Скрыть
а Господь Саваоф превознесется в суде, и Бог Святый явит святость Свою в правде.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

И вознесется Господь Саваоф… освятится в правде, то есть праведным судом, какой дает притесненным и притеснителям, ограбленным и грабителям.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Василий Великий, свт. (†379)

а Господь Саваоф превознесется в суде, и Бог Святый явит святость Свою в правде

И вознесется Господь Саваоф в суде. То есть чрез праведное воздаяние за сказанное выше Господь Бог возносится в суде, так что к славе Божией относится, между прочим, и суд над нечестивыми, производимый Судией по достоинству дел. Посему и в суде усматривается высота разума и силы Господней. Как рассматривающие премудрость в устроении небесных тел, из положения, движения и взаимного между собой отношения звезд, уразумевают величие Божия разума, так что могут сказать: разума Его несть числа (Пс. 146:5), так всматривающиеся в законы суда не менее удивятся премудрости и разуму в суде и тому, что каждому, даже за самое малейшее, воздастся по достоинству. Итак, может быть, каждым добрым делом возносим мы Бога, возносится Он и нашим целомудрием, возносится и нашей справедливостью. А поскольку во всем этом успеваем при Божием содействии, когда Бог, подняв нас, становит прямо, поддерживая и подкрепляя Своим содействием, тогда говорим: Вознесу Тя, Господи, яко подъял мя еси (Пс. 29:2). Но возношения Божии многочисленны: есть возношение познанием и разумом и есть возношение изображением величий Его и созерцанием судов Его. Посему о праведнике сказано, что возношения Божия в гортани его (ср.: Пс. 149:6). Потом, поскольку правильностью созерцания установляется постоянство деятельности, присовокуплено: и мечи обоюду остры в руках их, то есть учения, которыми отсекаются и искореняются душевные страсти. Также, поскольку Господь Саваоф значит Господь воинств, то воинства, которые служат Ему во время суда, вознесут и прославят Его тогда за праведный и непогрешительный суд. Подобным сему образом заключаю, что и во время Господня суда с человеками (ибо Сам Господь приидет на суд с народом (ср.: Ис. 3:14) вознесется Господь един (Ис. 2:11), потому что никто не оправдится пред Ним. Ибо кто, исследовав все благодеяния Создавшего нас и различные домостроительства, касающиеся вообще всего человеческого рода, возможет воздать чем-нибудь равным и достойным за то, что дошло и до него из Господня дара? Посему святые недоумевают, говоря: Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? (Пс. 115:3).

И Бог Святый прославится в правде. За вознесением в суде следует прославление Святаго в правде. Те же, которые созерцали Его возносящимся в судах, постигают и славу правды Его.

Толкование на книгу пророка Исаии

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 15-16 И преклонится человек, и смирится муж, и глаза гордых поникнут; а Господь Саваоф превознесется в суде, и Бог Святый явит святость Свою в правде

Посмотри опять на попечение Божье. Он не производит совершенной погибели, не истребляет всего народа из их среды (живых), но оставляет некоторых, чтобы они от наказания погибших сделались лучшими. Это Он выражает словом: «преклонится», т.е. те, которые останутся, оставленные.

«И Господь Саваоф превознесется в суде, и Бог Святый явит святость Свою в правде». Указывает на два блага: на то, что они избавятся от надменности и сделаются лучшими, и на то, что Бог будет предметом удивления для всех; это означают слова: «превознесется и явит святость», через самое наказание, через поражение их. Что значит: «в суде»? Через воздаяние.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

И Господь воинств превознесется в суде, и Бог святый будет святиться в правде

Когда народ будет отведен в плен за то, что не имел богопознания, и будет погибать от голода и томиться жаждою, и когда ад расширит душу свою, и сильные, и высокие, и славные сойдут в преисподнюю, и преклонится человек, и смирится муж, и все получат по заслугам своим: тогда превознесется в суде Господь, суд Котораого прежде казался несправедливым, и Бог святый всеми будет святиться в правде, во исполнение сказанного в Евангелии: Отче наш, иже еси на небесах, да святится имя Твое (Мф. 6:9), и: Отче праведный, мир Тебе не позна (Ин. 17:25).

Посему мы должны остерегаться, чтобы не предупреждать суда Бога, Которого суды велики и неизреченны, и о Котором апостол говорит: неиспытани судове Его, и неиследовани путие Его (Рим. 11:33), пока не осветит скрытого во тьме, и не откроет помышлений сердечных (1Кор. 4:5). Тот, Который говорит в Евангелии: не судите, да не судими будете (Мф. 7:1). Согласно с этим изречением апостол Павел учит: ты кто еси судяй чуждему рабу; своему Господеви стоит, или сдает. Станет же: силен бо есть Бог поставити его (Рим. 14:4).

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга вторая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 13–16 Убо пленени быша людие мои, за еже не ведети им Господа, и множество бысть мертвых глада ради, и жажди водныя. И разшири ад душу свою и разверзе уста своя, еже не престати: и снидут славнии и велицыи и богатии, и губителие их и веселяйся в нем: и смирится человек, и обезчестится муж, и очи высокоглядающии смирятся. И вознесется Господь Саваоф в суде, и Бог святый прославится в правде

Что для преданных роскоши дело кончается их погибелью и приведет их к самому крайнему бедствию, этому научает нас божественное Писание в сейчас приведенных словах. Так как знатнейшие других жители страны иудейской пренебрегли внимательным исполнением дел Божиих, как чем-то бесполезным, и нисколько не заботились обращать внимание на дела рук Его, но занимались непрерывными пиршествами и, играя на флейтах бесстыдные песни, предавались пьянству и в этом проводили целые дни: то они отправятся в плен и будут рабами врагов, а по всей стране будет такое множество мертвых, погибших от голода и жажды, что как будто ад пожрал их своею широкою и ненасытною пастью, жадно глотая нисходящих в него и заключая их в своих темницах. Ибо когда слышишь, что ад расширил свою душу, то надобно думать, что этим пророк хочет назнаменать не что иное, как то, что я сказал сейчас, потому что богодухновенное Писание употребляет иногда образные выражения и как бы в переносном смысле, говоря даже о таких предметах, которые не имеют души и не причисляются к разряду животных, хотя и действительно существуют. Какая душа у ада? Напротив, ад есть место и ужасная темница несчастных душ. Итак, души тех, которые предавались наслаждениям в сей жизни, снидут в ад и как бы наполнят его душу. Это же самое объясняет нам и божественный Псалмопевец говоря, думаю, о всякой душе, преданной наслаждениям и грехолюбивой: внидет даже до рода отец своих: даже до века не узрит света (Пс. 48:20). Как о святых, оставляющих нашу (здешнюю) жизнь, Священное Писание говорит, что они приложились к отцам своим (как негде блаженному Аврааму сказано: ты отыдеши ко отцем твоим, препитан в старости добрей (Быт. 15:15); так и об умирающих во грехах мы говорим, что они перешли к роду отцов своих, называя отцами их тех, которые прожили подобную (предыдущей) и во всем равную (ей) жизнь. Если же (Писание) говорило о множестве мертвых от голода и жажды воды, то мы относим это к тому, что написал Иосиф (Флавий), нарисовавший печальную картину великих бедствий Иудеев. Когда Иерусалим находился в осаде, женщины съедали собственных своих детей, и от голода и нужды бросались на все, что уступало зубам. Но что это было не в одном только Иерусалиме, но и в других городах Иудеи, – как или почему усомнился бы в этом кто-нибудь? Итак, весьма многие истреблены были войною и пали от меча; когда же многие погибли таким образом, еще большее число погибло от жестокого голода. А если бы кто-нибудь сказал, что у нечестивых Иудеев был недостаток и в духовных водах и божественной пище, и что таким образом они погибли и как бы низошли во ад вследствие того, что не были оживотворены Христом по подобию уверовавших в Него; то не отступил бы от истины; потому что им привелось и это испытать. Но какие нисходящие должны быть подразумеваемы под теми, для которых и самый ад расширил свою душу и открыл ненасытную свою пасть, это он объясняет, говоря: и славнии, и велицыи, и богатии, и губители их (οἱ λοιμοὶ). Так как они были начальниками над всей страной и знатнейшими людьми; то следовало ожидать, что подчиненных им они будут руководить надлежащим образом; но они этого не делали, а сделались для других образцами и примерами достойной проклятия жизни, почему и Священное Писание негде говорит им: яко пругло бысте стражбе, и якоже мрежа распростерта на Итавирии, юже ловящии лов поткнуша (Ос. 5:1-2). Видишь ли, почему они сделались для других западнею и сетями? потому что подчиненные всегда любят подражать как добрым нравам, так и развращению своих начальников. Итак, они сделались виновниками погибели как своей собственной, так и всех других, и первые снизойдут и войдут в ад, потому что над ними прежде других разразится гнев божественный. Будут же наказаны они не за то, что были богаты и славны, а за то, что были язвой, то есть губителями и убийцами и себя самих, как я сказал, и подчиненного им народа. Высоко думающие о себе, говорит, будут унижены и обесчещены. Ибо кого не смирит страх смерти? и какое поднятое и высоко смотрящее око не заставит поникнуть страшное и невыносимое бедствие? И когда, говорит, все это сбудется, тогда возвеличится Господь Саваоф в день тот, то есть в то время, когда придет в исполнение предреченное о них. Прославляется же один Господь Саваоф в суде и правде, как праведном и святом приговоре над народом гордым, непокорным и преданным наслаждениям. Посему будем отвращаться роскоши и постараемся удаляться бесполезного или лучше гнуснейшего плотоугодия, чтобы и нас не поглотил ненасытный ад. Будет помнить слова Спасителя: горе вам богатым, яко отстоите утешения вашего (Лк. 6:24) и другие: блажени плачущие ныне, яко воссмеетеся (Лк. 6:21). Ибо труд превратится в отдых и конец благих подвигов будет для нас виною наслаждения, имеющего продолжаться во век, яко сеяй в плоть, от плоти пожнет истление, как написано, а сеяй в дух от духа, пожнет живот вечный (Гал. 6:8).

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 16-17 а Господь Саваоф превознесется в суде, и Бог Святый явит святость Свою в правде. И будут пастись овцы по своей воле, и чужие будут питаться оставленными жирными пажитями богатых

Под овцами можно разуметь бедных евреев, которым прежде не было места в Палестине, так как все земли были во владении немногих богачей. По отведении в плен всех богатых и знатных евреев оставшиеся в Иудее бедняки могли свободно выбирать себе поля, где угодно.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Ис. 5:8

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст.15-16   И преклонится человек, и смирится муж, и глаза гордых поникнут; а Господь Саваоф превознесется в суде, и Бог Святый явит святость Свою в правде.

     Голод и рабство ужасны для гордых богачей; беспомощность гибельна для самонадеянных. И эта ужасная погибель сразит непокорных воле Божией. Тогда они вспомнят Бога, но не дерзнут молить Его о помиловании, глубоко сознав, как несправедливо они пренебрегали Его благодетельным законом, как презрительно оскорбляли достойнейших слуг Его – пророков.
Тогда-то и для их ума понятно будет все величие власти, правды и святости Господа сил: Он справедлив, когда долго терпит; Он свят, когда наказывает.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible