Скрыть
Кому же вы уподобите Меня и с кем сравните? говорит Святый.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Кому же вы уподобите Меня и с кем сравните? говорит Святый

Хорошо сказано: «кому же вы уподобите Меня»; справедливо сказано: «ныне убо» (в русском переводе этих слов нет); воспользовавшись столькими благами, вы не уразумели Меня. «И вознесуся» (в русском переводе этих слов нет), «говорит Святый», т.е. что может Меня вознести? Отсюда ясно, что слава идолов происходит от людей, и превозношение их – от человеческих украшений. Так как они (люди) украшают глиняные изделия царскими одеждами, влагают в руку великий знак гнева, как будто идол может ниспосылать с неба огонь, или град, то разве не они возвышают их? Каким образом, сказано, вы можете возвысить Меня, т.е. Бога? Никоим образом. Это совершенно невозможно ни теперь, ни в будущем. Ясно, что Бог ни в чем не нуждается и не превозносится от людей, но Сам превозносит их.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 21-26 Разве вы не узнаете? Разве вы не услышите? Разве не было вам возвещено от начала? Разве вы не уразумели оснований земли? Он сидит на круге земли, и обитатели ея как саранча. Он распростер небеса как тонкую ткань (nihilum), и раскинул их как шатер для обитания. Он делает исследователей тайн как бы несуществующими, обратил судей земли в пустоту. По истине, не насажден, не посеян, не укоренился в земле ствол их: внезапно дохнул Он на них, и они высохли, и вихрь унесет их как солому. И кому вы уподобили Меня и с кем сравняли? говорит Святый. Поднимите на высоту глаза ваши и посмотрите, кто сотворил их: Тот, кто выводит по счету воинство их и называет все по имени. По множеству могущества, силы и крепости, и ничто не оставлено

Сначала Я, говорит, учил вас посредством естественного закона, а потом чрез закон, написанный Моисеем, засвидетельствовал, что идолы были ничто и что творцом мира был сам Бог, который такую массу земли основал на морях и поместил на реках, чтобы весьма тяжелый элемент висел на легких водах по воле Бога, который как как царь, сидит на круге ея, вследствие чего некоторые утверждают, что земля пунктообразна и шаровидна и что обитатели ея подобны саранче. Ибо если обратить внимание на различные народы на всей земле, от океана до океана, то есть от Индийского моря до Британского, и от Атлантического до сурового севера, на котором замерзают воды и сгущается прекрасный янтарь; то мы увидим, что весь род человеческий живет посредине, подобно саранче. Итак, почему же кичится земля и прах? Так как небо, или лучше (чтобы воспользоваться авторитетом Писаний) небеса, простирается как свод, или, по еврейскому, как doc, о чем мы выше сказали,— вместо чего LXX перевели слюна, и одно а тоже слово переводили то слюна, то камера, то есть свод, — и такую широту их раскидывает сверху как шатер и павильон, чтобы наподобие кровли покрывать людей и сделать их как бы живущими в весьма обширном доме; то что удивительного, если небольшие тела людей считаются похожими на саранчу и малых животных? Затем, и относительно этого места они утверждают, что ημικυκλιον (полукруглое) небо выдается над землями и что небо шарообразно, пользуясь названием свода потому именно, что средняя часть шара покрывает земли, между тем как в еврейском мы прочитали не свод, а doc, то есть весьма мелкая пыль. Взамен этого слюна, выбрасываемая на землю и смешиваемая с землею и исчезающая, указывает на то, что вся масса тела должна быть признаваема ничтожною.

Распростер же Он небеса и раскинул их или для того, чтобы сверху обитали сонмы ангелов, или же для того, чтобы внизу жили люди, и устроил как бы большой дом для разумных тварей. Он Сам в различное время поставляет князей или исследователей тайн, чтобы они были как бы несуществующими, и обратил судей земли в пустоту. Вместо этого LXX перевели: создал землю, как ничтожную; потому что и в начале Бытия, где написано: земля же бе невидима и неустроена (Быт. 1:2), прочие перевели: земля же была пуста и ничтожна. Сколько царей описывается и в греческой, и в варварской, и в римской истории! Где знаменитое бесчисленное войско Ксеркса? Где масса израильтян, бывших в пустыне? Где неимоверное могущество царей? Что сказать о древних? Настоящие примеры пусть покажут нам, что князья подобны ничтожеству и судьи земли считаются за пустоту.

Эти князья и судьи земли (или неба, как предполагают другие) и не посеяны, и не насаждены, и не утверждены посредством крепкого корня, и вследствие внезапного повеления так удаляются и погибают, как уносится солома вихрем и бурею, согласно с оным написанным: и мимо идох, и се не бе, и взысках его, и не обретеся место его (Пс. 36:36).

При таком могуществе и величестве Творца, кому вы уподобляете Бога? Не заключаете ли вы скорее, из множества творений, об их Творце?

Если вы не верите словам, то поверьте, по крайней мере, своим глазам, и из служения небес и всех элементов заключайте о могуществе Творца. Тот, Кто выводит по счету воинство их, то есть небес, и называет все по имени, подразумевается: звезды, о них и в Псалмах поется: исчитаяй множество звезд и всем им имена нарицаяй (Пс. 146:4). Или же под воинством небесным можем понимать ангелов и те воинства небесные, о которых и Даниил говорит: тысящя тысящ служаху Ему и тмы тем предстояху Ему (Дан. 7:10). Поэтому говорится и: Господь Саваоф, что на нашем языке называется Господь воинства и воинств или сил. Выводит же Он по счету воинство небесное, так что и солнце, и луна и прочие звезды, которые Авраам не мог исчислить, у Него исчислены и исполняют назначенное им служение, потому что один и тот же путь по небу солнце совершает в один год, утренняя и вечерняя звезда в течение двух лет, луна ежемесячно, и все звезды совершают путь в определенные времена, некоторые же из них называются блуждающими, и неодинаковые движения их мы не можем рассмотреть ни глазами, ни умом, и не столько постигаем, сколько удивляемся им. Ибо величие силы Божией заставляет все их служить по своему порядку, или по Семидесяти, по множеству славы и могущества силы Его ничто не может скрыться от Него, но величием Творца познаются все пути, законы и движения.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга одиннадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 25-26 Ныне убо кому Мя уподобисте, и вознесуся? рече Святый. Воззрите на высоту очима вашима и видите, кто сотвори сия вся: носяй по числу утварь Свою, и вся по имени прозовет от многия славы и в державе крепости Своея: ничтоже утаися от Тебе

Всемудрый Павел по справедливости возвышает голос против невежества заблуждающихся и производит самый справедливый суд над сонмищем идолослужителей, – ибо, хотя им возможно было из самого творения познать Рододелателя всего и художника, они уклонились к идолослужению и поклоняются тому, что не есть Бог. Сказал же он (Павел) относительно Вседержителя Бога так: Невидимая бо его от создания мира твореньми помышляема видима суть и присносущная сила его и божество, во еже быти им безответным. Занеже разумевше Бога, не яко Бога прославиша или благодариша: но осуетишася помышлении своими, и омрачися неразумное их сердце. Глаголющеся быти мудри, объюродеша, и измениша славу нетленнаго Бога в подобие образа тленна человека, и птиц, и четвероног и гад (Рим.1:20-23).

Итак, поелику Я, говорит, содержу круг земли, как бы некий шатер простираю небо, даю князи, яко ничтоже владети и как бы пругам приравниваю живущих на земле, то – кому мя уподобисте вместо: с кем поставите наравне, не выходя за пределы справедливости и не погрешая против истины? Или вы полагаете, что превозносите Меня, называя Небом или уподобляя по желанию одной из стихий? Но из творений ни одно не подобно Мне и не равняется в чем бы то ни было: ибо никто в рассуждении существа не может стать наравне с Тем, Кто небытие воззвал к бытию. Что Я не таков, как ваши боги, получившие свое бытие от искусства человеческого, усматривайте из самых тварей; поднимите на высоту очи ваши, посмотрите на тверд и сонм светил, размыслите, кто сотворил все это, кто выводит счетом воинство его, то есть неба? Ясно, что воинством небесным называет светила небесные, которые, говорит, Он сам в себе знает не только как они видны в их множестве, но и в отдельности, и как бы по именам. Боголепно это и изрядно! И сам пророк считает это за великое чудо и говорит (обращаясь) к Нему: от многия славы и в державе крепости ( Своея) ничтоже утаися от Тебе, ибо, как говорит Священное Писание, изочтены ему суть капли дождевныя (Иов.36:27); утаиться же от неизреченной мудрости, от всеведущего ума не может совершенно ничто.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Кому же вы уподобите Меня и с кем сравните? говорит Святый

Кому же уподобите… и с кем сравните… Суммарное заключение отдела, аналогичное с его началами см. 18а. «Если Бог выше всех идолов (19-20 ст.), выше природы (22 ст.) и выше всего человечества (23-25), то кому же еще Он может быть уподоблен? Не есть ли он Единственный и вместе несравнимый?» (The pulp. Commentary). Вместо veeschveh - «и я равен», LXX читали veesgov = «и вознесуся», из-за чего и получилось разночтение между русским и славянским текстом.

Говорит Святый. Определение Бога, как «Святого» - одна из характеристических особенностей пророка Исаии, свидетельствующая о высокой степени развития его религиозно-этического мировоззрения (ср. 57:15 и др.).

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст. 25–26 Кому же вы уподобите Меня и с кем сравните? говорит Святый. Поднимите глаза ваши на высоту небес и посмотрите, кто сотворил их? Кто выводит воинство их счетом?

Когда, по определению суда Божия, было возвещено тяжелое наказание народу, он, огорченный, затмил в своем сознании истинную мысль о Боге и уподобил Его бездушным идолам. Но теперь – когда Пророк обличил это заблуждение – народ должен твердо исповедать превосходство своего Бога перед всеми мнимыми богами, и если он прежде был унижен в его скорбящей душе, то теперь, при обетовании утешения, он должен вознестись... Так говорит Господь Святый – неизменяемый по существу, верный в исполнении своих обетований, возвышенный над всем земным, ни от чего независимый и во всем беспристрастный (ср.Ис.6:3). Народ должен превозносить своего Бога, как превозносят Его херувимы (Ис.4:3), не потому только, что научен откровением чрезвычайным, но и по здравому смыслу, при разумном наблюдении мироздания; если он воззрит на высоту неба, то рассудит и убедится, что все, находящееся на небе, создано премудрым и всемогущим Богом; он поймет, что Господь «носит по числу утварь свою», т.е., только Господь знает и строго по числу и мере располагает все великолепное убранство неба, как хозяин знает утварь своего дома; он поймет, что Господь все называет по имени, т.е. всему дает назначение по свойствам и силам, ради наибольшей славы своего Имени, т.е. для откровения своих свойств и совершенств, и все совершает в державе крепости своей, т.е. силой своей всемогущей власти. Так народ легко и ясно поймет, что от промышления Господа ничто не утаится: не забудется и не утаится и «дело Израиля» (Ис.40:10).

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible