Скрыть
Та́к говорите и та́к поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы.

Святые отцы

Прочие

Марк Подвижник, Отшельник, прп. (†430)

Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы

Волю нашу и по крещении ни Бог, ни сатана не понуждает. Или ты не слышал, что заповеди Христовы, даваемые по крещении, суть закон свободы, как говорит Писание: так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы. И святой апостол Петр, сказав: покажите в вере вашей добродетель и прочее, присовокупляет, говоря: а в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих (2Пет 1:5, 9).

Слова нравственно-подвижнические

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы

Закон свободы – это закон любви, о котором говорится: Если же вы исполняете царский закон по Писанию: возлюби ближнего твоего как самого себя, то хорошо делаете. «Старайтесь так говорить, и так поступать, – поучает апостол, – чтобы любовью к ближнему вы заслужили себе любовь Бога, и проявлением милосердия к ближним вы с надеждой ожидали [для себя] милости на Суде Божьем». По-другому: Как закон рабства – это закон, который дан через Моисея, так и закон свободы – это благодать Евангелия, которая произошла через Иисуса Христа (ср. Ин. 1:17), по свидетельству апостола, который говорит: ибо вы не приняли духа рабства снова в страхе, но приняли Дух усыновления, в котором взываем: авва, Отче! (Рим. 8:15). И ещё: а где Дух Господень, там – свобода (2Кор. 3:17). Так говорите, и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы. А вот что означает имеющие быть судимы. Нарушающий закон Моисея будет судим более строго, чем нарушающий естественный закон. Кто пренебрегает благодатью Евангелия, которую он познал, будет судим более строго, чем тот, кто пренебрегает предписаниями закона Моисеевого. Ибо человеку, которому дано много, с того много будет взыскано; и кому вверено много, больше спросят с него (Лк. 12:48). Потому и апостол говорит: ибо если сказанное через ангелов слово оказалось твёрдым, и всякое вероломство и непослушание получало справедливое воздаяние, то как мы избежим, вознерадев о столь великом спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, было в нас утверждено слышавшими от Него? (Евр. 2:2–3). И ещё: [если] отвергшийся закона Моисеева при двух или трёх свидетелях, без милосердия предаётся смерти, [то] насколько худшего наказания, думаете вы, заслуживает тот, кто попрал Сына Божия и кровь Завета, в которой был освящён, счёл скверной, и оскорбил Духа благодати? (Евр. 10:28–29). И одно, и другое понимание преследует одну цель: чтобы мы, отвечая на Божественную благодать добрыми делами, были друг ко другу добры, милосердны, прощая друг друга, как и Бог во Христе простил нас (см. Еф. 4:32).

Толкование на Послание Святого Апостола Иакова

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 10-13 Иже бо весь закон соблюдет, согрешит же во единем, бысть всем повинен. Рекий бо: не прелюбы сотвориши, рекл есть и: не убиеши. Аще же не прелюбы сотвориши, убиеши же, был ecи преступник закона. Тако глаголите и тако творите, яко законом свободным имущий суд прияти. Суд бо без милости не сотворшему милости; и хвалится милость на суде

Кто согрешает в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем, потому что не имеет совершенной любви, ибо любовь есть глава всего доброго, а когда нет головы, и все остальное тело ничего не значит. А что об этом он говорит, видно из предыдущего наставления. Заповеди «не прелюбодействуй», «не убий» указаны для примера. Примечай, что и они взяты из закона, относящегося к совершенству любви, ибо кто любит ближнего, тот не будет ни прелюбодействовать, ни убивать, потому что такие дела свойственны врагу. Если бы не так, то никто из людей не уцелел бы, потому что никто не соблюдает всех заповедей, но кто соблюл чистоту, тот побеждается иногда гневом, кто творит милостыню, тот нередко имеет зависть. Посему говорится не о том, чтобы вовсе не было недостатка в добродетелях, но о любви, что ее не должно совершать с недостатком, с лицеприятием, но всецело. То же можем сказать и о прочих добродетелях. Кто несовершенно придерживается целомудрия или справедливости, но нечто опускает, тот, хромая в исполнении, вредит всему делу добродетели.

Итак, под словами весь закон должно разуметь закон о любви, о которой речь у апостола по преимуществу, а законом свободным он называет нелицеприятие, ибо действующий по лицеприятию не свободный, но раб, потому что кто кем побежден, тот тому и раб (2Пет. 2, 19).

Толкование на соборное послание апостола Иакова

Никодим Святогорец, прп. (†1809)

Ст. 10-12 Иже бо весь закон соблюдет, согрешит же во единем, бысть всем повинен. Рекий бо: не прелюбы сотвориши, рекл есть и: не убиеши. Аще же не прелюбы сотвориши, убиеши же, был еси преступник закона. Тако глаголите и тако творите, яко законом свободным имущии суд прияти

Тот, кто сохранит, говорит, весь закон, т.е. все прочие заповеди закона, преступит же одну единственную заповедь, или по иному сказать не будет иметь совершенной любви ко всем, сей становится преступником всех заповедей. Потому что, любовь есть глава всем заповедям, кто же не имеет главы, тот всуе и без пользы имеет остальное тело.

То, что о преступлении заповеди любви брат Божий говорит здесь особо, видно из вышесказанного об этом же. Смотри же, как он даёт примеры из закона, помогающего в любви. Потому что, кто любит брата своего, тот не сможет прелюбодействовать с его женой или хотеть убить его. И это особенности врага, а не любящего. Как уже было сказано, особо здесь говорит Иаков о любви, и что преступающий её становится преступником всех заповедей, потому что любовь есть всеобъемлющее главенство всех заповедей.

Если же сказать, что тот, кто преступает какую-нибудь заповедь, становится преступником всех прочих заповедей, тогда никакой человек не может спастись, если только каждый не будет совершен и не имеющий никакого недостатка во всех заповедях. Но часто видим, что основательно пребывающий в чистоте и девстве иногда бывает побеждён гневом, а творящий милостыню часто имеет зависть. Следовательно, из сего видно, что здесь брат Господень не говорит о преступлении каждой заповеди, но именно о любви, что не подобает трудиться над деланием заповедей ущербно, т.е. с лицеприятием, богатого любя, нищего же нет. Но делание это должно быть совершенным, любя равно всех и богатых и бедных.

Так же это изречение толкует и Феофилакт с Икумением, Великий же Василий показывает ещё подробнее, что если случится кому преступить одну из заповедей, тот преступает и все прочие заповеди. Причина же та, что все Господни заповеди взаимосвязаны одна с другой, как некая златосплетённая цепь, и разрешающий одну – разрешает все прочие «потому что все они, по здравопонимаемому намерению Писания, состоят между собою в такой связи, что нарушением одной необходимо нарушаются все прочие» (Правила пространно изложенные, Введение).

Кому, продолжает, дано на сбережение десять талантов, тот, удержав у себя один или два таланта, а остальные уплатив, не признаётся честным за уплату большей части, но называется обидчиком и любостяжательным за растрату меньшей части. Кто десять лет оказывал почтение отцу, а напоследок нанёс ему один только удар, тот не почестей удостаивается как сделавший доброе дело, но предаётся суду как отцеубийца (Там же). Что говорю? Прибавляет ещё небоявленный, что говорю – за растрату, когда и тот, кому вверен был один талант, отдав потом сполна и без обмана всё, что получил, осуждается за то, что ничего не приобрёл к данному (Там же). А то, что должно соблюдать все заповеди, удостоверяют слова Господни, сказанные к ученикам «шедше убо научите вся языки… учаще их блюсти» не что-то одно, а другое не соблюдать, но «вся, елика заповедах вам» (Матф. 28:19-20).

«Если бы не всё было необходимо нам, говорит тот же Василий, для достижения цели спасения, то не все заповеди были бы написаны и не о всех повелевалось бы соблюдать их необходимо. Что мне пользы в других заслугах, если, назвав брата безумным, буду повинен геенне?» (Там же).

Такое же мнение, как у Великого Василия, имеет и Митрофан Смирнский, толкуя это изречение брата Господня, он говорит, что все заповеди как одно тело, имеющее различные члены. Когда же страждет один член, ему состраждут и все члены, так преступающий и отметающий одну какую-нибудь заповедь, вместе с ней отметает и преступает все прочие заповеди. И это показывает то, что если кто соблюдёт все прочие заповеди хорошо, но убьёт или сотворит прелюбодеяние – не спасается соблюдением прочих, но подвергается мукам по причине преступления одной. Поскольку же подвергается мукам, то явно показывает, что подвергается как преступник закона. И если за преступление одной заповеди подвергается мучениям таковой, на сколько более преступивший всецело превосходящую и всеобъемлющую заповедь любви? Любовь же, говорю, к ближнему, в которой содержится и преисполняется любовь к Богу, как сказал блаженный Павел: «ибо весь закон во единем словеси исполняется, во еже: возлюбиши ближнего твоего якоже себе» (Гал. 5:14), и истинно. Потому что, любящий ближнего как самого себя, не желает убить или прелюбодействовать, или украсть, или оклеветать, или лжекляться, или лжесвидетельствовать, или иное что сотворить запрещённое законом, но желает хранить все заповеди. Хранящий же все заповеди, сей бесспорно любит и Бога всем сердцем, всей душой и всей крепостию своей, и это есть первая заповедь. Видишь, как хранящий любовь к ближнему хранит и все заповеди? Преступающий же её, преступает все!

Законом же свободы нелицеприятным называет Новый Завет, как было сказано выше. По Новому Завету Евангелия будут судится христиане, как это подобает свободным, а не по Ветхому закону, что больше подходит к рабам. И как Новый Завет, в который веруют христиане, есть свободный (как мы сказали выше на «приникий же в закон совершен» (1:25), также и им подобает быть свободным, а не рабами, к страстям и к людям. «Не будите, говорит Павел, раби человеком» (1Кор. 7:23), и Господь сказал: «творяй грех раб есть греха» (Иоан. 8:34).

Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня

Экумений (†VIв.)

Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы

Закон свободы - закон, не признающий отличий и лиц. Это закон Христа. Тот, кто оказывает лицеприятие, - не свободный, а раб, ибо, кто кем побежден, тот тому и раб (2Пет 2:19).

Комментарий на Кафолическое Послание Иакова

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы. Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом.

Так говорите и проч.: этими стихами заключается ряд мыслей, начатых с 1-го стиха, и с 14-го начинается новый. Апостол убеждает по этому изложенному им учению действовать во всей жизни, и – говорить, то есть учить, и поступать, то есть осуществлять именно это учение в жизни, а не так, как учат и поступают зараженные лицеприятием.

Как имеющие быть судимы (на последнем Страшном суде Христовом; см.: Мф.25:31 ;и далее) по закону свободы: закон свободы есть тот же закон совершенный, о котором была выше речь (Иак.1:25), то есть закон Христов, который учит, что согрешивший в одном становится виновным во всем (ст. 10), и который есть по преимуществу закон любви и милости, составляющих главные характеристические черты чистого и непорочного благочестия (Иак.1:27). Имея в виду суд над всеми христианами по этому закону, все и должны поступать сообразно с ним.

Ибо этот суд будет без милости не оказавшему милости: то, чтό на этом суде решает дело, есть милость, или милосердие, благотворительная любовь ко всем, особенно к бедным и несчастным, почему она и составляет главную черту истинного благочестия (Иак.1:27). Если мы простили ближним согрешения их против нас, если из имения своего уделяем часть нищим, то и нас восприимет милость Божия, когда будет судить наши поступки. Напротив, тяжкое осуждение постигает тех, которые не оказали благорасположения к подобным себе» (Феофилакт). Совершенно соответственно сему изображение Страшного суда Самим Спасителем (Мф.25:36 и далее).

Милость превозносится над судом: суд по правде Божией грозит осуждением всякому грешнику, а грешны пред правдою Божиею все, и верующие христиане; но милость, благотворительная любовь по закону Христову, носит в себе самой уверенность (κατακαυχᾶται; ср. Иак.3:14; Рим.11:18), что она превозможет угрожающую силу суда и освободит от заслуженного наказания за грехи, оправдает, спасет. Вера в Иисуса Христа составляет первооснову чистого и непорочного благочестия, благотворительная любовь, особенно к бедным и несчастным, есть главное свойство такового благочестия (ст. 1; Иак.1:27), дела таковой любви оправдают человека на суде, не имеющему же их – суд без милости. Таким образом, дела благотворительной любви совершенно необходимы для человека, для его оправдания, или спасения, – эту мысль и раскрывает теперь апостол подробно в отделении – до конца главы, обобщая понятие о добрых делах и доказывая, что самая вера без них ничто в деле оправдания и спасения человека. Что пользы, то есть для оправдания и спасения человека, как показывают последующие слова – может ли эта вера спасти его? В виде вопроса выражается очевидно прямое отрицание, именно: вера без дел не может спасти человека, а потому бесполезна.

Если кто говорит (о себе), что имеет веру: то есть веру в Господа Иисуса Христа, составляющую первооснову благочестия; о ней именно речь, и если далее обобщается эта вера, как вера вообще в Бога (ст. 19 и далее), то потому, что примерами из Ветхого Завета, примерами мужей древних, веровавших в Бога, апостол хочет доказывать и доказывает мысль свою.

А дел не имеет: то есть добрых дел, состоящих в исполнении закона, данного Тем, о вере в Кого говорится здесь. Возможна ли такая вера? Оборот речи: если кто говорит, что имеет веру (без дел) показывает, что апостол как будто такую веру не считает верою, а только мечтанием, что это – вера (если говорит, что... а на самом деле не имеет); тем не менее он все же называет ее верой, только мертвой (ст. 17, 20, 26). Эта вера – отвлеченная, головная, теоретическая вера, признание истинности евангельского учения о Христе, но не проникшее во внутреннюю жизнь духа, а потому и не выражающееся в делах любви христианской и вообще в делах исполнения закона Христова. Возможность такой веры видна уже из того, что апостол обстоятельно доказывает ничтожность ее в деле спасения; собственно говоря, это – не вера, в строгом смысле, но имеет только вид веры, почему и называется мертвою, как труп бездыханный имеет вид человека, но не есть живой человек.

Спасти его: даровать блаженство в будущем Царстве Христовом (как и Иак.1:21); образ выражения взят от того, что грешному человеку по самой его греховности грозит гибель, или вечное осуждение; чтобы сделать его блаженным, нужно избавить (спасти) его от этой гибели.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 12-13 Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы. Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом

В заключение отдела, после обличения недолжного отношения к ближним (ст. 2-4, 6, 9), Апостол увещает читателей поступать по закону свободы (см. 1:25), который есть закон любви: этот закон и легок для исполнения, и имеет столь непреложно-обязательное значение для христианина, что по этому именно закону любви, по мере выполнения этого закона, христиане будут судимы на последнем суде Христовом (Мф 25:34 сл.). И на этом страшном суде благотворительная любовь по закону Христову имеет и носит в себе твердую уверенность (слав. «хвалится», греч. κατα­καυχᾶται ), как бы заранее торжествует, что она превозможет страшную, угрожающую силу будущего суда, освободит человека от наказания и гибели. «Если мы простили ближним согрешения их против нас и из имения своего уделяем часть нищим, то и нас восприимет милость Божия, когда будет судить наши поступки. Напротив, тяжкое осуждение постигнет тех, которые не оказали благорасположения к подобным себе… Мне кажется, действие милосердия сходно с тем, что производит елей древесный на борющихся на поприще. Борцы, намащаемые елеем, легко ускользают от захватывания своими противниками. Так и наше милосердие к бедным дает нам на суде возможность избежать нападений со стороны бесов» (блаж. Феофил).

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона. Та́к говорите и та́к поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы. Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом.

Возвратившись к прежнему предмету речи – о нелицеприятном суждении о лицах, по духу новозаветного закона, святой Иаков убеждает жить сообразно с сим законом, такт» как по сему закону будет производиться и суд, на котором все немилосердные подвергнутся осуждению, срвн. (Мф.7:2). Наконец, как бы обобщая свой взгляд на немилостивое и неснисходительное суждение о всяких лицах, преимущественно же о бедных, Апостол, имея в виду как древние изречения Священного Писания (напр. (Прем.10:6)), так и новозаветный свободный дух закона – любви (см. (Мф.18:33)), говорит: «хвалится», т. е. имеет преимущество помилованья над осуждением. «Человеческий суд достоин тем большей похвалы, чем больше в нем оказывается милости, нежели чрезвычайной строгости» говорит один из толкователей сего послания (см. Изъяснение Соборного послания святого Апостола Иакова, соборным иеромонахом Феоктистом, читанное в кафедральном Могилевском Соборе в 1803 г.).

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible