Скрыть
и Он обнес его оградою, и очистил его от камней, и насадил в нем отборные виноградные лозы, и построил башню посреди его, и выкопал в нем точило, и ожидал, что он принесет добрые грозды, а он принес дикие ягоды.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

И окопа его, и благодетельствовал ему, и наказывал его. И ограждением оградих, то есть дал закон. И насадих в нем лозу избранну; это - священники, праведники и назореи. И создах столп посреде его; это - сан царей и судей. И предточилие ископах в нем; это - священство и жертвы. И ждах, да сотворит гроздие, и сотвори терние. Господь ожидал, что сотворит он добрые дела, изображаемые гроздами, а сотворил он дела лукавые, изображаемые терниями.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Василий Великий, свт. (†379)

и Он обнес его оградою, и очистил его от камней, и насадил в нем отборные виноградные лозы, и построил башню посреди его, и выкопал в нем точило, и ожидал, что он принесет добрые грозды, а он принес дикие ягоды

И ограждением оградих и окопах, и насадих лозу Сорих (избранну, доброплодну), и создах столп посреде его, и предточилие ископах в нем. Ход речи не вполне следует естественному ходу дел, ибо насаждают прежде окапывания, если только под окопами разуметь подпоры, поддерживающие плод виноградный над землей. Или, может быть, предусмотрительный земледелатель, кроме первого приготовления, и все заранее предустроил, а потом уже приступает к насаждению? Поэтому сперва ограждает, потом окапывает, а потом насаждает виноград. И виноград не какой ни есть, но Сорих, из чего Симмах сделал избранный. Посему какое же это ограждение, как не заповеди, которые Бог дал народу до введения в землю одержания (ср.: Лев. 25:24)? Потом дана им от Бога сила одолеть противников и искоренить народы, прежде там обитавшие. Это Пророк назвал окопами, потому что сие делало их высокими и знаменитыми, поднимало вверх плоды, чтобы они не падали и не всякому были доступны. За сим следует насаждение избранных, потому что они происходят от семени избранников Божиих - Авраама, Исаака и Иакова. А столп, созданный посреде, очевидно, есть храм, водруженный среди Иудеи; предточилие же - самая Синагога иудейская, потому что точило в собственном смысле есть Церковь Божия, составленная из людей, собранных отовсюду; для нее воспеты Псалмопевцем и песни о точилех (Пс. 8, 80); предточилие же есть как предуготовление с помощью закона, так и предварительное поучение в благочестии. И поскольку приводит к единству, оно - точило; а поскольку служит приуготовлением к совершеннейшему, оно - предточилие.

И ждах, да сотворит гроздие, и сотвори терние. При насаждении избранного винограда и при столь многом попечении следовало бы, что принесены будут сладкие плоды, ибо от чад Авраамовых требуются и дела Авраамовы (см.: Ин. 8:39). Но вместо ожидаемых гроздий сотвори же терние, то есть вместо того чтобы возвеселить и успокоить, готов уязвлять, терзать и окровавлять приближающихся. Ибо кого из пророков не убили они, по сказанному в евангельской притче (см.: Мф. 21:35)? Думаю же, не за убийства только обвиняются в том, что сотворили терние, но и потому что, перестав быть боголюбивыми, предпочли быть сластолюбцами и житейскими заботами, как тернием, заглушили ум. Как терние не приносит гроздов, так и виноградная лоза - тернов. Посему Господь говорит: Еда объемлют от терния грозды? (Мф. 7:16). Однако же иудеи вместо гроздов приносят терны.

Толкование на пророка Исаию.

См. также Толкование на Ис. 5:1

Амвросий Медиоланский, свт. (†397)

и Он обнес его оградою, и очистил его от камней, и насадил в нем отборные виноградные лозы, и построил башню посреди его, и выкопал в нем точило, и ожидал, что он принесет добрые грозды, а он принес дикие ягоды

Итак, я предупреждаю вас, святые побеги, я предупреждаю вас, новые насаждения на поле Господнем: пусть нельзя будет сказать о вас то, что сказано было о винограднике дома Израилева: Я ожидал, что он принесет добрые грозды, а он принес дикие ягоды. Пусть в вас обретет виноградный плод Тот, Кто Сам есть виноград, измятый в точиле. Приносите добрые гроздья, ведите добрую жизнь.

Проповеди

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

и Он обнес его оградою, и очистил его от камней, и насадил в нем отборные виноградные лозы, и построил башню посреди его, и выкопал в нем точило, и ожидал, что он принесет добрые грозды, а он принес дикие ягоды

«Ограждением» Он называет или стену, или закон, или свое промышление. Действительно, закон ограждал их безопаснее стены. «И окопах», т.е. сделал крепкую защиту. Так как ограда часто бывает удоборазрушима, то Я, говорит, окружил их другой защитой. «И насадил в нем отборные виноградные лозы.» Он продолжает переносную речь, которую не должно изъяснять буквально, но довольно знать только цель ее. «Отборной» (Σωρήχ) называет он здесь лозу истинную, благородную, приносящую плоды не дурные и низшего сорта, но отборные и первостепенные, потому что много сортов виноградных лоз. «И построил башню посреди его, и выкопал в нем точило». Некоторые разумеют здесь храм, а под «точилом» – жертвенник, так как там собирались плоды добродетелей каждого, и приношения, и все жертвы; но я и теперь скажу тоже, что сказал выше, т.е., что нужно смотреть на цель переносной речи. Всем этим Он хочет сказать: Я исполнил все со Своей стороны, оказал всякое попечение; Я не обременял их работами, не изнурял трудами, не заставлял их самих строить, копать и насаждать, но передал им вполне устроенное дело; не ограничил и этим своего человеколюбия, но и «ожидал, что он принесет добрые грозды» и с великим долготерпением ожидал надлежащего времени плодоприношения; это именно и означает выражение: «ожидал». «А он принес дикие ягоды». Указывает на их жизнь бесплодную, грубую, упорную. Какого же прощения могут удостоиться те, которые после столь великого попечения воздают землевладельцу такие плоды?

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

и Он обнес его оградою, и очистил его от камней, и насадил в нем отборные виноградные лозы, и построил башню посреди его, и выкопал в нем точило, и ожидал, что он принесет добрые грозды, а он принес дикие ягоды

И Он огородил его, и очистил его от камней, и насадил в нем лозу Сорек, и построил башню посреди его, и устроил в нем точило. Посредством метафоры, как мы прежде сказали, виноградника, описывается народ Иудейский, который Он оградил помощию ангелов. И очистил его от камней, — или от идолов, или от всего того, что могло препятствовать богопочитанию. И насадил в нем лозу Сорек, которую один Симмах перевел избранною, передавая, как мне кажется, не слово, а смысл, заключающийся в слове. Ибо Евреи говорят, что Сорек есть род самой лучшей виноградной лозы, который обильно и постоянно приносит плоды.

Наконец некоторыми Сорек переводится словом χαλλίκαρπος, которое мы можем перевести: красивейший плодами. И построил башню посреди его, то есть храм посреди города, и устроил в нем точило, которое, по мнению некоторых, означает жертвенник. Ибо как к точилу сносятся и там давятся ногами всякие виноградные ягоды, чтобы из них выжато было вино, так жертвенник принимает на себя приношения всего народа и пожирает закланные жертвы, сообразно тому, что о Вениамине, в колене которого находился храм и жертвенник, читаем: Вениамин волк хищник, рано яст еще, у и на вечер дает пищу (Быт. 49:27). Все, что говорится о винограднике, может быть применяемо и к такому состоянию души человеческой, когда она, будучи насаждена Богом на добро, принесла не добрые грозды, а дикие виноградные ягоды, и после этого предана зверям на попирание, и не приняла божественного дождя учений, потому что пренебрегла прежними дарами.

И ожидал Я что он принесет добрые грозды, а он принес дикие виноградные ягоды. Вместо переведенных нами диких виноградных ягод в еврейском написано: busim, что Акила перевел σαπρίας, то есть, плоды самые негодные, Симмах — άτελή, то есть, несовеpшенные, LXX и Феодотион — терния, которыми Иудеи венчали Господа.

Ибо когда Он ожидал, что, во время собирания винограда, они принесут добрые грозды к точилам, по которым восьмой и восемьдесят третий псалмы имеют надписания, они, погрузившись в заботы и пороки века сего, что в Евангелии (Мк. 4:12, Мк. 4:19) означает терние, принесли колючки богохульств. Но я думаю что лучше под busim разуметь дикие виноградные ягоды, не «ели терние, чтобы сохранилось сходства с начатою метафорою. Посему и Спаситель говорит в Евангелии: еда объемлют от терния грозди, или от репия смоквы (Мф. 7:16).

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга вторая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Воспою ныне возлюбленному песнь возлюбленнаго моего винограду моему

Первый стих настоящей главы есть как бы определение и план того, о чем будет говориться дальше. Ибо на то, что хочет делать Пророк намекает, говоря: воспою возлюбленному, то есть Христу, которого так назвал Его Бог Отец, говоря: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о немже благоволих (Мф. 3:17). Итак, прислушаемся к твоему голосу, о пророче! а из одних уже твоих мыслей не потекут ли слова? Но смотри, на что указывает цель песни. Хотя, говорит, эта речь произносится чрез меня, но это не моя речь, но возлюбленного; составлена же о возлюбленном винограднике моем, или как другие толкователи говорят: о винограднике его. Если же он говорит о винограднике моем, то он говорит это не как владетель виноградника, но как один из тех, которые принадлежат к винограднику. Ибо мы найдем, что пророки и о народе Божием иногда употребляли такие же выражения. Так пророк Иеремия говорит: кто даст мне в пустыни виталище последнее, и оставлю люди моя и отъиду от них? (Иер. 9:2). Ибо как принадлежащий к народу он говорит, что близки ему по крови и роду – его народ. Итак, пророк воспевает песнь возлюбленному; и его песнь составлена о винограднике возлюбленном, то есть об Израиле. Ибо написано, что виноград Господа Саваофа человек Иудин, новый сад возлюбленный (Ис. 5:7).

Ст. 1-2 Виноград бысть возлюбленному в розе, на месте тучне: и ограждением оградих и окопах, и насадих лозу Сорек (избранну), и создах столп посреде его, и предточилие ископах в нем, и ждах да сотворит гроздие, и сотвори терние

Сравнивши Израиля с виноградником, пророк держится этого переносного выражения в продолжение всей речи. Виноград бысть, говорит, возлюбленному в розе, на месте тучне. Говорят, что некоторые толкователи довольствовались выражением: на месте тучне, потому де, что рог ни на что другое и не указывает, как на это самое. Некоторым же кажется, что выражение: в розе надобно понимать: в силе Божией. Ибо Израиль наследовал землю обетованную, победивши при помощи Божией издревле обитавшие в ней народы. Посему и говорит Ему в сорок третьем псалме: о тебе враги наша избодем роги, и о имени твоем уничижим возстающия на ны (Пс. 43:6), поелику в божественном Писании рог понимается в смысле крепости и силы и царской славы. Итак, должно выслушать блаженного Давида, иногда говорящего как бы от лица всякого праведника: вознесется яко единорога рог мой (Пс. 91:11), иногда же опять о Христе: рог его возвысится в славе, ибо весьма славно царство Христово. А о том, что обетованная земля плодоносна, свидетельствует священное Писание; повсюду оно называет ее землею, текущею медом и млеком. Эту мысль подтверждает и блаженный Псалмопевец, поющий и говорящий об Израиле: виноград из Египта пренесл еси: изгнал еси языки, и насадил еси и (Пс. 79:9). Не видишь ли, что выражением: в розе указывается в этих словах на силу Божию, ибо он насажден по изгнании оттуда народов. Впрочем, другим кажется, что слово: в розе означает: на высоком и видном месте. Ибо таков Сион, расположенный на горе. Итак, насадивши, говорит, виноградник, и ограждением оградих и окопах и насадих лозу Сорек. Израиль окружен был как бы некоторою оградою и ангельскими силами и небесными воинствами, а сверх того обнесен был валом. Что же это значит? Опытные в возделывании винограда, искусно прикрепляя к каждой лозе подпорки, поднимают их к верху и укрепляют в земле. Ибо вследствие этого получаемый от них плод будет целым и невредимым. Подобное сему сделал и Бог всяческих, устроив духовному винограднику подпору в данном чрез Моисея законе, дабы он, преклонившись к земле и помышляя только об одном плотском, не был истреблен многоразличным образом,а получил бы возможность помышлять о горнем. Ибо закон Божий отводит от земного, как бы поднимая выспрь ум руководимых им. А что виноградная лоза доброкачественна, на это указывает, говоря, что в плодородной земле насаждена не просто попавшаяся под руку лоза, но Сорек, то есть избранная. Евреи же думают, что словом Сорек указывается и вид и имя прекрасной и самой плодоносной виноградной лозы. И создах, говорит, столп посреде его, и предточилие ископах в нем; ибо в Иерусалиме построен был этот знаменитый храм, как бы башня и жилище Бога и выкопано было предточилие и поставлен был жертвенник в нем и корванна, то есть казнохранилище, в котором слагались всякие приношения приходящих сюда. Но поелику, говорит, я привел виноградник во всех отношениях в благоустроенный вид, то я ожидал, что он принесет гроздья; я думал несомненно, что он принесет не что иное, как лучший виноградный плод; – он же уродил терние. Итак, надежда обманута: обманул Израиль и вместо гроздьев уродил терние. Ибо он не сделался хранителем закона и не украсил себя плодами доброй жизни; но многообразно уклонился от закона и сотворил терние, то есть дела огня или таковое, что уязвляет прикасающихся и приближающихся к ним. Грех же совершаемый нами, оскорбляет Бога, и что для нас терние, то для Него злой нрав. Но как блаженный Павел пишет: земля, пившая сходящий на нее множицею дождь, и рождающая былия добрая оным, имиже и делаемая бывает, приемлет благословение от Бога (Евр. 6:7), а рождающая терние и колючки негодна и близка к проклятию, конец которого – сожжение.

Толкование на пророка Исаию

Максим Исповедник, прп. (†662)

Я насадил виноградник и обнес его оградой и т.д.

Насаждение виноградника означает творение, ограда —
 естественный закон, а частокол — закон писаный; этими законами Творец оградил естество. Тот, кто по [благому] произволению, добросовестно взрастил естествен
ное семя добра, — тот принес садовнику плод. Тот же, 
кто неразумно устремляется к не сущему, — тот приносит колючки, то есть страсти, и попирается бесами, которые их приводят в действие.

Вопросы и затруднения

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

и Он обнес его оградою, и очистил его от камней, и насадил в нем отборные виноградные лозы, и построил башню посреди его, и выкопал в нем точило, и ожидал, что он принесет добрые грозды, а он принес дикие ягоды

И Он обнес его оградою - точнее с евр. : окопал или вскопал для посадки черенков виноградных лоз.

Очистил его от камней - от больших камней, мелкий же камешек служит для закрепления лоз в почве.

Башни в винограднике устраивались для того, чтобы сторож виноградника мог наблюдать оттуда за целостью лоз, которым мог повредить главным образом скот.

Точило - собственно нижний чан, находившийся в земле, в который из верхнего чана, где мяли виноград, стекал виноградный сок.

Виноград отборный - по евр. soreк (accиp. Sarka), т. е. преимущественно темно-красного цвета.

Дикие ягоды - плохого качества ягоды.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Ис. 5:1

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст.2   и Он обнес его оградою, и очистил его от камней, и насадил в нем отборные виноградные лозы, и построил башню посреди его, и выкопал в нем точило, и ожидал, что он принесет добрые грозды, а он принес дикие ягоды.

     Недостаточно избрать удобное место и удобренную почву для виноградника: его нужно оградить от вторжения зверей, которые могут рыть норы, портить корни или ломать ветви в винограднике.
И Господь оградил свой виноградник твердою стеной. Сама по себе рыхлая и удобренная почва не произрастит хорошего винограда, если лозы будут посажены между камней, разбросанных на её поверхности: камни препятствуют влаге и теплоте, необходимым для роста виноградных лоз. Господь очистил свой виноградник и от камней.
Хорошо обработанная почва бессильна принести обильный и крупный виноград, если плохи посадки, – тощие корни или испорченные морозом. Но Господь избрал для Своего виноградника лучшие лозы. Так заботливо и предусмотрительно устроенный виноградник, обыкновенно, обещает верный урожай и обильный сбор.
В виду хорошего урожая, может возникнуть опасение относительно нападения на виноградник хищных людей, которым не препятствуют, и крепкие стены. Предусмотрительный хозяин строит сторожевой столб на средине виноградника, чтобы с него одинаково удобно было наблюдать во все стороны за появлением хищников. Такой столб построил и Господь.
Чтобы весь урожай без ущерба собрать в свое место, для этого заранее приготовляют должное помещение – «предточилие» или точило (обыкновенно – углубление в почве, обложенное тесаными камнями, или деревянный ящик разной формы, куда складываются виноградные кисти для выжимания вина). И Господь «выкопал» в своем винограднике точило. В точилах топчут виноград, обращая его в густую массу, из которой потом отделяют чистый сок и выделывают вино. И вот Господь, так устроив свой виноградник со всеми удобствами произрастания, плодоношения и сбережения, справедливо ожидал, что он принесет крупные, сочные, и зрелые грозди, а он, вопреки всем благоприятным условиям урожая, принес дикие ягоды, мельчайшие, худосочные, недозрелые.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible