Скрыть
десять участков в винограднике дадут один бат, и хомер посеянного зерна едва принесет ефу.

Святые отцы

Прочие

Василий Великий, свт. (†379)

Ст. 8-10 Горе совокупляющим дом к дому и село к селу приближающим, да ближнему отымут что, еда вселитеся едини на земли. Услышашася бо во ушесех Господа Саваофа сия: аще бо будут домове мнози, в запустение будут велиции и добрии, и не будут живущии в них; идеже бо возорют десять супруг волов, сотворит корчаг един, и сеяй артавас шесть сотворит меры три

Теперь называются жалкими те, которые, вожделевая большего, урезывают имущество ближних, и в полях не довольствуются своими владениями, и в домах не удовлетворяются собственными, но при возделывании земли заходят за межу, пригораживают к себе домы соседей и, стесняемые собственной своей любостяжательностью, не хотят оставаться в собственных своих пределах, пользуются же для непомерного корыстолюбия тем благовидным предлогом, что имения соседей по-видимому смежны и соединены с их имениями. К ним-то слово простерло сильное обличение, говоря: еда вселитеся едини на земли. Ибо если сосед, возделывающий свой участок земли, должен его лишиться, то очевидно, что, по удалении этого соседа, у тебя опять явится другой, и твое корыстолюбивое сердце внушит тебе мысль сказать и ему то же, представляя благовидные причины, по которым поле ближнего должно сделаться твоим. А когда и этот отойдет от тебя, лишенный своей собственности, и поле третьего соседа сделается частью твоего владения, тогда опять новый сосед, новые заботы: как и его согнать с владеемой им земли и достояние четвертого соседа обратить в свою собственность. Какой же будет предел желанию большего? Ибо любостяжательное сердце уподобляется огню, который дальше и дальше идет по сгораемому веществу и одно разрушает, другое охватывает. Как недостаток горючего вещества тушит пожар, так любостяжательное сердце и несытый глаз одним только останавливаются: тем, чтобы не иметь ни одного соседа на рубеже своих владений. Посему пророческое слово, издалека врачуя страсть, как бы желая усыпить своей песней корыстолюбивую душу, говорит сие: еда вселитеся едини на земли.

И действительно, часто узнаем, что целые роды исчезли совершенно, и за неимением преемников величественные и гордые здания жилищ сравнились с землей. И все, которые вторжением в пределы ближних расширили пределы собственных владений, оказались совершенно чуждыми Божия благословения за приобретение имущества со слезами обиженных, так что, где работали десять супруг волов, там едва приобретен корчаг един, и где посеяно шесть артавас, едва собрано три меры плодов, то есть самая малая часть семян.

Итак, пророческое изречение, само по себе взятое, заключает в себе много полезного. Но трудолюбивому, чрез возведение смысла к высшему разумению, можно увеличить пользу сего пророчества. Ибо под домом можно разуметь учение и дела каждого, по тесной связи и единству построения понятий в каждом учении. Посему как в доме основание держит на себе прочную постройку, так и в учениях есть некоторые предположения и первые начала, на которые опираясь излагающие учение в строгой последовательности и связи с первыми началами ведут дальнейшую ткань. Потому если кто учение веры, имеющее основанием и началом Господа нашего Иисуса Христа, сопрягает с учениями чуждыми и далекими от богочестия, то всякого такого оплакивает пророческое слово, потому что он делает чего не должно, совокупляя дом к дому.

А что учения о богочестии называются домом, сему научает нас Сам Спаситель притчей, говоря: Всяк, иже слышит словеса сия Моя, уподобится мужу мудру, иже созда храмину свою на камени (ср.: Мф. 7:24). Но, кажется, и Павел в Первом послании к Коринфянам научает нас, что каждый из верующих во Христа созидает себе дом. Ибо говорит: Основания инаго никтоже может положити паче лежащаго, еже есть Иисус Христос. Аще ли кто назидает на основании сем злато, сребро, камение честное, дрова, сено, тростие (1Кор. 3:11-12). Поскольку же из построевающих учения одни, мудрствуя о том, что достойно смеха и осмеяния, как бы смех созидают, а другие, будучи умнее, построевают достойное внимания, то Михей, ниспровергая здания достойных осмеяния, говорит: Иже в Гефе, не величайтеся, и иже в Акариме (слав.: иенакимляне) , не сограждайте из дому на посмеяние ваше. И он же опять, укоряя негодных учителей, говорит: Слышите сия, старейшины дому Иаковля, гнушающиися судом и вся правая развращающии, созидающии Сиона кровьми и Иерусалима неправдами! (Мих. 1:10; 3:9-10). Ибо всякий, кто составляет учения чуждые, созидает Сион, то есть стражбницу свою, кровьми, и кто составляет церковь лукавнующих (Пс. 25:5), созидает Иерусалима неправдами.

Итак, ежели два есть рода строительств: одно доброе - на камне и на основании Христа, другое - непрочное, которое и смешно, и причиняет погибель, то пророческое слово справедливо называет жалкими тех, которые добрый дом совокупляют с худым и как бы смешивают несоединимое. Но размысли, не всякий ли человек, чему бы ни стал он учить об истине по предзанятым здравым и истинным понятиям, согласным с понятиями общими, какие всеяны в нас Самим Создателем, имеет добрый дом; а когда, уклоняясь от истины, вводит нечто чуждое Божию учению, заимствованное из языческого заблуждения, тогда как бы совокупляет к прекрасному дому худой дом? И сие сказано на слово о доме.

Поскольку же святый есть не только Божие здание, но и Божие тяжание (ср.: 1Кор. 3:9), как говорит блаженный Павел, и самая душа требует основания, как дом, и укоренения, как растение (ибо сказано: в любви вкоренени и основани (Еф. 3:17), то рассмотрим, что значит приближение села к селу, за которое иные, худо и со вредом себе производя его, подвергаются положенному осуждению. Посему исследуем то, что сказано о земледелии, потому что оно сродно с настоящим предметом. Есть прекрасное насаждение, о котором говорит Соломон: насадих ми винограды, сотворих ми вертограды и сады и насадих в них древес всякаго плода (Еккл. 2:4-5). Но есть и такой сад, егоже не насади Отец Небесный (ср.: Мф. 15:13) и который искореняется, по угрозе Господней. Этот сад имеет в себе виноград от растения Содомского и розгу от Гоморры, производит грозд желчи и грозд горести приносит владельцам; ярость змиев вино их, и ярость аспидов неисцельна (ср.: Втор. 32:32-33). Посему, кто владычественное души своей засадил всяким плодоношением духовным и к укорененному в нем от рождения Творцом для явления плодов правды прилагает нечто от лукавого земледелателя, того пророческое слово именует жалким за возбраненное приближение села к селу. По сей причине угрожает ему бесплодием, потому что не приносит он образцов плода, сообразных с преподанным ему учением. Идеже бо возорют десять супруг волов, сотворит корчаг един. Речение сие выражает местный обычай в Финикии вспахивать виноградник волами; а вместе пророческое слово указывает на тех, которые держатся той и другой стороны, привязаны к противоположным учениям и связывают их одно с другим. Души таких людей бесплодны.

Толкование на книгу пророка Исаии

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

десять участков в винограднике дадут один бат, и хомер посеянного зерна едва принесет ефу

От города пророк обращает речь к запустению страны, чтобы со всех сторон поразить слушателя. И дома, говорит, не будут иметь жителей, и земля не будет оказывать своей силы. Так и в начале за грех Адама она произрастила терние и волчицы; и после него за преступление Каина она приносила плоды гораздо меньшие трудов его и собственной силы. И во многих других местах можно видеть, что она наказывается за грехи людей. И удивительно ли, что нечестие людей уменьшает производительность и плодородие земли, если она через нас сделалась тленною и опять через нас делается нетленною? Так как самое бытие свое она получила для нас и для служения нам, то и состояние ее такое или иное берет начало и корень здесь же. Так было и при Ное. Когда человеческая природа низошла до крайней порочности, то смешались все вещи, и семена, и растения, и роды бессловесных, и земля, и море, и воздух, и горы, и рощи, и холмы, и города, и стены, и дома, и башни, и все вообще покрылось тогда страшным потопом. А когда опять нужно было размножаться человеческому роду, то земля получила свой порядок и опять пришла в прежнее благоустройство. То же происходило, как всякий может видеть, и в частных случаях в честь людей. Так море отступало и опять вступало на свое место, солнце с луной задерживалось и останавливало свое течение, огонь оказывал свойства воды, земля – свойства моря, а море – свойство земли: все, сказать кратко, обращается в пользу людей. Так как человек почетнее всего и для него существует все сотворенное, то теперь, когда народ иудейский согрешил, Бог останавливает плодородие земли и не дозволяет ее недрам приносить обычные плоды после многих трудов и усилий людей, чтобы они познали отсюда, что не искусство земледельческих рук, не волы и плуг, не свойство земли и не что-нибудь другое подобное, но именно – Господь всего этого есть Тот, Кто изливает все щедрою рукою, и опять, когда хочет, останавливает все.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ибо десять участков в виноградниках дадут один сосуд вина, и тридцать модиев посеянного зерна принесут три модия

Вместо переведенного, одними LXX: сосуд вина, все другие перевели: бат, что по-еврейски называется beth, а вместо тридцати модиев, которые мы поставили вместо кора, называемого по-еврейски orner, LXX перевели: шесть артавасов, каковая мера есть Египетская и вмещает в себе двадцать модиев. Следовательно во время чрезвычайного неурожая, который следует за пленом, десять участков в виноградниках дадут бат, то ест, три амфоры, а тридцать модиев семени, то есть, кор, принесут ефи, что LXX перевели тремя мерами, то есть, тремя модиями.

Бат же употребляется в отношении к жидким веществам, а ефи, или ефа, той же меры, — к отношении к сухим, как мы читаем, по еврейскому тексту, у Иезекииля: да будут у вас правильная ефи и правильный бат. Ефи и бат да будут равны и одной меры, так чтобы бат вмещал в себе десятую часть кора, и ефи десятую часть кора: по мере кора да будет равное измерение их (Иез. 45:10-11).

Спрашиваем, по смыслу таинственному, каким образом велики и красивы будут дома еретиков, которые, когда наступит время суда, не будут иметь ни одного жителя? Ибо всякая пышность и искусственность слов и диалектические доказательства будут вменяться ни во что, итак, как мы, по апостолу Павлу, не только строение Божие, но и нива (1Кор. 3:9), подражающие которой еретики Иеремиею подрываются и искореняются (Иер. 18:7): то они на десяти участках в виноградниках, или там, где работают десять пар волов, получат один бат, и с тридцати модиев посеянного зерна получат ефи, так что от десятеричного числа, которое в Священном Писании таинственно и совершенно, и от числа тридцати, в котором пророчествовал Иезекииль (Иез. 1:1) и в котором Господь крестился (Лк. 3:22-23), они низойдут до ефи, которая в сравнении с числом множественным есть не более как единица. А что строение и нива имеют смысл духовный, этому и в другом месте учит апостол Павел, свидетельствуя, что верующие в любви вкоренены и основаны (Еф. 3:17).

Посему и Екклезиаст не только строил себе дома, но и разводил виноградники, и заводил сады и огороды, и насаждал всякие плодовые деревья, и устроял водоемы, чтобы орошать деревья (Еккл. 2:4-6). Но еретики, имея только подобие и тень добродетелей, а не самую истину, предлагают листву слов, без плода дел. О их деревьях Господь говорит: всяк сад, его же не насади Отец Мой небесный, искоренится (Мф. 15:13). Ибо от виноградов Содомских виноград их, и розга их от Гоморры: грозд их, гроздь желчи, гроздь горести их. Ярость змиев вино их, и ярость аспидов неисцельна (Втор. 32:32-33).

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга вторая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 9-10 Аще бо будут домове мнози, в запустении будут велицыи и добрии, и не будут живущии в них: идеже бо возорют десять супруг волов, сотворит корчаг един, и сеяй артавас шесть сотворит меры три

Несомненно, говорит, дошли до слуха Господа Саваофа жалобы на притеснения, совершаемые людьми сильными над другими. Что же, умолчал ли Он об этом? допустил ли это спокойно? обуздал ли Свой гнев? Никак, говорит. Ясным доказательством этого служит то, что Он сделал напрасными усилия людей, пристрастных к чужому. Ибо, говорит, какая польза присовокуплять дом к дому и с пышностью и великолепием устраивать жилища, если в них никто не будет жить, потому что война истребит и малых, и великих? И какая им прибыль от обширнейших полей, когда Бог не попустит сим приносить хорошие плоды за жадность их владетелей или похитителей? Ибо в полях будет такой неурожай, что там, где работали в виноградниках двадцать волов, или десять пар, получится едва один сосуд вина, а из шести мер высеянных семян получат только половину того, что высеяно. А для обработки десятью парами волов, как я думаю, нужно очень много виноградников, а равным образом очень много участков пахотной земли. Итак, бесполезно имение и суетно стремление к приобретению многого, если не кому будет жить в домах, находящихся в городах, и не будет плодородия на полях, так как Бог уничтожает урожай и обличает неправду жадных людей. Поелику же и каждый из нас имеет в душе своей духовное земледелание и совершает посев правды, то будем остерегаться, как бы не нанести оскорбление Богу. Ибо тогда-то, подобно безопасному и прочному дому, приобретем мы многовидные и разнообразные добродетели, и будем изобиловать житом подобно долинам. Господь же всяческих благословит сеяние наше и умножит плоды правды нашей, как говорит божественный Павел (2Кор. 9:10).

См. также Толкование на Ис. 5:8

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

десять участков в винограднике дадут один бат, и хомер посеянного зерна едва принесет ефу

Бат - мера жидкостей около одной эпической меры или 34, 44 французских литра.

Хомер был равен десяти ефам или батам. Богатые евреи будут получать в десять раз меньше того, что посеяли.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Ис. 5:8

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст.10   десять участков в винограднике дадут один бат, и хомер посеянного зерна едва принесет ефу.

     Люди старались правдой и неправдой прибавлять одно поле к другому, расширять виноградники, увеличивать посевы, в надежде получить богатейшую жатву и выручить побольше денег, веселее зажить со своим семейством – Напрасно!
Не от количества семян и пространства земли зависит урожай, а от воли Божией; а Бог судил иначе. Десять участков земле, вспаханные десятью парами волов, едва принесут один корчаг, а посеявший шесть артавасов зерна едва получит три меры

(Мера соответствует евр. ефе, равняющейся одному четверику. Корчаг соответствует евр. бат, собственно мера жидкостей, по вместимости, равняющаяся ефе. Артавас мера персидская - соответствует евр. хомер - самая большая мера сыпучих тел, равняющаяся почти 11-ти четверикам).

Так действительный урожай будет во много раз меньше ожидаемого. И эта самая скудость урожая еще есть обнаружение милости Божией, а иначе должен был бы наступить совершенный неурожай, угрожающий голодною смертью.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible