Скрыть
которые за подарки оправдывают виновного и правых лишают законного!

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 20, 22-24 Горе глаголющым лукавое доброе

Угрожает горем пророк тем, которые мудры в лукавстве, хитро оспаривают верность предвещаний пророческих; а при этом укоряет он и народных судей, которые превратно судят, и худое называют хорошим, тьму почитают светом. Поскольку же они берут всегда дары, приумножили тем имение свое и предаются вину и пьянству, то присовокупляет еще: горе крепким… вино пиющым… оправдающым нечестива даров ради, и осуждающим невиннаго. А потому как угашают они на суде правду, которая есть свет, суды же и определения их за взятые ими дары преклоняются ко тьме; сего ради как солома поядается огнем, так они истреблены будут коснувшимся их пламенем, корень их яко персть будет, и цвет их яко прах взыдет. За лукавство свое будут они истреблены Феглаффелласаром, царем Ассирийским, так же, как огонь поедает солому.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Василий Великий, свт. (†379)

которые за подарки оправдывают виновного и правых лишают законного

Горе оправдающим нечестива даров ради, и еже есть праведное праведнаго вземлющим от него. Изречение сие ясно; оно осуждает тех, которые, заседая в судилищах, из любви к мамоне извращают справедливость суда и позволяют подкупать себя дарами и нечестивого объявляют правым, а праведного осуждают в неправде. Ибо рассудок, ослепляемый сребролюбием,- такие весы, которые всей тяжестью клонят стрелку вниз. Будем же тщательно наблюдать за собой, чтобы не оправдать когда-нибудь нам нечестивого человека или учения, увлекаясь в согласие с ними собственной выгодой, и не впасть в число оплакиваемых Пророком.

Толкование на книгу пророка Исаии

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

которые за подарки оправдывают виновного и правых лишают законного

Опять двоякая вина: оправдание виновного и осуждение невинного. А корень того и другого греха – принятие подарков.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

которые за подарки оправдывают виновного и правых лишают законного

И этот вид пороков свойствен винограднику, который вместо добрых гроздов принес дикие виноградные ягоды, и, когда Господь ожидал, что он сотворит суд, сотворил беззаконие, оправдывая за дары нечестивого и обращая внимание не на дела, а на дары, ослепляющие даже очи мудрых (Втор. 16:19).

Посему нам должно остерегаться опьянения вином, в котором есть блуд (Еф. 5:18), чтобы не обнажались голени срамоты нашей (Быт. 9:21-23), должно остерегаться угодничества пред нечестивыми из за даров их, и презрения правды правого из за его бедности. И в послании Иакова предписывается, чтобы мы не были судьями неправды, чествуя нечестивых богатых и презирая святых бедных (Иак. 2:2-4).

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга вторая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 22-23 Горе крепким вашим, вино пиющим, и вельможам растворяющим сикер, оправдающим нечестива даров ради, и еже есть праведное праведнаго вземлющим от него

Более других выдававшиеся и знатнейшие из представителей Иудейского Сонмища, имевшие преимущество пред другими в знании Божественных законов и производившие у них суд, сильно обвиняемы были в том, что протягивали свою ненаполнимую руку к принятию даров и легко подкупаемы были к даванию решений в пользу тех, которые хотели чинить неправду своим братьям, хотя закон ясно говорил: суд праведен судите (Зах. 7:9). А что истинно то, что я говорю, в этом уверит пророк Аввакум, говорящий: доколе, Господи, воззову, и не услышиши? возопию к Тебе обидим, и не избавиши? Вскую мне показал еси труды и болезни, смотрити страсть и нечестие? Противу мне бысть суд, и судия вземлет. Сего ради разорися закон, и не производится в совершение суд: яко нечестивый преобидит праведнаго, сего ради изыдет суд развращен (Авм. 1:2-4). И сам богоглаголивый Исаия говорит в одном месте, обращая речь к Иерусалиму или Сиону: князи твои не покаряются, общницы татем, любяще дары, гоняще воздаяние, сирым не судящии и суду вдовиц не внимающии (Ис. 1:23). А делали они это, быв преклоняемы гнусными взятками и, может быть, нечестивым образом собирая потребное для пиршеств и наслаждений, приобретали это и от неправых судов. Ибо обвиняет их устами пророка, говоря: и ризы своя связующе ужами, и завесы творяху держащияся требища, и вино от оболганий пияху в дому Бога своего (Ам. 2:8). Поэтому горе, сказано, знатным и могущественным, изысканно приготовляющим сикер, любителям пиршеств и пьянства и, еже есть праведное праведнаго, вземлющим от него, то есть осуждающим обижаемого и постановляющим оправдательный приговор в пользу привыкших к корыстолюбию и насилию. И это-то, думаю, значит открыто называть лукавое доброе, и доброе лукавое, тму свет и свет тму, горькое сладкое, и сладкое горькое. Но должно знать, что сильные сильно будут и истязуемы, емуже предаша множайше, множайше просят от него, по слову Спасителя (Лк. 12:48). Ибо не одинаковым образом наказываемы будут начальствующие и подчиненные, так как эти последние иногда представляют то оправдание, что не ведали почему-нибудь волю господина своего, а те, хотя и очень точно знали ее, однако же не исполнили (ср. Лк. 12:47). Поэтому справедливо подвергнутся они более тяжкому гневу Наказующего.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 22-25 Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток, которые за подарки оправдывают виновного и правых лишают законного! За то, как огонь съедает солому, и пламя истребляет сено, так истлеет корень их, и цвет их разнесется, как прах; потому что они отвергли закон Господа Саваофа и презрели слово Святаго Израилева. За то возгорится гнев Господа на народ Его, и прострет Он руку Свою на него и поразит его, так что содрогнутся горы, и трупы их будут как помет на улицах. И при всем этом гнев Его не отвратится, и рука Его еще будет простерта

За свои преступления все грешники понесут тяжелое наказание от Бога; трупы их будут валяться повсюду, - знак того, что начнется какая-то страшная эпидемия, но этого еще мало. Бог призовет против грешных иудеев из далекой стороны такого врага, который, как лев, бросится на избранный народ и множество иудеев захватит в плен.

Рука Его будет простерта, - т. е. эта казнь будет для Иудеи только началом ее бедствий.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Ис. 5:8

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст.22-23   Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток, которые за подарки оправдывают виновного и правых лишают законного!

     Люди суетные и самонадеянные обыкновенно полагаются на свою храбрость; личную силу и собственное богатство. Но – увы! их будущая опасность слишком велика...
Их храбрость является только при нетрезвости, сила только при беззаконии, богатство – только при хищении. Голод и жажда отрезвят их мысль, истощат силы, уничтожат храбрость; все лишения плена и рабства покажут им, как страшно они ошиблись, полагаясь на свое богатство...
Притесняя невинных, презирая законные права ближних, преступные, любостяжательные судьи, при общей ненависти народа, понесут на себе страшную кару праведного суда Божия.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible