Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Книга пророка Исаии 5:17
И будут пастись овцы по своей воле, и чужие будут питаться оставленными жирными пажитями богатых.
Святые отцы
- Ефрем Сирин, прп. (†373)
- Василий Великий, свт. (†379)
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Иероним Стридонский, блж. (†420)
- Кирилл Александрийский, свт. (†444)
Прочие
Ефрем Сирин, прп. (†373)
И упасутся… агнцы на пажитях своих, то есть ограбленные, оставшиеся после поражения, возвратят себе владения свои. И возгражденныя развалины поядят пришельцы, то есть развалины домов их, опустошенные грабителями и снова восстановленные, получат во владение себе бедные.
Василий Великий, свт. (†379)
И будут пастись овцы по своей воле, и чужие будут питаться оставленными жирными пажитями богатых
И упасутся расхищеннии яко юнцы, и пустыни плененных агнцы поядят. Народ, отведенный в плен, за еже не ведети Господа и за то, что согрешил пред Богом, предавшись пьянству, будет пастись наподобие стада волов. Сии же отведенные в плен и расхищены во время своего пленения. Очевидно же, что, когда бываем побеждены во брани сопротивными силами, тогда, плененные ими, и расхищаемся, как добыча после победы. А расхищенные принимаем уже в пищу себе не что-либо свойственное существам разумным, но, увлекаемые неразумными движениями куда случилось, должны проводить жизнь сию, подобно юнцам в пустыне. Посему не сказал «подобно юницам», но подобно юнцам, потому что юницы ходят стадами, а юнцы, по раздражительности будучи неприязненны друг к другу, пасутся отдельно один от другого. Поскольку же после пленения, как вероятно, многое пришло в запустение, потому что жители уведены врагами, то Пророк говорит: и пустыни плененных агнцы поядят. Ибо из истории известно, что заключенными содержались в Вавилонии те, которые после Навуходоносорова нашествия выведены из Иудеи. Итак, Пророк говорит, что в стране, принадлежащей плененным и удержанным в плену, от великого опустошения, по необходимому следствию войны, обратившейся в пастбище, будут пастись агнцы, потому что нет в ней никаких остатков прежнего населения и, по безлюдию, растет густая и мягкая трава.
Но может быть, слово сие и пророчественно дает разуметь, что поскольку преступившие Божии заповеди изринуты из древнего своего жилища, где пребывали они вместе со святыми, то мы, по Домостроительству Божию, падением их приведенные ко спасению и наименованные агнцами как новорожденные в вере, пасемся на местах, принадлежавших плененным, как бы сочной травой, наслаждаясь духовной и словесной пищей Божиих словес. И Господь новорожденных в вере назвал агнцами, говоря Петру: Симоне вар Иона, любиши ли Мя? Паси агнцы Моя (ср.: Ин. 21:15).
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
И будут пастись овцы по своей воле, и чужие будут питаться оставленными жирными пажитями богатых
Указывает здесь на малочисленность оставшихся и на чрезвычайное запустение страны.
Иероним Стридонский, блж. (†420)
И агнцы будут пастись подле своего стада, и заброшенное, превратившееся в обилие плодов, тельцы поедят
Вместо агнцев, пасущихся подле своего стада, что принимается в хорошую сторону, их, (не знаю, чего желая), перевели: будут пастись расхищенные как волы, вместо агнцев разумея волов, и, вместо пришельцев снова ставя агнцев. Когда же Господь превознесется в суде, и Святый освятится в Своей правде, чтобы злые делатели зло погибли, и чтобы превознесшийся кедр был подсечен секирою Господа: тогда те, которые будут из числа агнцев, а не козлов, будут пастись на пажитях церкви и будут говорить: Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит (Пс. 22:1), и заброшенное Иудеями, превратившееся в изобилие, поесть народ из язычников. Это в переносном смысле. Но для того, чтобы соблюсти порядок исторический, другими словами говорится тоже самое, о чем мы выше читали: страну вашу пред вами чуждии поядают, и опусте низвращенна от людей чуждых (Ис. 1:7). Ибо в Иудее обитает собранное со всего земного шара множество язычников, и по изгнании прежних народов, ослепление дома Израилева произведено от части для того, что вошло полное число язычников (Рим. 11:25). И прекрасно, по LXX, они называются расхищенными и разоренными и отведенными в плен как волы, о которых Господь говорит: юнцы тучны одержаша Мя (Пс. 21:13), чтобы места волов заняли агнцы.
Кирилл Александрийский, свт. (†444)
И упасутся расхищеннии яко юнцы, и пустыни плененных агнцы поядят
Когда страна Иудейская сохраняла еще силу и находилась на верху благоденствия, против Израильтян воевали соседние народы; но поелику Бог всяческих был помощником Израилю, то он был столько могуществен над восстававшими против него, что побеждал без боя, наводил на всех ужас, разграблял их страны, опустошал города, руководил и управлял делами других со властью. Когда же они совершили преступление против Христа, то преданы были римским войскам на истребление и расхищение, города их были сожжены и все имущество их было разграблено победителями. Потом вскоре после того, как удалилось римское войско, (в землю иудейскую) вторглись те (народы), которые некогда были ограблены, и, обыскавши города и дома, собирали остатки и уносили в свои страны. На это указывает нам Господь всяческих, говорящий устами пророка: обирайте, обирайте, аки виноград, останки Израилевы, обратитеся аки обиратель на кошницу свою (Иер. 6:9). А что им не только придется перенести бедствия от римского войска, но и прибавятся таковые от жестокости соседних врагов, об этом он предсказывает, говоря: и упасутся расхищеннии яко юнцы. Ибо, говорит, те, которые некогда легко были разграблены ими вследствие содействия Божия, будут опустошать их страну, как волы, то есть как жестокие, надменные, имеющие неодолимую силу. И пустыни плененных агнцы поядят. Плененными называет осажденных. Итак, говорит, опустошенные города плененных поедят агнцы, то есть опять некоторые из народов. Поелику же выше нам говорено как бы о волах, то продолжает образную речь и прибавляет агнцев, чтобы мы разумели под волами весьма сильных; а тех, которые не таковы и обладают меньшей силой, мы называем агнцами. Точно также и сердце каждого из нерадивых будут пожирать, подобно волам и агнцам, злые и нечистые силы. А пищу для них составляет страсть к удовольствиям и устремление помыслов ко греховному.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 16-17 а Господь Саваоф превознесется в суде, и Бог Святый явит святость Свою в правде. И будут пастись овцы по своей воле, и чужие будут питаться оставленными жирными пажитями богатых
Под овцами можно разуметь бедных евреев, которым прежде не было места в Палестине, так как все земли были во владении немногих богачей. По отведении в плен всех богатых и знатных евреев оставшиеся в Иудее бедняки могли свободно выбирать себе поля, где угодно.
Толковая Библия.
См. также Толкование на Ис. 5:8
протоиерей Николай Троицкий (†1920)
Если пастырь оставляет стадо, то оно расходится по разным местам и заходит в пустыни, на чужие пастбища (Исх.3:1).
Господь погубит пастырей своего народа: тогда тучная пажить его – Ханаан, с его зеленеющими холмами и цветущими долинами, будет занят другими овцами других пастырей: на землю некогда благословенную придут жить и невозмутимо наслаждаться её богатствами люди кроткие, смиренные, преданные Богу, прежде голодавшие, – теперь они будут насыщаться, избирая себе место и пищу, какие угодно.