Скрыть
а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы?

Святые отцы

Прочие

Лев Великий, свт. (†461)

Ст. 15-16 Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы

Поскольку возвысится милосердие над судом и дары мягкосердечия превзойдут всякое воздаяние справедливости, вся жизнь смертных и разнообразие всех действий будут оцениваться при условии одного правила: чтобы там, где труды сострадания будут обретаться исповеданием Создателя, не делалось никакого упоминания о каком-нибудь преступлении.

Проповеди

Кесарий Арелатский, свт. (†542)

Ст. 15-16 Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы

[Слова Христа]: Моя справедливость сможет исполнить для тебя только то, чего достойны дела твои. Напрасно ты кричишь, погибший, находящийся в чужой власти, ибо в то время, когда ты мог, ты был слеп, видя Меня в бедности.

Проповеди

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

Ст. 15-17 Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе

Естественно, одними благочестивыми словами не поможешь нагому и голодному; если не оденешь его и не накормишь, слово веры не будет иметь своей спасающей силы. Оно мертво без дел любви, любви возрождающей и животворящей.

О Послании божественного Иакова

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 15-16 Аще же брат или сестра нага будета и лишена будета дневныя пищи, речет же има кто от вас: идита с миром, грейтася и насыщайтася: не даст же има требования телеснаго: кая польза

Примечай духовный смысл. Не сказал только: «если имеешь веру», но - «что пользы?» Говорит как бы так: покажи мне дело, по которому я придал бы тебе название верующего, ибо в этом дело веры. Слова же его значат: если кто делом не докажет, что он верен Богу, то такого не нужно и называть верным, ибо не тот верен, кто просто называет себя Господним, но тот, кто любит Господа так, что за веру в Него готов и на смерть. А что такая у него мысль, это видно из примеров, ибо он говорит, что Авраам делом показал, что верен Богу, когда первородного своего принес во всесожжение; подобно и Раав, веруя, презрела смерть.

Толкование на соборное послание апостола Иакова

Никодим Святогорец, прп. (†1809)

Ст. 15-17 Аще же брат или сестра нага будета и лишена будета дневныя пищи, речет же има кто от вас: идита с миром, грейтася и насыщайтася; не даст же има требования телеснаго; кая польза? Такожде и вера, аще дел не имать, мертва есть о себе

Пример приводит здесь святой Иаков, по святому Митрофану, чтобы показать, что вера без дел не приносит никакой пользы. И как, говорит, нищие, нагие и голодные не насыщаются, не согреваются и никакой пользы не получают от красивых слов тех, у кого просят, а более того когда знают, что те, у кого просили - богаты, ещё больше скорбят и унывают, видя такую неподступность и немилосердие тех богатых. Так и одна только православная и истинная вера не приносит никакой славы и благоугождения Богу, когда не имеет соответственно и добрых дел[30], но более раздражается против имеющих такую отвлечённую и шаткую веру, и делает их повинными суду, Единый Всеимущий и исполненный славы Бог. Потому что они, сподобившись веровать и познать истинного Бога, презрели его живоносные и спасительные заповеди, предпочетши греховную смерть, так, что и про них скажет Бог то же, что говорил тогда про неблагодарных Евреев «Мене оставиша источника воды живы, и ископаша себе кладенцы сокрушенныя, иже не возмогут воды содержати» (Иер. 2:13). И как тем - оставляющим Бога и удаляющимся от Его любви, через уклонение от правой и истинной веры, так и этим – отпадающим от праведной и целомудренной жизни, подходит пророческое «се удаляющии себе от Тебе погибнут» (Пс. 72:27).

Некоторые недоумевают, почему Павел во многих местах своих посланий пишет, что дела не спасают, но вера, здесь же брат Господень говорит обратное, что спасают дела, а не вера? Разрешает недоумение святой Феофилакт следующим разделением говоря, что именование веры имеет два значения. Верой, с одной стороны, называется простое и поверхностное сосложение души без всякого действия. Такой верой, как мы говорим, и бесы веруют во Христа, что Он есть Сын Божий. С другой же, верой называется от любви сердца деятельное последование, с твёрдым и непоколебимым согласием. Такую веру Павел называет: от произволения, т. е. любовью действующая: «О Христе бо Иисусе ни обрезание что может, ни необрезание, но вера любовию поспешествуема» (Гал. 5:6), которая не лишена дел, потому что не даётся такая вера как награда, человеку упразднённому от дел. Так и дела имеют два значения. Означают как дела ветхого закона, т.е. субботы, обрезание, новомесячия, телесные очищения и прочие соблюдения[31]. Означают также и дела, последующие вере Христовой, утверждающие и оживляющие её, а именно – хранение Христовых заповедей.

Когда же говорит Павел, что дела не спасают, но вера, с одной стороны он имеет в виду дела соблюдения ветхого закона, без которых и Авраам оправдался и все во Христа верующие христиане. С другой же стороны, имеет в виду веру от произволения, действующую любовью, за которой следуют и дела. И это видно из слов самого же Павла, сказавшего: «зане от дел закона не оправдится всяка плоть» (Рим. 3:20), «мыслим убо верою оправдатися человеку, без дел закона» (Там же 28). И ещё «уведевше же, яко не оправдится человек от дел закона, но токмо верою Иисус Христовою» (Гал. 2:16). Видишь что, везде присовокупляет Павел – от дел закона, а не просто – от дел? Когда же брат Божий здесь говорит, что вера без дел мертва и не спасает, то говорит о простом и поверхностном согласии, не имеющем дел. Поэтому и прибавил «о себе». Под делами имеет в виду не дела закона, но те, которые следуют за верой во Христа - оживляющие её, т. е. заповеди. Таким образом согласуются слова божественных апостолов Иакова и Павла, и нет никаких разногласий между ними, поскольку один апостол употребил одно значение веры и дел, другой же другое, по той необходимости, которую каждый имел.

[30] Прекрасный пример приводит на это Богоносный Максим: «Как воспоминание об огне не согревает тела: так вера без любви не производит в душе света ведения» (1-я сотн. о любви 31). И ещё: «Не говорите, что вы есть храм Божий, говорит Божественный Иеремия (7, 4). Не говори и ты: одна вера в Господа нашего Иисуса Христа может спасти меня. Ибо это невозможно, если не стяжаешь и любви к Нему, делами свидетельствуемой. Что же касается до голой веры: «то и беси веруют и трепещут» (Иак. 2:19)».

[31] Отмечаем здесь, что эти дела закона, называются, законом священнодействия, по Клименту автору Стромат, и поэтому нет нужды, чтобы соблюдаться Христианами. Разделяется ветхий закон, как говорит премудрый Платон митрополит Московский, на три части: Священнодейственную, Гражданскую и Нравственную. Священнодейственная, содержала богослужебные обычаи Иудейской Синагоги, которые Павел называет делами закона, как мы уже сказали. Они же были образом и руководителем к Новому Завету, и должны были упраздниться, поскольку пришёл Христос. Гражданская, содержала то, что должно было сохранять Иудейский народ обособленно. Нравственная, содержала те обязанности, которые надо было исполнять соответствующим образом, в отношении к Богу, к ближнему и к самому себе, что и называлось Десятисловием. И эта часть должна соблюдаться Христианами и сейчас, так как сей есть закон вечный и неизменяемый, который и до написанного закона, был запечатлён в естестве и поэтому называется естественным законом, и после закона уже написан в Новом Завете Евангелия. Так дела этой части, т.е. заповеди, не должны быть преступаемы. Поэтому и говорит здесь брат Божий, что без сих дел и заповедей, вера мертва.

Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня

Иларий Арелатский, еп. (†449)

Ст. 15-16 Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы

Эти слова веры для знающих, что один Бог - Отец всех сынов Божиих. Одна половина любви - в пище, питье и одежде; другая - в помощи душ. Потому же сказал, что телесное - это половина, что возвещает богатым, а не мудрым.

Трактат на семь Кафолических посланий

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе.

Что вера без дел, как вера мертвая, не может принести пользы так верующему, апостол разъясняет примером сочувствия к положению бедных, ограничивающегося лишь словами, но не выражающегося ни в каком добром деле по отношении к ним. Пример представлен в той же форме, как и в ст. 3 и 4. –

Если брат или сестра, то есть принадлежащие к христианской общине и потому имеющие более прав на вспоможение во имя Христово, бедны и несчастны до того, что не имеют даже одежды прикрыть наготу свою (наги – конкретное обозначение бедности) и не имеют насущного пропитания, а кто-нибудь из вас, имеющих возможность помочь им в бедности – дать одежду и напитать, не сделает этого, а только скажет им, даже с участием и благожеланием, без гнева и негодования: идите с миром куда хотите, грейтесь и насыщайтесь – приобретайте себе одежду, в которой можно было бы согреться во время холода, и пропитание, где хотите и где знаете, – что пользы (ст. 14) в такой участливости на словах без дела? Что пользы: по ходу речи – для выказавшего такую участливость, чтό пользы для спасения его, может ли такая участливость быть полезна ему в деле нравственного совершенствования и спасения?

В форме вопроса опять выражается отрицание: нет пользы от такой участливости. Без соответствующего дела такая участливость – пустая участливость, бессодержательная, мертвая, подобна мертвому бездыханному трупу.

Точно так же и вера, если не имеет дел, мертва: лишена жизненной силы, как труп – души, и потому недейственна, следовательно – бесполезна и не может спасти человека, это не вера, а один лишь призрак веры. Из этого видно, что под делами, о которых здесь речь, разумеется не что-либо такое, чтό можно приложить или прибавить к вере, но что возрастает из веры, дела добрые, которых корень заключается в вере. Если нет этих плодов веры, значит, корень сух, безжизнен, мертв; иначе, если бы он был жив, были бы и плоды. Вот почему дела веры суть доказательства жизненности самой веры.

Толковый Апостол. Соборные послания.

Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)

Что́ пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе.


Здесь ап. Иаков раскрывает недостаточность одной веры для спасения человека, но в то же время дает понять и необходимость ее, или такое отношение ее к делам, что богоугодные дела невозможны без истинной веры. Недостаточность одной веры без дел для спасения или оправдания человека ап. Иаков в (Иак.2:16) основывает на том, что одна вера так же бесполезна, как слова или мысли, обещания или благие пожелания, не сопровождаемые делом. «Если брат или сестра наги, и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: идите с миром, грейтесь и питайтесь, но не даст им потребного для тела: какая польза (от одних слов без дела)?“ Точно также – какая польза от веры, если она не приносит плодов, не производит соответственных ей дел? Какое преимущество у имеющего такую веру пред неверующим? Подразумевается: никакого нет. – Недостаточность для спасения веры без дел апостол основывает далее (Иак.2:18) на том, что эта вера ни в чем не обнаруживается. «Скажет кто-нибудь: ты имеешь веру“ (одну лишь веру), «а я имею дела» (сообразные с верою): «покажи мне веру твою без дел твоих» (подразумевается: вот и не можешь показать ее, так что, может быть, ее совсем нет у тебя), «а я покажу тебе веру из дел моих». – Недостаточность веры без дел обнаруживается и в том, что она может соединяться с бесовским страхом, со страхом конечного осуждения (ведущему добро творити, и не творящему, грех ему есть, Иак.4:17), а из этого вытекает, что такая вера не может считаться в человеке началом или причиною вечной жизни (и беси веруют, и трепещут, Иак.2:19); радость оправдания, усыновления и избрания для вечного блаженства соединяется с верою действенною, а не бесплодною.

Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 15-17 Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе

Указанную (ст. 14) бесполезность одной бездеятельной веры для оправдания и спасения человека св. Апостол теперь, ст. 15-16 (как и выше ст. 3-4), разъясняет на конкретном примере благожелательного и сочувственного, но не выражающегося ни в каком добром деле, отношения человека к нуждающимся в предметах первой необходимости - одежде и пище; как такое, словесное лишь, сочувствие к беде ближнего не приносит пользы ни последнему, ни человеку, выражающему свое сострадание лишь словесным участием, так и вера, не сопровождающаяся добрыми, отвечающими природе веры делами, бесполезна, как лишенная внутренней жизненной силы, как вера призрачная, мертвая: ἡ πίστις, ἐὰν μὴ ἔχῃ, νεκρά ἐστι καθ᾿ ἑαυτήν. Из последнего выражения ст. 17 καθ᾿ ἑαυτήν, слав. о себе, равно и из всего контекста речи Апостола очевидно, что, по воззрению его, дела (добрые) стоят в органической связи с верою, вытекают или возрастают из веры, как плоды от жизнеспособного корня. Коль скоро нет этих плодов веры, необходимо ожидаемых по роду дерева веры, это - верный знак того, что самый корень дерева сух, лишен жизненных соков. Таким образом, дела суть доказательства жизненности веры (ст. 17, см. 20 и 26).

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Что́ пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе.

Уже не раз Апостол говорил о сообразности слова с делом, понимания дела с исполнением его; теперь он с особенною ясностью и полнотою раскрывает учение об отношении веры к делам и их значение в деле спасения. Показав в живом примере бесплодность одной веры, он заключает так: «вера, аще дел не имать, мертва есть». Это изречение в несколько иной форме повторяется в 20-м стихе и потом в конце главы, как заключение к ряду доказательств о благотворности веры, соединенной с добрыми делами.

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О любви к Богу и ближнему.
 

Лк.10:27. Любовь к Богу и ближнему должна быть деятельная: 1Ин.2:4; Иак.1:27; 2:14-17. Истинная любовь не ищет своего, не бесчинствует: 1Кор.13:2–5.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible