Скрыть
то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями?

Святые отцы

Прочие

Августин Аврелий, блж. (†430)

то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями

Кто вынес бы то, что богатый избирается на почетное место в Церкви, в то время как бедный - более образованный и более благочестивый - терпит пренебрежение? Когда же речь идет о ежедневных собраниях, если кто и грешит, то разве не тот, кто сам с собою рассуждает таким образом, что ему человек кажется тем лучше, чем он богаче?

Послания

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

Ст. 4-5 то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями? Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его

Обратите внимание, говорит апостол, что не те, кто являются богатыми для века сего, оказываются лучшими в очах Божьих. Разве не бедных в этом мире избрал Бог быть богатыми в вере и наследниками Царства, которое (Бог – Vlg.) обещал любящим Его? Бедняками апостол называет смиренных, которые за отвержение видимых вещей и за упование на невидимое богатство презираемы в этом мире. Но таких избрал Господь наш Иисус Христос, говоря: не бойся, малое стадо, ибо благоволил Отец ваш дать вам Царство (Лк. 12:32). Таковых Он избрал, сделав бедняков Своими подданными, которые служили Ему, когда Он пришёл в мир. А упованием на будущее Царство Он превратил их в славных и знатных.

Толкование на Послание Святого Апостола Иакова

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

и не разсмотристе в себе и бысте судии помышлений злых

Союз «и» поставлен здесь по обычаю древнего образа выражения, ибо здесь продолжение вышесказанного, почему союз «и» излишен. Ход речи такой: «Если кто войдет в собрание ваше» и прочее, потом - «не пересуживаете ли вы между собою» - это вторая часть предложения, почему и смысл речи должен быть таким: поелику вы не рассудили, как должно, то стали судьями с худыми мыслями. Не пересуживаете ли, то есть вы испортили приговор свой, не сделав наперед никакого исследования о том, рачителен ли бедный или ленив богатый. Но ваше неразличение привело вас к лицеприятию, заставило вас одного похвалить, как богатого, а другого презреть, как бедного. И бысте судии помышлений злых, то есть стали судьями несправедливыми, поддавшимися лукавству из лицеприятия.

Толкование на соборное послание апостола Иакова

Никодим Святогорец, прп. (†1809)

и не разсмотристе в себе и бысте судии помышлений злых

Союз «и» здесь излишен, и есть обычай древнего выражения, как толкует Феофилакт и Икумений. Они приводят здесь ещё раз выше сказанное, что «аще внидет в сонмище ваше муж злат перстень нося и проч. Далее: не пересуживаете ли вы в себе, т.е. вы растлили вашу рассудительность, потому-то изначально и не делаете никакого рассуждения в ваших предположениях, кого должно предпочесть, нищего и добродетельного или богатого и нерадивого. Поэтому эта ваша безрассудность, приводит вас к лицеприятию, так что, богатый сидит у вас на первом месте из-за его богатства, а нищего вы уничижили из-за его нищеты, хотя оба имеют одно естество.

И бысте судии помышлений злых показывает, что из-за того, что вы предпочли богатого, то стали неправедными судьями и уклонились в лукавство, за лицеприятие которое содеваете [26]». У иных стоит вопросительный знак, так что, изречение это читается так: «(И) не разсмотристе в себе и бысте судии помышлений злых?» т.е. если вы в судилище предпочли из двух богатого, скажите мне, сим предпочтением уже не делаете никакого в себе рассуждения? Разве не становитесь вы лукавыми судьями и неправедными? Да, точно становитесь, потому что за этим предпочтением что последует?

Отвечает святой Митрофан, что тот нищий, который вошёл в судилище, чтобы участвовать в нём, видя, как вы богатого сажаете рядом с собой, того же презираете, размышляя в себе о таком лицеприятии, откажется от всего абсолютно и решение достанется в пользу богатого, отличающегося от него. Или, даже если он и будет молчать, рассчитывая на другой, праведный суд, то хорошо, если он его найдёт. Если же его застанет смерть до того, как найдёт он справедливый суд, то все его деньги и имущество неправедно и беззаконно удержит богатый. Сыновья же и дочери богатого, став сиротами, будут лишены тех вещей своего отца, на которые они могли надеяться, чтобы как-то управить свою жизнь в таком несчастье.

Какого же осуждения достоин содеявший таковое? Конечно большого и великого. Так об этих судьях пишет пророк Михей: «У, люте мне, душе! Яко погибе благочестивый от земли, и исправляющего в человецех несть; вси во кровех прятся, кийждо ближняго своего озлобляет озлоблением, на зло руки своя уготовляют; князь просит, и судия мирная словеса глаголет, желание души его есть» (Мих. 7:2-3). И ещё «не вам ли есть еже разумети суд? Ненавидящии добра, а ищущии зла, похищающии кожи их с них и плоти их от костей их; якоже объядоша плоти людий моих, и кожи их от костей их одраша, и кости их столкоша и содробиша яко плоти в коноб и яко мяса в горнец, тако возопиют ко Господу и не послушает их» (Мих. 3:1-4). И пророк Амос о них пишет: «Сего ради понеже пястьми биете убогих и дары избранны приясте от них, домы украшены соградисте, и не вселитеся в них, винограды вожделенны насадисте, и не имате пити вина от них. Яко уведех многа нечестия ваша, и крепцы греси ваши, попирающее праведного, приемлюще премены и убогия от врат отреяюще» (Ам. 5:11-12). Согласно говорит и Аввакум: «противу мне бысть суд, и судия вземлет. Сего ради разорися закон, и не производится в совершение суд, яко нечестивый преобидит праведного, сего ради изыдет суд развращен» (Аввак. 1:3-4).

[26] И Соломон хочет, чтобы чтили и принимали богатого и бедного без предпочтения, потому что оба они творение Божие, сказано: «Богат и нищь сретоста друг друга, обоих же Господь сотвори» (Притч. 22:2), как толкует Богослов Григорий: «Опять, когда ты слышишь слова: «богатый и бедный встречаются друг с другом: того и другого Господь создал» (Притч.22:2), то не думай, будто Господь создал одного нищим, а другого богатым для того, чтобы ты еще больше мог нападать на нищего, ибо неизвестно, от Бога ли произошло такое разделение. В этих словах Писания показывается только то, что и нищий, и богатый равно созданы Богом, хотя и неодинакова внешняя их участь. Пусть это подвигнет тебя к состраданию и братолюбию, и если б когда при взоре на свое богатство ты возгордился, то пусть мысль об общем Создателе смирит тебя и введет в пределы скромности» (Слово о любви к бедным).

Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде, и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих, – то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями?

Пример заимствован апостолом не отвлеченно, а кажется из практики жизни читателей послания; вероятно, подобное случалось у них. Но в этом частном примере апостол без сомнения осуждает и другие подобные многоразличные проявления лицеприятия, как можно заключить из обобщения сего понятия в ст. 8 и 9. Пример лицеприятия представляется таков: если в собрание ваше и проч. Под собранием (συναγωγή) здесь разумеется богослужебное собрание верующих во Христа – то же, что Церковь (ср.Евр. 10:25 и 1Кор.11:18), церковное собрание, чем усиливается вина лицеприятия, если оно проявляется даже в такие важные минуты, как молитвенное собрание верующих в церкви пред лицом Бога и Господа славы, пред Которым всякая слава мира сего – прах и ничто.

С золотым перстнем и проч.: золотой перстень – символ богатства и мирской чести, равно как и богатая одежда, в противоположность скудной одежде бедного. Указывается на перстень и богатую и скудную одежду потому, что при различении богатого и бедного это прежде всего бросается в глаза и обыкновенно по одежде судят люди об относительном богатстве или бедности ближних. Богатый и бедный разумеются христиане, верующие, ибо они представляются входящими в христианское богослужебное собрание, следовательно, членами Церкви, а не посторонними, пришедшими в церковь только в качестве посетителей.

И вы скажете и проч.: речь обращена ко всему обществу в лице его представителей, распоряжающихся распределением мест в собраниях для после пришедших; кто бы ни были эти распоряжавшиеся, они представляются только как уполномоченные от целого общества и, следовательно, выражающие мысль или настроение общества в известном данном случае.

Тебе (богатому) хорошо сесть здесь: то есть тебе будет тут удобнее, лучше; тот (бедный) пусть и постоит, если нет места на седалище, или пусть сядет здесь, у ног моих (распорядителя); и в том, и другом случае – место не такое удобное, как предложенное для богатого. Этот по видимому маловажный факт апостол считает очень важным выражением направления духа, несогласного с законом совершенным, выражением лицеприятия и потому строго осуждает или порицает так мыслящих и действующих в отношении к богатому и бедному. Он видит в этом нетвердость веры в обществе, так мыслящем и действующем, и – дух ложного осуждения ближних. –

Не пересуживаете ли вы в себе: точнее – не усумнились ли вы в себе (то есть в сердце своем; ср.Мк.11:23), – так именно нужно здесь понимать греческое слово (διακρίνεσθαι), по ходу речи и строению выражения в этом смысле оно употреблено выше два раза (Иак.1:6). Выражение значит: поступая так лицеприятно в отношении к богатому и бедному в собрании, не свидетельствуете ли вы о том, что вы не тверды в вере, что вы усумнились в той истине, что во Христе и бедный, и богатый – одно, все равно; что закон совершенный, закон Христов, не допускает такого различия и лицеприятия; что, поступая так, вы нарушаете закон и, следовательно, нетверды в вере Господа славы?

И не становитесь ли судьями с худыми мыслями: то есть судьями неправедными (ср.Лк.18:6), неправильно судящими о нравственных качествах богатого и бедного, предвосхищающими праведный суд о них Господа славы и, следовательно, опять тем противоречащими закону совершенному и являющими тем же нетвердость веры своей и отсутствие чистого и непорочного благочестия (ст. 1 и Иак.1:27). Блаженный Феофилакт перефразирует и толкует это изречение с таким оттенком мысли: «"Поелику вы не рассудили как должно, то стали судьями с худыми мыслями». Не пересуживаете ли? То есть вы испортили приговор свой, не сделав наперед никакого исследования о том, рачителен ли бедный или ленив богатый. Но ваше неразличение привело вас к лицеприятию, заставило вас одного похвалить, как богатого, а другого презреть, как бедного. И бысте судии помышлений злых, то есть стали судьями несправедливыми, поддающимися лукавству из лицеприятия» (Феофилакт). Вот какое зло по закону совершенному видит апостол в подобном лицеприятии.

Толковый Апостол. Соборные послания.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 2-4 Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде, и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих, - то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями

Что предупреждение против лицеприятия (ст. 1) вызывалось наличностью в первохристианском обществе этого порока, показывает приводимый здесь, ст. 2-3, и заимствованный, очевидно, из действительной жизни читателей послания пример лицеприятия, тем более недопустимого и предосудительного, что совершалось оно в богослужебном собрании верующих (συναγωγή здесь, как и в Евр 10:25 - церковно-христианское богослужебное собрание) пред Господа славы, пред Которым всякая слава и величие мира сего - ничто. Усматривая в таком поведении читателей очевидное нарушение совершенного закона веры Христовой, св. Апостол укоризненно замечает: «бысте судии помышлений злых» (4 ст.), т. е. «вы испортили свой приговор… стали судьями несправедливыми, поддавшимися лукавству из лицеприятия» (блаж. Феофил).

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица. Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде, и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих, –  то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями? Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его? А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды? Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь?

Сказав в конце первой главы о призрении вдов и сирот, Апостол здесь говорит о бедных, о несправедливом отношении к ним и вообще о лицеприятии. Убеждая отстраняться от лицеприятия, предпочтения богатых перед бедными, он напоминает, что преимущественными избранниками Божиими, как в Ветхом Завете (пророки), так и в Новом (Апостолы), были люди бедные, но богатые верою. «Безумное мира и незнатное избра Бог, да посрамит мудрое и знатное», говорит Апостол Павел (1Кор.1:27). Что богатство часто не ведет к славе Божией, примеры сего весьма нередко указываются в Писании (Лк.12:21); (1Тим.6:9). Апостол же Иаков показывает, что и среди христиан были богатые люди – недостойные названия христиан. И вот сим-то лицам нередко оказывали предпочтение, и притом в собраниях. Поистине, это было дело, совершавшееся не по совести и рассуждению.

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible