Скрыть
Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих; слово же, которое вы слышите, не есть Мое, но пославшего Меня Отца.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Не любяй Мя, словес Моих не соблюдает; и слово, еже слышасте, несть Мое, но пославшаго Мя Отца

Значит, кто не слушает этих слов, тот не Меня только не любит, но и Отца. Если доказательством любви служит повиновение заповедям, а заповеди от Отца, то, очевидно, кто повинуется им, тот уже любит не Сына только, но и Отца. Каким же образом и Твое, и не Твое (слово)? Это значит, что Я не говорю ничего без Отца и не говорю чего-либо Своего, отличного от того, что угодно Ему.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 23-24 Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит Его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим. Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих; слово же, которое вы слышите, не есть Мое, но пославшего Меня Отца

Иуда в сильном страхе подумал, что Господь по смерти Своей явится им во сне, почему и предложил вышеупомянутый вопрос. А Господь, опровергая его мнение, говорит, что как Отец является Сам, так и Я явлюсь вам Сам. Ибо Я и Отец вместе придем к тому, кто хранит слова Мои. Не во сне явлюсь Я вам; но так как Я приду с Отцом, то как прилично явиться Отцу, таково же будет и Мое явление к вам. Слова: «обитель у него сотворим» также ниспровергают мнение Иуды. Сны непродолжительны; а Я явлюсь и пребуду с Отцом. Посему посещение Мое не походит на сон. Предсказывает им о Своем явлении для того, как и я сказал, чтобы не почли Его за призрак, и вместе возбуждает их к соблюдению Своих заповедей уверением, что соблюдающим оные являются и Он, и Отец. Равно как, наоборот, от того, кто не соблюдает заповедей, как от нелюбящего, удаляется и Он, и Отец. Ибо кто не любит Меня, тот не соблюдает слов Моих. А кто не любит Сына, тот не любит и Отца. Ибо слово принадлежит и Сыну, и Отцу. Посему, кто не соблюдает слов Сына, то есть Отца, тот не любит как Сына, так и Отца. Итак, вы, ученики, соблюдаете слова Мои, ибо этим вы докажете любовь ко Мне и к Отцу. Иные говорят, что вопрос: почему Ты хочешь явиться нам, а не миру? - ученик Иуда предложил не из страха, а из любви к людям. Он желал, чтобы польза от явления была не одним только ученикам, но и всему миру. А Спаситель показывает, что таких благ удостаиваются не все; но только те, кои соблюдают заповеди Его, соделаются достойными явления Его и любви Отчей. Ибо в том, кто соблюдает заповеди, пребывает Бог и Отец. Но не так же, как и в Сыне; ибо в Сыне Он пребывает естественно, а в человеке нравственно.

Игнатий (Брянчанинов), свт. (†1867)

Если ты исполняешь греховную волю твою и тем нарушаешь евангельские заповеди, то Господь Иисус Христос причисляет тебя к числу нелюбящих Его. Не любяй Μя, говорит Он, словес Моих не соблюдает.

Видение Христа

Евфимий Зигабен (†1118)

Не любяй Мя словес Моих не соблюдает: и слово, еже слышасте, несть Мое, но пославшаго Мя Отца

Иисус Христос показывает, что не исполняющий слов Его не любит ни Его, ни Бога Отца. Он говорит: не любяй Мя словес Моих не соблюдает, – словес, о которых Я сказал, что они принадлежат не Мне, а пославшему Меня Отцу; значит, не исполняющий слов Бога Отца и не любит Его, потому что доказательством любви служит исполнение заповедей. Каким образом слово, которое говорит Иисус Христос, и Его, и не Его, – об этом уже сказано прежде. Так как Иисус Христос знал, что ученики кое-чего не понимают, а кое в чем сомневаются, то затем Он обещает, что они вполне уразумеют то, чего теперь не понимают и относительно чего сомневаются.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Ст 22-24. Иуда – не Искариот – говорит Ему: Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру? Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим. Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих; слово же, которое вы слышите, не есть Мое, но пославшего Меня Отца. 

– Иуда – не Искариот: иначе называемый Леввей, или Фаддей, сын Иакова (ср. Мф.10:10; Лк.6 и прим.). Прибавление – не Искариот не указывает, что Искариот возвратился на вечерю и был тут при прощальной беседе Господа; напротив, оно указывает, что его именно не было тут, и сделано для того, чтобы кто не подумал, что это возвратившийся Искариот.
– Господи, что это и пр.: Иуда, как видно, не расстался ещё с любимой мыслью иудеев, которой долго держались и ученики Господа, о чувственном явлении Мессии в чувственном внешнем политическом царстве, которое должен учредить Мессия и воцариться в нём. Потому он, поняв слова Господа в буквальном смысле, что Он явится в чувственно телесном виде любящим Его и соблюдающим Его заповеди, пришёл в недоумение, что это значит, что Он хочет явиться им только, а не миру, как царь славный славного земного политического царства Мессии.
– Иисус сказал ему в ответ и пр.: Господь не отвечает прямо на вопрос Иуды, но повторяет сказанное о Своём духовном таинственном явлении Своим последователям с таким видоизменением речи, из которого более решительно видна мысль именно о Его таинственном духовном явлении как Мессии последователям Своим, или членам Его духовного Царства. Молчанием Своим на прямой вопрос Иуды Господь как бы говорил: Я говорю вам ещё раз и повторяю, как бы это ни противоречило вашим понятиям, что явление Мессии в Царстве Своём есть явление духовное, таинственное.
– Кто любит Меня и пр.: повторение только что сказанного Господом (Ин.14.21) с перестановкой членов, не изменяющей, однако же, смысла речи.
– И Мы – Я вместе с Отцом, Которого никто никогда не видал (Ин.1:18)
– придём к нему и обитель у него сотворим: речь, очевидно, такая, которую никак нельзя понимать в буквальном смысле. Следовательно, явления Господа верующим Его (Ин.14.21) нельзя понимать как явления в чувственном виде. И, следовательно, это – явление Господа и Бога Отца духовное, таинственное, т. е. внутреннее общение Их с верующими. Это – то же, что Христос сказал некогда: не придёт Царствие Божие приметным образом; ибо Царствие Божие внутрь вас (Лк.17:20-21).
– Обитель сотворим: образное выражение внутреннего духовного таинственного общения Бога с человеком. Это выражение указывает на обители в доме Отца Небесного (Ин.14.2). Теперь, живя ещё на земле, человек принимает к себе в обитель Бога; после Бог возьмёт его в Свою обитель; последнее – необходимое следствие и условие первого. Вообще же образное выражение это означает внутреннее духовное общение и единение Бога в Троице с верующим в Искупителя и оправдывающим веру делами человеком. – Непрямой ответ на вопрос Иуды – почему хочешь явиться нам – окончен, т. е. потому, что только верующий может восприять это таинственное явление или откровение, или – войти в духовное общение с Христом и Отцом Небесным во Святом Духе. Далее – ответ на вопрос, почему не хочешь явить Себя миру, ответ, заключающийся в ответе на первый вопрос. Потому, что не любящий Меня, кто в сердце своём не имеет любви к Господу Иисусу, тот не соблюдает слов Его, ежели их и слышит, не следует им (ср. Ин.14.21), и потому (Ин.14:21,23) он не способен к восприятию этого таинственного духовного явления, откровения или общения, о котором говорит здесь Христос. А так как слова Его – слова Отца Небесного (ср. Ин.7:16;8:28;12 и прим.), то и Отец не может обитель у него сотворить, т. е. войти с ним в духовное общение. Следовательно, миру – неверующему во Христа обществу людей – ни Он Сам, ни Отец во Святом Духе даже и не могут явить Себя. – Иуда и ученики должны были понять, что мечты о чувственном царстве Мессии совершенно противны учению их Учителя и Господа, которого, как видно и из вопроса Иуды, они, несомненно, считали Мессией. – Но так вошла в душу их эта ходячая мысль о царстве Мессии, что совершенно и теперь они не расстались с ней (ср. Деян.1:6). И только по сошествии на них Духа Святого в день Пятидесятницы не видно более в них этой мысли, во исполнение теперь сказанного слова Христова: в тот день узнаете и пр. (Ин.14:20).

 

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том II


     Ст. 22-24 Иуда – не Искариот – говорит Ему: Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру? Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим. Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих; слово же, которое вы слышите, не есть Мое, но пославшего Меня Отца. (Ин.14:22-24)

     
Господь не отвечает прямо на вопрос Иуды, но возвращает его от мысли земной к небесному, к пребыванию в обителях Отца небесного.
     Господь продолжает речь Свою, прерванную Иудой, и повторяет усиленно ученикам Своим заповедь о любви и о соблюдении слова Его ради сей любви, о которой Он глаголал в ст. 21 (Ин.14:21). Он раскрывает ученикам радостное будущее, вечное обитание в мире истины и любви, в том мире, который есть исполнение воли Божией и есть единение человека с Богом вследствие исполнения человеком воли Божией. Обитель Господа есть место успокоения «идеже несть болезни, печали, воздыхания, но жизнь бесконечная».
     «Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих», глаголет Господь, указывая человеку, что неисполнение заповедей Его доказывает отсутствие истинной любви к Господу, столь возлюбившему нас и пострадавшему за нас. Но кроме сего Господь опять останавливает внимание учеников на том, что Он, хотя в образе человека, глаголет слова Божии, слова вечные, слова, обнимающие весь мир; Он изрекает непреложные законы, управляющие духовным человеком и в сей и в будущей жизни.

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том II

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 23-24 Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим. Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих; слово же, которое вы слышите, не есть Мое, но пославшего Меня Отца

В ответ Иуде Господь говорит, что явление Его и Отца возможно получить только тому, кто любит Христа и соблюдает слово Его. Между тем, мир, конечно, не имеет такой любви – как же Господь явится ему?

«Мы придем к нему…» Kак путники приходят Отец и Сын с неба, чтобы найти приют под кровом человека, который любит Христа. Этот образ Господь заимствует из тех мест Ветхого Завета, где таким именно способом изображалась теократическая идея о пребывании Бога в Своем народе (Исх.25:8, 29:45; Лев.26:11–12, Иез.37:26–27).

«Нелюбящий Меня…» Мысль, выраженная в предыдущем стихе положительно, здесь повторяется отрицательно для того, чтобы определить точнее, что разумел Христос под «миром» в 22-ом стихе. Мир «-» это все то, что не любит Христа и не соблюдает Его слов или не принимает Его учения (ср. Ин.12:48). Нужно заметить, что у Иоанна и в Евангелии, и в Посланиях все люди разделяются только на два разряда: одни любят Христа и соблюдают Его заповеди, другие – не любят и заповедей Его не соблюдают. Середины между теми и другими нет, и это так и должно быть, ведь Христос, по убеждению Иоанна, есть истинный Свет, Солнце, а солнце можно или видеть, или не видеть, какого-либо среднего отношения к солнцу не может быть! И, конечно, зрячие видят, другие – слепые – не видят. Неверующие, таким образом, согласно Иоанну, должны быть признаны слепыми в духовном смысле. Kогда «придут» к неверующему Отец и Сын, этого Христос не говорит. Можно полагать, что Он имел здесь в виду сошествие или пришествие во Святом Духе. Придет Дух Святой, и вместе с этим начнется обитание в воспринявших Его и Отца и Сына.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible