, что Он говорит несколько далее: «если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я иду к Отцу Моему» (ст. 28). Итак, кто любит Меня, тот имеет заповеди Мои, и не только имеет, но и соблюдает их, чтобы не пришел вор - диавол и не похитил это сокровище, ибо нужна тщательная осторожность, чтобы не потерять их. Какую же награду получит тот, кто любит Меня? «Он возлюблен будет Отцем Моим, и Я возлюблю его, и явлюсь ему Сам». Для чего это сказал: «явлюсь ему Сам»? Так как по воскресении Он имел явиться им в теле боговидном, то, чтобы не приняли Его за духа и призрак, Он и предсказывает им об этом, дабы, увидев Его тогда, не оставались в неверии, но вспомнили, что Он предсказывал им это и что Он является им за соблюдение заповедей Его, дабы и всегда старались соблюдать оные, чтобы и Он всегда являлся им. Тайна воскресения велика, и с трудом бы они приняли ее; посему Он приготовляет их, говоря, что явится им Сам. Ибо по воскресении Он и вкушал для того, чтобы не почли Его за призрак, каковая мысль была теперь и у Иуды. Упоминаемый ныне Иуда подумал, что как мертвых мы видим во сне, так и Он явится им; посему и говорит: «Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру?» Говорит это от сильного изумления и ужаса, говорит как бы так: увы, нам! Ты умираешь и хочешь явиться нам во сне, как и мертвые являются. Ибо «что это» слова испуганного и встревоженного. Что же Господь отвечает на это? Чем Он ниспровергает мнение его как ложное?

Евфимий Зигабен (†1118)

Глагола Ему Иуда не Искариотский: Господи, и что бысть, яко нам хощеши явитися, а не мирови

Что бысть – это слова сильно взволнованного и смущенного. Что значит, что Ты явишься нам во сне, а не явишься миру обыкновенным образом? Так как ученики не желали, чтобы Иисус Христос умер, то и смерть Его они считали странной и безнадежной.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Ст 22-24. Иуда – не Искариот – говорит Ему: Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру? Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим. Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих; слово же, которое вы слышите, не есть Мое, но пославшего Меня Отца. 

– Иуда – не Искариот: иначе называемый Леввей, или Фаддей, сын Иакова (ср. Мф.10:10; Лк.6 и прим.). Прибавление – не Искариот не указывает, что Искариот возвратился на вечерю и был тут при прощальной беседе Господа; напротив, оно указывает, что его именно не было тут, и сделано для того, чтобы кто не подумал, что это возвратившийся Искариот.
– Господи, что это и пр.: Иуда, как видно, не расстался ещё с любимой мыслью иудеев, которой долго держались и ученики Господа, о чувственном явлении Мессии в чувственном внешнем политическом царстве, которое должен учредить Мессия и воцариться в нём. Потому он, поняв слова Господа в буквальном смысле, что Он явится в чувственно телесном виде любящим Его и соблюдающим Его заповеди, пришёл в недоумение, что это значит, что Он хочет явиться им только, а не миру, как царь славный славного земного политического царства Мессии.
– Иисус сказал ему в ответ и пр.: Господь не отвечает прямо на вопрос Иуды, но повторяет сказанное о Своём духовном таинственном явлении Своим последователям с таким видоизменением речи, из которого более решительно видна мысль именно о Его таинственном духовном явлении как Мессии последователям Своим, или членам Его духовного Царства. Молчанием Своим на прямой вопрос Иуды Господь как бы говорил: Я говорю вам ещё раз и повторяю, как бы это ни противоречило вашим понятиям, что явление Мессии в Царстве Своём есть явление духовное, таинственное.
– Кто любит Меня и пр.: повторение только что сказанного Господом (Ин.14.21) с перестановкой членов, не изменяющей, однако же, смысла речи.
– И Мы – Я вместе с Отцом, Которого никто никогда не видал (Ин.1:18)
– придём к нему и обитель у него сотворим: речь, очевидно, такая, которую никак нельзя понимать в буквальном смысле. Следовательно, явления Господа верующим Его (Ин.14.21) нельзя понимать как явления в чувственном виде. И, следовательно, это – явление Господа и Бога Отца духовное, таинственное, т. е. внутреннее общение Их с верующими. Это – то же, что Христос сказал некогда: не придёт Царствие Божие приметным образом; ибо Царствие Божие внутрь вас (Лк.17:20-21).
– Обитель сотворим: образное выражение внутреннего духовного таинственного общения Бога с человеком. Это выражение указывает на обители в доме Отца Небесного (Ин.14.2). Теперь, живя ещё на земле, человек принимает к себе в обитель Бога; после Бог возьмёт его в Свою обитель; последнее – необходимое следствие и условие первого. Вообще же образное выражение это означает внутреннее духовное общение и единение Бога в Троице с верующим в Искупителя и оправдывающим веру делами человеком. – Непрямой ответ на вопрос Иуды – почему хочешь явиться нам – окончен, т. е. потому, что только верующий может восприять это таинственное явление или откровение, или – войти в духовное общение с Христом и Отцом Небесным во Святом Духе. Далее – ответ на вопрос, почему не хочешь явить Себя миру, ответ, заключающийся в ответе на первый вопрос. Потому, что не любящий Меня, кто в сердце своём не имеет любви к Господу Иисусу, тот не соблюдает слов Его, ежели их и слышит, не следует им (ср. Ин.14.21), и потому (Ин.14:21,23) он не способен к восприятию этого таинственного духовного явления, откровения или общения, о котором говорит здесь Христос. А так как слова Его – слова Отца Небесного (ср. Ин.7:16;8:28;12 и прим.), то и Отец не может обитель у него сотворить, т. е. войти с ним в духовное общение. Следовательно, миру – неверующему во Христа обществу людей – ни Он Сам, ни Отец во Святом Духе даже и не могут явить Себя. – Иуда и ученики должны были понять, что мечты о чувственном царстве Мессии совершенно противны учению их Учителя и Господа, которого, как видно и из вопроса Иуды, они, несомненно, считали Мессией. – Но так вошла в душу их эта ходячая мысль о царстве Мессии, что совершенно и теперь они не расстались с ней (ср. Деян.1:6). И только по сошествии на них Духа Святого в день Пятидесятницы не видно более в них этой мысли, во исполнение теперь сказанного слова Христова: в тот день узнаете и пр. (Ин.14:20).

 

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

     Ст. 22-24 Иуда – не Искариот – говорит Ему: Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру? Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим. Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих; слово же, которое вы слышите, не есть Мое, но пославшего Меня Отца. (Ин.14:22-24)

     
Господь не отвечает прямо на вопрос Иуды, но возвращает его от мысли земной к небесному, к пребыванию в обителях Отца небесного.
     Господь продолжает речь Свою, прерванную Иудой, и повторяет усиленно ученикам Своим заповедь о любви и о соблюдении слова Его ради сей любви, о которой Он глаголал в ст. 21 (Ин.14:21). Он раскрывает ученикам радостное будущее, вечное обитание в мире истины и любви, в том мире, который есть исполнение воли Божией и есть единение человека с Богом вследствие исполнения человеком воли Божией. Обитель Господа есть место успокоения «идеже несть болезни, печали, воздыхания, но жизнь бесконечная».
     «Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих», глаголет Господь, указывая человеку, что неисполнение заповедей Его доказывает отсутствие истинной любви к Господу, столь возлюбившему нас и пострадавшему за нас. Но кроме сего Господь опять останавливает внимание учеников на том, что Он, хотя в образе человека, глаголет слова Божии, слова вечные, слова, обнимающие весь мир; Он изрекает непреложные законы, управляющие духовным человеком и в сей и в будущей жизни.

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том II

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Иуда – не Искариот – говорит Ему: Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру

Здесь речь Господа снова прерывается. Апостол Иуда, которого евангелист отличает от упомянутого в Ин.13:30 Иуды Искариота, не понимает, почему Христос хочет явиться только апостолам. Очень вероятно, что Иуда усмотрел в предыдущих словах Христа указание на Его второе пришествие, которого ученики ожидали в непродолжительном времени, и поэтому ему казалось странным, что Христос при этом втором пришествии, которое Он Сам же изображал как пришествие во славе (Мф.25:31), явится только верующим в Него.

Об апостоле Иуде (Иаковлеве) см. комментарии к Мф.10:3. Некоторые (например, Сильченков) видят здесь указание не на апостола, а на брата Господня Иуду («Прощальная беседа», с. 191), но с таким мнением нельзя согласиться, потому что во всей беседе Господь обращается только к апостолам, которых Он избрал (Ин.15:16, 19), а братья Господни до Его воскресения «не веровали в Него» (Ин.7:5).

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible