Скрыть
Он есть Тот, Который восседает над кругом земли, и живущие на ней – как саранча пред Ним; Он распростер небеса, как тонкую ткань, и раскинул их, как шатер для жилья.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 21-22 Не разумеете ли? разве не знаете того, что известно всем родам и всем временам? Не слышасте ли? разве не слышали о чудных делах, какие Он сотворил? Не возвещено ли вам и сами не видели ли, как поставил Я небо яко комару и простер е, яко скинию обитати?.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Он есть Тот, Который восседает над кругом земли, и живущие на ней - как саранча пред Ним; Он распростер небеса, как тонкую ткань, и раскинул их, как шатер для жилья

Другие же говорят: «сидящий над кругом»; «и живущие на ней – как саранча». Видишь ли, земля есть круг? Круг показывает круглую форму земли. Полезно знать и это, чтобы мы не соблазнялись баснями языческих философов, которые обыкновенно думают, что земля подобна ложбине, округлости, диску, блюду или чему-нибудь такому подобному. Слыша как пророк, говорит, что земля есть круг, ты не исследуй более. Хорошо сказано: «восседает», потому что «в руце его вси концы земли» (Пс.94:4). Им создано все. Относительно знаний Его сказано было прежде: «кто исчерпал воды горстью своею и пядью измерил небеса»; здесь же пророк говорит не о творении, но о промышлении. Итак, не исследуй, на чем стоит и утверждена земля: Бог держит ее Своею рукою. Нет иного основания, кроме Его. И не спрашивай о каких-либо иных убедительных доказательствах. «И живущие на ней – как саранча». Так слаб человек пред Богом, так Бог вращает его, как желает. Итак, не думай о громаде земли, но обращай внимание на великую силу Держащего, чтобы потом тебе не смущаться и не разбегаться (в своем исследовании) туда и сюда. Если ты будешь помнить, что круг земли неподвижен, то ты поймешь силу великой, непобедимой и неослабевающей руки, и таким образом будешь действительно веровать. Мы также часто имеем обыкновение называть саранчу, как пример слабости.

«Он распростер небеса, как тонкую ткань»; Акила говорит: «распростерший небо, как воздух»; Симмах: «поставивший небо, как перекладину». Здесь пророк говорит о творении, но не о произведенной материи, и не о небесных созданиях, а показывает то, в чем люди могут быть участниками вместе с Богом. Пророк не говорит, каким образом Бог произвел творения из ничего, но показывает, что Он иные сохраняет в неприкосновенности, а другие даже украшает. Весьма велика опытность искусства утверждать и украшать созданные вещи, а утвержденные сохранять в целости. Мы не тогда удивляемся строителям, когда они вытесывают громадные колонны, но когда они помещают их на своем месте и укрепляют. Таким образом не только удивляйся Богу из-за того, что Он произвел и показал громаду небесных тел, но и из-за того, что произведенное сохраняет крепким и целым. Пусть небесная громада и великий небесный свод падут и низринутся на землю: какая сила в состоянии исправить и сдержать их, если не сила Того, Кто произвел все это вначале из ничего? Слыша слова: «и раскинул их, как шатер», ты, обитатель земли, не бойся, что небо может упасть на землю, так как пророк раньше говорит: «распростер небеса, как тонкую ткань», чтобы этим примером отнять у тебя страх. Когда ты боишься, что небо, если оно подобно скинии, может упасть, то он тотчас же подтверждает тебе, что небо крепко, «как тонкая ткань». Но зачем же он приводит оба эти примера? Затем, чтобы именем ткани указать на прочность, а именем скинии на легкость для Творца, Который мог поставить небо так легко, как скинию, и в то же время не так неустойчиво, как скинию, а так крепко, как камару (ткань). А чтобы легкость Творца не устрашала творения, пророк и пожелал назвать небо прежде камарой, для отнятия страха, потом говорит уже о второстепенном, и показывает, что не напрасно и не тщетно и не ради пустого тщеславия Он поставил таким образом, а для того, чтобы под ним обитали люди. Небеса распростерты подобно крыше с выпуклой формой. Но если кто-либо скажет: почему же небеса наклонены на подобие камары, а не устроены на подобие ровной крыши? – то я только отвечу, что я сам ничего не понимаю относительно этих вещей; я знаю, что такова форма неба, но почему она такова, этого я не знаю. Что означает «распростер»? Подобно тому, как человек скоро и без труда распростирает платья, гораздо легче и скорее этого Бог распростер небеса. Но удивительно то, что спустя столько веков на небесах не образовалось никакой трещины или отверстия. Какая веревка может удерживать распростертое небо, или какие колонны, или какие канаты, привязанные к небу, сохраняют его твердым и распростертым? Впрочем, я знаю, вы ничего не можете мне показать подобного, а вам лучше должно прибегать к силе Божией, по сказанному: «в руце его вси концы земли» (Пс.94:4). Правильно сказано: «раскинул»; но в другом месте говорится: «и небеса свернутся, как свиток книжный» (Ис.34:4); а еще в ином месте: «яко одежду свиеши я, и изменятся» (Пс.101:27). Как тонкое полотно, так Бог распростер небо над нашей головою. Своим величием, красотою и разнообразными украшениями оно увеселяет и освежает наши глаза. От него исходит не только то, что для нас необходимо, но также и то, что величием красоты поражает нас радостью и веселием. Бог, богатый милостью, доставляет нам великие блага, исполняя не только наши необходимые потребности, но даруя нам также радость и спокойствие; иначе – почему Он положил пред глазами такое плодородие земли, такую широту неба, обширную атмосферу и такое обилие вод? Разве множество творений не превосходит наши потребности? Он сделал это как для нашего удовольствия, так и для удовлетворения нашей потребности.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 21-26 Разве вы не узнаете? Разве вы не услышите? Разве не было вам возвещено от начала? Разве вы не уразумели оснований земли? Он сидит на круге земли, и обитатели ея как саранча. Он распростер небеса как тонкую ткань (nihilum), и раскинул их как шатер для обитания. Он делает исследователей тайн как бы несуществующими, обратил судей земли в пустоту. По истине, не насажден, не посеян, не укоренился в земле ствол их: внезапно дохнул Он на них, и они высохли, и вихрь унесет их как солому. И кому вы уподобили Меня и с кем сравняли? говорит Святый. Поднимите на высоту глаза ваши и посмотрите, кто сотворил их: Тот, кто выводит по счету воинство их и называет все по имени. По множеству могущества, силы и крепости, и ничто не оставлено

Сначала Я, говорит, учил вас посредством естественного закона, а потом чрез закон, написанный Моисеем, засвидетельствовал, что идолы были ничто и что творцом мира был сам Бог, который такую массу земли основал на морях и поместил на реках, чтобы весьма тяжелый элемент висел на легких водах по воле Бога, который как как царь, сидит на круге ея, вследствие чего некоторые утверждают, что земля пунктообразна и шаровидна и что обитатели ея подобны саранче. Ибо если обратить внимание на различные народы на всей земле, от океана до океана, то есть от Индийского моря до Британского, и от Атлантического до сурового севера, на котором замерзают воды и сгущается прекрасный янтарь; то мы увидим, что весь род человеческий живет посредине, подобно саранче. Итак, почему же кичится земля и прах? Так как небо, или лучше (чтобы воспользоваться авторитетом Писаний) небеса, простирается как свод, или, по еврейскому, как doc, о чем мы выше сказали,— вместо чего LXX перевели слюна, и одно а тоже слово переводили то слюна, то камера, то есть свод, — и такую широту их раскидывает сверху как шатер и павильон, чтобы наподобие кровли покрывать людей и сделать их как бы живущими в весьма обширном доме; то что удивительного, если небольшие тела людей считаются похожими на саранчу и малых животных? Затем, и относительно этого места они утверждают, что ημικυκλιον (полукруглое) небо выдается над землями и что небо шарообразно, пользуясь названием свода потому именно, что средняя часть шара покрывает земли, между тем как в еврейском мы прочитали не свод, а doc, то есть весьма мелкая пыль. Взамен этого слюна, выбрасываемая на землю и смешиваемая с землею и исчезающая, указывает на то, что вся масса тела должна быть признаваема ничтожною.

Распростер же Он небеса и раскинул их или для того, чтобы сверху обитали сонмы ангелов, или же для того, чтобы внизу жили люди, и устроил как бы большой дом для разумных тварей. Он Сам в различное время поставляет князей или исследователей тайн, чтобы они были как бы несуществующими, и обратил судей земли в пустоту. Вместо этого LXX перевели: создал землю, как ничтожную; потому что и в начале Бытия, где написано: земля же бе невидима и неустроена (Быт. 1:2), прочие перевели: земля же была пуста и ничтожна. Сколько царей описывается и в греческой, и в варварской, и в римской истории! Где знаменитое бесчисленное войско Ксеркса? Где масса израильтян, бывших в пустыне? Где неимоверное могущество царей? Что сказать о древних? Настоящие примеры пусть покажут нам, что князья подобны ничтожеству и судьи земли считаются за пустоту.

Эти князья и судьи земли (или неба, как предполагают другие) и не посеяны, и не насаждены, и не утверждены посредством крепкого корня, и вследствие внезапного повеления так удаляются и погибают, как уносится солома вихрем и бурею, согласно с оным написанным: и мимо идох, и се не бе, и взысках его, и не обретеся место его (Пс. 36:36).

При таком могуществе и величестве Творца, кому вы уподобляете Бога? Не заключаете ли вы скорее, из множества творений, об их Творце?

Если вы не верите словам, то поверьте, по крайней мере, своим глазам, и из служения небес и всех элементов заключайте о могуществе Творца. Тот, Кто выводит по счету воинство их, то есть небес, и называет все по имени, подразумевается: звезды, о них и в Псалмах поется: исчитаяй множество звезд и всем им имена нарицаяй (Пс. 146:4). Или же под воинством небесным можем понимать ангелов и те воинства небесные, о которых и Даниил говорит: тысящя тысящ служаху Ему и тмы тем предстояху Ему (Дан. 7:10). Поэтому говорится и: Господь Саваоф, что на нашем языке называется Господь воинства и воинств или сил. Выводит же Он по счету воинство небесное, так что и солнце, и луна и прочие звезды, которые Авраам не мог исчислить, у Него исчислены и исполняют назначенное им служение, потому что один и тот же путь по небу солнце совершает в один год, утренняя и вечерняя звезда в течение двух лет, луна ежемесячно, и все звезды совершают путь в определенные времена, некоторые же из них называются блуждающими, и неодинаковые движения их мы не можем рассмотреть ни глазами, ни умом, и не столько постигаем, сколько удивляемся им. Ибо величие силы Божией заставляет все их служить по своему порядку, или по Семидесяти, по множеству славы и могущества силы Его ничто не может скрыться от Него, но величием Творца познаются все пути, законы и движения.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга одиннадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Содержай круг земли, и живущии на ней аки прузи: поставивый небо яко камару и простер е, яко скинию обитати

От красоты созданий чрез сравнение Рододелатель их познавается (Прем. 13:5), – конечно теми, кто обладает здравым умом. Ибо для мудрых есть возможность познать и весьма легко, кто таков и сколь велик Творец всего и Художник по превосходству и неизреченно боголепному домостроительству, по которому тварь явилась из небытия и, явившись, силою сотворившего нерушимо сохраняется в добром чине своего бытия. Итак, кому же уподобить Его, говорит Господь; не превыше ли всякого ума Тот, Кто один в руке Своей содержит всю землю и сохраняет ее так, что она стоит твердо, Кто воздвиг над нею небо как бы некую камару (свод) и простер в виде шатра, чтобы обитать на ней тем, ради которых она, конечно, и явилась? Ибо так, думаю, говорит и сам пророк: «не вотще сотворил ее, но для обитания». Итак, велико ли, говорит, пред Богом множество обитающих на земле, хотя оно и неизчислимо? – Никак: ибо в сравнении с Божиим величием и превосходством они – как пруги (саранча). Или иначе: Содержай круг земли, то есть, всю окружность ее и ничто пред Ним – населяющие ее, хотя бы подобно саранче снискивали на ней себе пропитание и превосходили всякое число. И это дивно и важно для прославления всесильного Бога.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Он есть Тот, Который восседает над кругом земли, и живущие на ней - как саранча пред Ним; Он распростер небеса, как тонкую ткань, и раскинул их, как шатер для жилья

Он есть Тот, Который восседает над кругом земли… распростер небеса… Одним из лучших и наиболее убедительных доказательств Божественного Всемогущества Библия, вообще, считает историю мироздания, к чему в данном случае обращается и пророк Исаия (Пс. 101:26).

«Земля представлялась круглой плоскостью, окруженной океаном (ср. Bocharti Geographia S. P. II. L. I. c. XXXVI), а сверху покрытой и обнимаемой кругом небесным (Иов. 22:14), в центральной и высшей точке которого восседает Господь». (ср. Быт. 11:5-7), надзирающий всю поднебесную (Иов. 28:24 - Толк. СПб. проф.).

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст. 21–22 Разве не знаете? разве вы не слышали? разве вам не говорено было от начала? разве вы не уразумели из оснований земли? Он есть Тот, Который восседает над кругом земли, и живущие на ней – как саранча пред Ним; Он распростер небеса, как тонкую ткань, и раскинул их, как шатер для жилья

Народ Божий имел понятие о Боге совершенно истинное, ибо не сам составил его, но научен был самим Богом: сам Господь открыл ему свое имя, сказав Моисею: «Аз есмь Сый», т.е. вечный. И Моисей исперва – еще при самом начале призвания своего – слышал это откровение Имени Божия и возвестил то народу еще в Египте. Имея истинное понятие о Боге, народ имел истинное учение и об основании земли, он точно понимал, что Господь создал и основал землю единым словом, и что весь круг населенного пространства Он содержит только силой своего всемогущества, что и живущих на земле Он размножил и содержит как саранчу; народ знал, что Господь поставил твердь небесную как камару – как бы некоторый свод, и распростер небо над землей, как бы покров палатки. Между тем как идолы сами созданы искусством художника и если не падают, то лишь только потому, что прикреплены цепями и гвоздями. Так они ничтожны и ничтожны все надеющиеся на них – народы и их князья.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible