Скрыть
и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих, –

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 2-3 Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде, и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих

Во Христе нет бедного и богатого. Поэтому не стыдись из-за внешности, а прими по внутренней вере.

Фрагменты

Августин Аврелий, блж. (†430)

Ст. 2-3 Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде, и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих

Да не будет, конечно, того, чтобы в святилище Твоем богачей принимали впереди бедняков, а знатных впереди незнатных: ведь Ты же избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее (1Кор 1:27-28).

Исповедь

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

Ст. 2-3 Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде, и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих

Для объяснения этого стиха воспользуемся словами блаженного Августина, который говорит: «Если мы отнесём это различие между «сидением» и «стоянием» к церковным должностям, то не следует думать, что иметь веру в Иисуса Христа, нашего Господа славы, с лицеприятием является незначительным грехом. Кто же говорит, что богатый избирается на почётную церковную кафедру, поскольку отвергается более сведущий и святой бедняк? Но если апостол говорит о ежедневных собраниях, то кто в этом случае согрешает (если только согрешает), кроме того, кто считает, что насколько кто богаче, настолько тот и лучше?». Кажется, он указал на это в качестве дополнения.

Толкование на Послание Святого Апостола Иакова

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 2-3 Аще бо внидет в сонмище ваше муж, злат перстень нося, в ризе светле, внидет же и нищ в худе одежди, и воззрите на носящаго ризу светлу и речете ему: ты сяди зде добре; и нищему речете: ты стани тамо, или сяди зде на подножии моем

У евреев, кажется, особенно в обычае было носить перстни. Но при этом иной скажет, может быть, что если Иаков есть учитель завета Христова, то почему не прекращает подзаконного, но еще возвышает оное, принимая остающихся в благочестии подзаконном, а не порицая их? Такому мы отвечаем, что теперь Иаков беседует с ними поближе и снисходит их немощи, чтобы, тотчас отменив закон, не заставить их отступиться от него по новости учения. Но он ведет дело с основательным расчетом, уступив, насколько это было безвредно для него, в Новом Завете и подзаконным обрядам. Ибо чем отвращало его от веры Христовой соблюдение субботы или пост и воздержание от снедей? Через эту уступчивость завладев их вниманием к своим собственным словам, он мало-помалу убеждает их отставать от подзаконных обрядов как бесполезных и ведущих к рабству, а не к свободе, подаваемой о Христе.

Итак, мудро пользуясь небольшими уступками, он предложил приличное христианам как раз тогда, когда они беспрепятственно внимали его словам.

Толкование на соборное послание апостола Иакова

Никодим Святогорец, прп. (†1809)

Ст. 2-3 Аще бо внидет в сонмище ваше муж, злат перстень нося, в ризе светле, внидет же и нищ в худе одежди, и воззрите на носящего ризу светлу, и речете ему: ты сяди зде добре, и нищему речете: ты стани тамо, или сяди зде на подножии моем

Кажется что, по святому Феофилакту и Икумению, обычай был у Евреев, носить перстни [25], и поэтому приводит здесь этот обычай брат Божий, говоря, если войдёт в Сонмище (т.е. не в церковь в которую собираются для славословия Бога, но в место, в которое собираются начальники и судьи народа, чтобы судить имеющих дела и разногласия между собой, по иному сказать в судилище или в синедрион, как толкует Митрофан) если, говорю войдёт в судилище ваше какой-нибудь богатый человек, носящий золотой перстень и светлую одежду, за ним войдёт какой-нибудь нищий в запачканной одежде, вы же увидев носящего светлое, и предпочетши его говоря: ты сядь здесь на хорошем и высоком месте, нищему же скажете: ты стань там, или сядь внизу у моих ног, если, говорю, вы так говорите – нет в вас доброго рассуждения.

Приводя это изречение, божественный Кирилл Александрийский говорит, что достойны многого осуждения те Христиане, которые хвалят и превозносят людей не за внутренние добродетели, но внешне светлые одежды имеющих или богатство. Многоценные одежды и богатство, есть лживое и не истинное одеяние человека, поэтому-то добродетельный должен почитаться больше.

Дословно же говорит так: «Таковых вполне справедливо осмеивает Спасителев ученик в словах: «Лицемеры (вы), ибо если какой-либо войдёт в собрание ваше муж с золотым перстнем, в одежде богатой (светлой)» и проч. Хотя отсюда можно усматривать, какому справедливому порицанию повинны те, которые оказывают почести человеку по его внешним облачениям, а не по внутренним достоинствам. Ведь и богатство и блеск от богатства, естественно, могут принести обладателям только чуждую некую и подложную славу. А блеск и сердца и сияние добрыми делами будут для обладающих ими подлинным и природным (истинным) богатством, не сопребывающим с телом и с ним вместе согнивающим, но сожительствующим с душою, когда она ещё пребывает в этой (земной) жизни, а когда она удаляется, то также с нею вместе отлетающим.

Итак, должно оказывать почтение, без сомнения или (даже) с необходимостью, не тому, кто славен богатством и, как на картине, разукрашен земною славишкою, но, напротив, тем, которым блеск дел при помощи Бога порождает неувядаемую славу и которых внутренняя красота выставляет в блестящем свете посредством всякого рода благ» (кн. 4 на Иоанна, гл. Ι).

[25] Так мы читаем, что Патриарх Иуда, сын Иакова, носил перстень на руке, когда сказала ему Фамарь, дай мне «перстень твой гривну, и жезл иже в руце твоей» (Быт. 38:18), так носили вообще все Евреи перстни, при сооружении Скинии, как написано (Исх. 35:22), и Исаиа пишет о женщинах Евреянках, что они носили перстни (Ис. 3:20). Как и притча о блудном сыне говорит, что дали рабы перстень на руку его, т.е. по обычаю, который имели Иудеи (Лк. 15:22). Но и другие народы носили перстни, и Египтяне и Ассирийцы и Вавилоняне, как написано о Фараоне «И снем Фараон перстень с руки своея, возложи его на руку Иосифову» (Быт. 41:42). И о Кире царе, написано «и изшедше заключиша двери, и запечаташа перстнем царевым» (Дан. 14:14).

Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня

Иларий Арелатский, еп. (†449)

Ст. 2-3 Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде, и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих

То, что сказал Иаков, относится не столько к перстню, сколько к знаку богатства, потому что кажется, что перстень указывает на сокровища богатых.

Трактат на семь Кафолических посланий

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде, и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих, – то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями?

Пример заимствован апостолом не отвлеченно, а кажется из практики жизни читателей послания; вероятно, подобное случалось у них. Но в этом частном примере апостол без сомнения осуждает и другие подобные многоразличные проявления лицеприятия, как можно заключить из обобщения сего понятия в ст. 8 и 9. Пример лицеприятия представляется таков: если в собрание ваше и проч. Под собранием (συναγωγή) здесь разумеется богослужебное собрание верующих во Христа – то же, что Церковь (ср.Евр. 10:25 и 1Кор.11:18), церковное собрание, чем усиливается вина лицеприятия, если оно проявляется даже в такие важные минуты, как молитвенное собрание верующих в церкви пред лицом Бога и Господа славы, пред Которым всякая слава мира сего – прах и ничто.

С золотым перстнем и проч.: золотой перстень – символ богатства и мирской чести, равно как и богатая одежда, в противоположность скудной одежде бедного. Указывается на перстень и богатую и скудную одежду потому, что при различении богатого и бедного это прежде всего бросается в глаза и обыкновенно по одежде судят люди об относительном богатстве или бедности ближних. Богатый и бедный разумеются христиане, верующие, ибо они представляются входящими в христианское богослужебное собрание, следовательно, членами Церкви, а не посторонними, пришедшими в церковь только в качестве посетителей.

И вы скажете и проч.: речь обращена ко всему обществу в лице его представителей, распоряжающихся распределением мест в собраниях для после пришедших; кто бы ни были эти распоряжавшиеся, они представляются только как уполномоченные от целого общества и, следовательно, выражающие мысль или настроение общества в известном данном случае.

Тебе (богатому) хорошо сесть здесь: то есть тебе будет тут удобнее, лучше; тот (бедный) пусть и постоит, если нет места на седалище, или пусть сядет здесь, у ног моих (распорядителя); и в том, и другом случае – место не такое удобное, как предложенное для богатого. Этот по видимому маловажный факт апостол считает очень важным выражением направления духа, несогласного с законом совершенным, выражением лицеприятия и потому строго осуждает или порицает так мыслящих и действующих в отношении к богатому и бедному. Он видит в этом нетвердость веры в обществе, так мыслящем и действующем, и – дух ложного осуждения ближних. –

Не пересуживаете ли вы в себе: точнее – не усумнились ли вы в себе (то есть в сердце своем; ср.Мк.11:23), – так именно нужно здесь понимать греческое слово (διακρίνεσθαι), по ходу речи и строению выражения в этом смысле оно употреблено выше два раза (Иак.1:6). Выражение значит: поступая так лицеприятно в отношении к богатому и бедному в собрании, не свидетельствуете ли вы о том, что вы не тверды в вере, что вы усумнились в той истине, что во Христе и бедный, и богатый – одно, все равно; что закон совершенный, закон Христов, не допускает такого различия и лицеприятия; что, поступая так, вы нарушаете закон и, следовательно, нетверды в вере Господа славы?

И не становитесь ли судьями с худыми мыслями: то есть судьями неправедными (ср.Лк.18:6), неправильно судящими о нравственных качествах богатого и бедного, предвосхищающими праведный суд о них Господа славы и, следовательно, опять тем противоречащими закону совершенному и являющими тем же нетвердость веры своей и отсутствие чистого и непорочного благочестия (ст. 1 и Иак.1:27). Блаженный Феофилакт перефразирует и толкует это изречение с таким оттенком мысли: «"Поелику вы не рассудили как должно, то стали судьями с худыми мыслями». Не пересуживаете ли? То есть вы испортили приговор свой, не сделав наперед никакого исследования о том, рачителен ли бедный или ленив богатый. Но ваше неразличение привело вас к лицеприятию, заставило вас одного похвалить, как богатого, а другого презреть, как бедного. И бысте судии помышлений злых, то есть стали судьями несправедливыми, поддающимися лукавству из лицеприятия» (Феофилакт). Вот какое зло по закону совершенному видит апостол в подобном лицеприятии.

Толковый Апостол. Соборные послания.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 2-4 Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде, и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих, - то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями

Что предупреждение против лицеприятия (ст. 1) вызывалось наличностью в первохристианском обществе этого порока, показывает приводимый здесь, ст. 2-3, и заимствованный, очевидно, из действительной жизни читателей послания пример лицеприятия, тем более недопустимого и предосудительного, что совершалось оно в богослужебном собрании верующих (συναγωγή здесь, как и в Евр 10:25 - церковно-христианское богослужебное собрание) пред Господа славы, пред Которым всякая слава и величие мира сего - ничто. Усматривая в таком поведении читателей очевидное нарушение совершенного закона веры Христовой, св. Апостол укоризненно замечает: «бысте судии помышлений злых» (4 ст.), т. е. «вы испортили свой приговор… стали судьями несправедливыми, поддавшимися лукавству из лицеприятия» (блаж. Феофил).

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица. Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде, и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих, –  то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями? Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его? А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды? Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь?

Сказав в конце первой главы о призрении вдов и сирот, Апостол здесь говорит о бедных, о несправедливом отношении к ним и вообще о лицеприятии. Убеждая отстраняться от лицеприятия, предпочтения богатых перед бедными, он напоминает, что преимущественными избранниками Божиими, как в Ветхом Завете (пророки), так и в Новом (Апостолы), были люди бедные, но богатые верою. «Безумное мира и незнатное избра Бог, да посрамит мудрое и знатное», говорит Апостол Павел (1Кор.1:27). Что богатство часто не ведет к славе Божией, примеры сего весьма нередко указываются в Писании (Лк.12:21); (1Тим.6:9). Апостол же Иаков показывает, что и среди христиан были богатые люди – недостойные названия христиан. И вот сим-то лицам нередко оказывали предпочтение, и притом в собраниях. Поистине, это было дело, совершавшееся не по совести и рассуждению.

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible