Скрыть
Все народы пред Ним как ничто, – менее ничтожества и пустоты считаются у Него.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 17-20 И вси языцы яко ничтоже суть, и в ничтоже вменишася, то есть признаются годными на погибель и истребление Тем, Кому нетрудно обратить их в ничто. Кому уподобисте Господа, и коему подобию уподобисте Его? Еда образ сотвори древоделатель… Како поставит образ… и да не поколеблется, то есть идола, в котором нет движения и который потому бесполезен.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Все народы пред Ним как ничто, - менее ничтожества и пустоты считаются у Него

Как нет ничего достойного, что могло бы Его почтить, так никто не может охватить Его премудрости, никто не может быть советником Его и учителем. Если никто не охватывает Его знания, то кто может уразуметь Его существо? Если части неба суть мерила руки Его, то те, которые ниже небес, каким образом могут исследовать мудрость Его?

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 12-17 Кто измерил воды горстию и размерял пядью небеса? Кто повесил тремя пальцами массу земли и взвесил горы посредством гирь и холмы на весах? Кто помог Духу Господню или кто был советником Его и указывал Ему? С кем Он советовался и кто вразумил Его, и наставил Его на путь правды, и научил Его знанию и показал Ему путъ мудрости? Вот народы как капля из ведра, и считаются как крупинка (momentum) на весах: вот острова как мелкая пыль. И Ливана недостаточно для зажигания, и животных на нем недостаточно для всесожжения. Все народы пред Ним — как несуществующие и как ничтожество и пустота считаются у Него

Чтобы кто либо не считал трудным призвание народов и то, что всякая плоть видела спасение Божие, что повелевалось взойти на высокую гору благовествующим (или благовествующему) Сиону и что сам Господь грядет с силою, и воздает каждому по делам его, и подобно пастырю согревает агнцев на груди и сам носит беременных: то описывается Его величие, — что для Него нет ничего невозможного, и Создавший Все и Творец всего может совершить и это, малое в сравнении с тем. Говоря же о горсти и пяди, он пользуется обычными у людей словами и измерениями, чтобы чрез наши слова мы научились могуществу Божию. Там, где LXX перевели: кто измерил рукою воду, или как мы перевели: кто измерил воды горстию, Акила перевел: кто измерил воды весьма малым пальцем? Ибо это означает λεχας, то есть что не всею рукою, а малым пальцем, который обыкновенно называется указательным, измеряется все офшорное протяжение вод; σπιθαμή же, то есть пядь, означает раскрытую руку от большого пальца до мизинца. Если же мы сжимаем руку, то образуется горсть: чтобы чрез пядь и горсть мы познали распростертыя небеса и земной шар. Вместо горсти, как перевели LXX относительно объемлемости земли, в еврейском написано salis, что Симмах перевел τριτον, Акила τρίβωμον, а мы, для большей ясности, перевели чрез три пальца в том именно смысле, что массу земли и высоты гор и холмов он взвешивал как бы тремя малыми пальцами и посредством малой крупинки на весах, чрез что указывается на величие Бога и могущество Творца.

Кто, говорит, помог Духу Господню или кто был советником Ему и указывал Ему и проч. Вместо этого Симмах перевел: кто уготовал Дух Господень и кто указал советника Ему? С кем Он совещался и кто дал Ему разумение, и наставил Его на путь суда, и научил Его знанию и показал Ему путь мудрости. Это с большею ясностию указывает на уготовление или утверждение того Духа, о котором у Апостола говорится: Господь же Дух есть (2Кор. 3:17), и: «на Нем почил Дух Божий, Дух премудрости и разумения» и прочее (Ис. 11:2), и который ниже говорит: Дух Господень на Мне, Ею же ради помаза Мя (Ис. 61:1). Ибо Он сам есть Дух Господень и советник Его, в котором обитала вся полнота Божества телесно (Кол. 2:9). Он советовался с Тем, о котором мы выше (Ис. 9:6) сказали: чуден советник. И в Притчах написано: Бог премудростию основа землю, уготова же небеса разумом (Притч. 3:19).

Затем, Семьдесят, которые сказали: кто познал ум Господень и кто был советником Его, хотят дать понять, что ум, знание и разум Божий, чрез который все произошло и без которого ничто не произошло, есть тот, о котором в Псалмах поется: Словом Господним небеса утвердишася и духом уст Его вся сила их (Пс. 32:5). Все народы, не познавшие Творца своего или весь род смертных сравнительно с Богом — как капля из ведра или как крупинка на весах, которая при незначительном весе наклоняется в другую сторону. И как несущий не обращает внимания, если из ведра вытекает малая капля, так все множество народов сравнительно с небесными воинствами и со множеством ангелов признается за ничто.

Также острова считаются за слюну или, по Симмаху и Феодотиону, поставившим самое еврейское слово, как doc, то, что отпало, вместо чего Акила перевел: λεπτο'ν βαλλόμενον. Евреи же говорят, что этим словом обозначается самая мелкая пыль, которая, будучи поднята вихрем, летит в глаза, и более бывает ощущаемою, нежели видимою. Следовательно этим словом называются самые малые и почти невидимые частицы пыли, может быть такие, которые Демокрит называет атомами. Много есть имен, которые так читаются (или понимаются) в греческом, как они поставлены в еврейском, по причине трудности перевода и сравнительной с еврейским языком бедности как греческого, так латинского языка. Отклоняя же мало по малу людей от идолослужения, Он вместе с тем уничтожает обряды жертвенные и учит, что все деревья Ливана и скот, пасущийся на нем, не могут быть достаточными для Его всесожжений. Если же все народы пред Ним — как не существующие и считаются за ничтожество и пустоту (а между всеми народами находится и Израиль); то следовательно и он [Израиль] есть как не существующий и считается за ничтожество и пустоту. Это мы говорим, чтобы сломить гордость его и чтобы он знал, что он подобен прочим народам.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга одиннадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 15-21 Аще вси языцы, аки капля от кади, и яко претяжение веса вменишася, и аки плюновение вменятся? Дубрава же Ливанова не довольна на сожжение, и вся четвероногая не довольна на всесожжение, и вси языцы, яко ничтоже суть, и в ничтоже вменишася. Кому уподобисте Господа, и коему подобию уподобисте Его? Еда образ сотвори древоделатель, или златарь слияв злато позлати его, или подобием сотвори его? Древо бо негниющее избирает древоделатель, и мудре ищет, како поставит образ его, и да не поколеблется. Не разуместе ли, не слышасте ли? не возвестися ли вам исперва? не разуместе ли основания земли

После того, как пророческое слово упомянуло нам о домостроительстве Единородного во плоти и насколько возможно выразило удивление пред неизреченной мудростью, которою и спасены мы, и, познав Того, Кто есть по естеству и истинно Владыка, удостоены благодати Его, будучи собраны как агнцы мышцею Его и став под защиту Его, как пастыря предоброго: ибо Он положил душу за овец Своих; после того как далее обнаружило невозможность постигнуть или как-бы то ни было измерить Его разум и признало Его мудростью высочайшею и все превосходящею, – оно, естественно, представляет Его ведущим беседу с язычниками по происхождению или же с теми, которые покланяются твари паче Творца (Рим. 1:25), – отвращающим от древнего, первобытного и отцами преданного заблуждения, изменяющим к лучшему и возводящим к ведению, приличествующему людям. Потом оно показывает неизмеримое превосходство Вседержителя Бога и преимущественное достоинство присущего Ему великолепия, – и что все пред Ним маловажно, и может считаться совершенно ничтожным, – в сравнении, говорю, с высочайшей степенью присущего ему могущества и славы.

Посему то и говорит: аще вси языцы, аки капля от кади, и яко претяжение веса вменишася, и аки плюновение вменятся; ибо незначительно это и совсем ничтожно. В самом деле: что такое одна капля, падающая от кади? Какое значение имеет малая тяжесть на весах, приводящая в равновесие то, что кажется более легким? Или что такое плюновение, то есть, слюна человеческая? Но, говорит, нисколько не довольно Ему и дубравы Ливанской для сожжения, или всех четвероногих для всесожжения. И эти последние совершенно незначительны, хотя бы все принесены были во всесожжение Ему, и они (в этом случае) далеко не соответствуют славе Божией. И если, говорит, вси языцы яко ничтоже суть , и в ничтоже вметишася, то коему подобию уподобисте Его?

Ибо – что с Ним сходно или равносильно, по природе ли, или по значению, или по славному имени? Уж не уподобите ли Его произведениям искусства художника, или мастерства древоделателя, или произведениям златолеев, или какому-либо истукану, который устроен на подобие одной из тварей, или сделан, как говорит, в виде человека? – Да не будет; ибо ничто равным Ему быть не может. Так как Он по естеству Бог, и иного кроме Него нет, то Он, конечно, и превосходнее всего во всех отношениях. Показав таким образом ничтожество всего сотворенного и призванного к бытию, после сего осмеивает делание идолов и говорит, что древо бо негниющее избирает древоделатель и мудре ищет, како поставит образ его, и да не поколеблется,– так что, видимо, от искусства художника зависело для заблуждающихся по мере присущего им разумения изготовить бога, который был бы им по мысли, и наибольшею устойчивостью был предохраняем от того, чтобы не пошатнулся и не разбился при падении; следовательно, когда еще не существовало на земле строительного искусства, у идолопоклонников боги были на редкость, – да и не сохранились бы появившиеся прежде рукотворенные (создания), если бы художник мудро не изобрел средств, при помощи которых они могли бы стоять прямо и имели бы прочную опору. При сем, думаю, возможно и весьма уместно привести изречение Давида: идоли язык сребро и злато, дела рук человеческих (Пс. 113:12). – к чему он присовокупляет: подобни им да будут (вси) творящия я и вси надеющиися на ня (Пс. 113:16).

Далее, осмеяв приготовление идолов, склоняет речь к устыждению и исправлению заблуждшихся и обнаруживает их неизвинительную при сем погрешность, говоря: «или не уразумеете и не услышите» вместо «не уразумели, не слышали», не возвестися ли вам исперва? не разуместе ли основания земли? Основаниями земли называет ее концы и края: уразуместе, – говорит, – это те, которые живут на ней от края до края. Слышасте и возвестися вам исперва: возвестися что? – Что Бог, естеством и истинно таковый, есть единый и единственный, а боги, людьми для нас созданные, суть дерево, камень и ничто другое. В самом деле: боговдохновенное писание не умалчивало (о сем); напротив, ведение истины издревле провозглашаемо было патриархами, законом, пророками, – ибо не тогда, когда единородное Слово Божие, нам уподобившись, как человек воссияло сущим на земли,– не тогда впервые при самых сильных уликах появилось обвинение в заблуждении, но напротив, как я сказал, издревле идолослужение было обличаемо, ибо непрестанно лик святых его охуждал, выставлял гнусным и явно указывал на Содетеля и Господа всяческих.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Все народы пред Ним как ничто, - менее ничтожества и пустоты считаются у Него

Все народы… менее ничтожества и пустоты считаются у Него. Заключительный вывод к отделу, дающему положительное раскрытие мысли о величии и святости Всевышнего. Он повторяет содержание ст. 15, но с еще большим расширением и усилением мысли. Обращает на себя внимание местоимение «все», прибавленное к слову «народы», что дает повод блаженному Иерониму к следующей остроумной догадке: «если же все народы пред Ним - как несуществующие и считаются за ничтожество и пустоту (а между всеми находится и Израиль); то, следовательно, и он (Израиль) есть как несуществующий и считается за ничтожество и пустоту. Это мы говорим, чтобы сломить гордость его (Израиля) и чтобы он знал, что подобен прочим народам».

Менее ничтожества и пустоты... С евр. текста можно было бы перевести «за ничтожество и пустоту», так как тут, по объяснению гебраистов, дан родительный падеж части, а не сравнения (genit. parlitivus sed non comparativus). Последний термин - tobu - хорошо известен в Библии, где он обычно характеризует собою крайне беспорядочную, хаотическую массу (Быт. 1:2).

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст. 16–17 И Ливана недостаточно для жертвенного огня, и животных на нем – для всесожжения. Все народы пред Ним как ничто, – менее ничтожества и пустоты считаются у Него

Благоугождая Богу, народ приносил Ему жертвы разной величины и ценности: увлекаясь мнениями язычников, и Израиль был склонен думать, что Господь требует наибольшего количества жертв и бывает доволен множеством всесожжений, а иначе гневается и карает народ. Пророк решительно устраняет это заблуждение (ср.Ис.1:11-12 и сл.). Не только обыкновенных, но и чрезвычайных жертв недовольно для умилостивления Господа: если бы все леса из высочайших кедров, покрывающих горный хребет Ливанский, употребить на дрова, и если бы не только всех агнцев, козлов и волов, но и всех вообще четвероногих (т.е. неисчислимое множество) животных принести в жертву, то и всего этого не довольно для умилостивления Господа. Так беспомощны и все народы перед карающим судом Господа – Царя и Судьи всех народов, – все они ничтожны: ничтожны их сооружения, оружие и всяческие богатства, составляющие их славу (Ис.40:6), и что они могли бы воздать Господу, все будет вменено за ничто (Ис.40:6). Нет, не сам народ, ни своими жертвами не искупит свои грехи, а только Господь действием своей неисследимой премудрости и благости совершит дело спасения «всякой плоти».

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible