Скрыть
Вот народы – как капля из ведра, и считаются как пылинка на весах. Вот, острова как порошинку поднимает Он.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Вот народы - как капля из ведра, и считаются как пылинка на весах. Вот, острова как порошинку поднимает Он

Аще вси языцы, аки капля от кади, и яко претяжение веса, то есть народы, которые гораздо славнее и многочисленнее Иудеев и подобны непроходимому морю и неприступным горам, перед Богом то же, что капля в сравнении с великим морем; и все цари и подвластные им народы перед необъемлемой силой Бога то же, что малый вес (пылинка) в сравнении с тяжестью гор земных.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Вот народы - как капля из ведра, и считаются как пылинка на весах. Вот, острова как порошинку поднимает Он

Не обращай внимания на множество языков, но взирай на величие Бога, Который легко может погубить их. «Вот народы – как капля из ведра, и считаются как пылинка на весах». Акила говорит: «вот острова, как падающие капли»; Симмах и Феодотион точно так же.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 12-17 Кто измерил воды горстию и размерял пядью небеса? Кто повесил тремя пальцами массу земли и взвесил горы посредством гирь и холмы на весах? Кто помог Духу Господню или кто был советником Его и указывал Ему? С кем Он советовался и кто вразумил Его, и наставил Его на путь правды, и научил Его знанию и показал Ему путъ мудрости? Вот народы как капля из ведра, и считаются как крупинка (momentum) на весах: вот острова как мелкая пыль. И Ливана недостаточно для зажигания, и животных на нем недостаточно для всесожжения. Все народы пред Ним — как несуществующие и как ничтожество и пустота считаются у Него

Чтобы кто либо не считал трудным призвание народов и то, что всякая плоть видела спасение Божие, что повелевалось взойти на высокую гору благовествующим (или благовествующему) Сиону и что сам Господь грядет с силою, и воздает каждому по делам его, и подобно пастырю согревает агнцев на груди и сам носит беременных: то описывается Его величие, — что для Него нет ничего невозможного, и Создавший Все и Творец всего может совершить и это, малое в сравнении с тем. Говоря же о горсти и пяди, он пользуется обычными у людей словами и измерениями, чтобы чрез наши слова мы научились могуществу Божию. Там, где LXX перевели: кто измерил рукою воду, или как мы перевели: кто измерил воды горстию, Акила перевел: кто измерил воды весьма малым пальцем? Ибо это означает λεχας, то есть что не всею рукою, а малым пальцем, который обыкновенно называется указательным, измеряется все офшорное протяжение вод; σπιθαμή же, то есть пядь, означает раскрытую руку от большого пальца до мизинца. Если же мы сжимаем руку, то образуется горсть: чтобы чрез пядь и горсть мы познали распростертыя небеса и земной шар. Вместо горсти, как перевели LXX относительно объемлемости земли, в еврейском написано salis, что Симмах перевел τριτον, Акила τρίβωμον, а мы, для большей ясности, перевели чрез три пальца в том именно смысле, что массу земли и высоты гор и холмов он взвешивал как бы тремя малыми пальцами и посредством малой крупинки на весах, чрез что указывается на величие Бога и могущество Творца.

Кто, говорит, помог Духу Господню или кто был советником Ему и указывал Ему и проч. Вместо этого Симмах перевел: кто уготовал Дух Господень и кто указал советника Ему? С кем Он совещался и кто дал Ему разумение, и наставил Его на путь суда, и научил Его знанию и показал Ему путь мудрости. Это с большею ясностию указывает на уготовление или утверждение того Духа, о котором у Апостола говорится: Господь же Дух есть (2Кор. 3:17), и: «на Нем почил Дух Божий, Дух премудрости и разумения» и прочее (Ис. 11:2), и который ниже говорит: Дух Господень на Мне, Ею же ради помаза Мя (Ис. 61:1). Ибо Он сам есть Дух Господень и советник Его, в котором обитала вся полнота Божества телесно (Кол. 2:9). Он советовался с Тем, о котором мы выше (Ис. 9:6) сказали: чуден советник. И в Притчах написано: Бог премудростию основа землю, уготова же небеса разумом (Притч. 3:19).

Затем, Семьдесят, которые сказали: кто познал ум Господень и кто был советником Его, хотят дать понять, что ум, знание и разум Божий, чрез который все произошло и без которого ничто не произошло, есть тот, о котором в Псалмах поется: Словом Господним небеса утвердишася и духом уст Его вся сила их (Пс. 32:5). Все народы, не познавшие Творца своего или весь род смертных сравнительно с Богом — как капля из ведра или как крупинка на весах, которая при незначительном весе наклоняется в другую сторону. И как несущий не обращает внимания, если из ведра вытекает малая капля, так все множество народов сравнительно с небесными воинствами и со множеством ангелов признается за ничто.

Также острова считаются за слюну или, по Симмаху и Феодотиону, поставившим самое еврейское слово, как doc, то, что отпало, вместо чего Акила перевел: λεπτο'ν βαλλόμενον. Евреи же говорят, что этим словом обозначается самая мелкая пыль, которая, будучи поднята вихрем, летит в глаза, и более бывает ощущаемою, нежели видимою. Следовательно этим словом называются самые малые и почти невидимые частицы пыли, может быть такие, которые Демокрит называет атомами. Много есть имен, которые так читаются (или понимаются) в греческом, как они поставлены в еврейском, по причине трудности перевода и сравнительной с еврейским языком бедности как греческого, так латинского языка. Отклоняя же мало по малу людей от идолослужения, Он вместе с тем уничтожает обряды жертвенные и учит, что все деревья Ливана и скот, пасущийся на нем, не могут быть достаточными для Его всесожжений. Если же все народы пред Ним — как не существующие и считаются за ничтожество и пустоту (а между всеми народами находится и Израиль); то следовательно и он [Израиль] есть как не существующий и считается за ничтожество и пустоту. Это мы говорим, чтобы сломить гордость его и чтобы он знал, что он подобен прочим народам.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга одиннадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 15-21 Аще вси языцы, аки капля от кади, и яко претяжение веса вменишася, и аки плюновение вменятся? Дубрава же Ливанова не довольна на сожжение, и вся четвероногая не довольна на всесожжение, и вси языцы, яко ничтоже суть, и в ничтоже вменишася. Кому уподобисте Господа, и коему подобию уподобисте Его? Еда образ сотвори древоделатель, или златарь слияв злато позлати его, или подобием сотвори его? Древо бо негниющее избирает древоделатель, и мудре ищет, како поставит образ его, и да не поколеблется. Не разуместе ли, не слышасте ли? не возвестися ли вам исперва? не разуместе ли основания земли

После того, как пророческое слово упомянуло нам о домостроительстве Единородного во плоти и насколько возможно выразило удивление пред неизреченной мудростью, которою и спасены мы, и, познав Того, Кто есть по естеству и истинно Владыка, удостоены благодати Его, будучи собраны как агнцы мышцею Его и став под защиту Его, как пастыря предоброго: ибо Он положил душу за овец Своих; после того как далее обнаружило невозможность постигнуть или как-бы то ни было измерить Его разум и признало Его мудростью высочайшею и все превосходящею, – оно, естественно, представляет Его ведущим беседу с язычниками по происхождению или же с теми, которые покланяются твари паче Творца (Рим. 1:25), – отвращающим от древнего, первобытного и отцами преданного заблуждения, изменяющим к лучшему и возводящим к ведению, приличествующему людям. Потом оно показывает неизмеримое превосходство Вседержителя Бога и преимущественное достоинство присущего Ему великолепия, – и что все пред Ним маловажно, и может считаться совершенно ничтожным, – в сравнении, говорю, с высочайшей степенью присущего ему могущества и славы.

Посему то и говорит: аще вси языцы, аки капля от кади, и яко претяжение веса вменишася, и аки плюновение вменятся; ибо незначительно это и совсем ничтожно. В самом деле: что такое одна капля, падающая от кади? Какое значение имеет малая тяжесть на весах, приводящая в равновесие то, что кажется более легким? Или что такое плюновение, то есть, слюна человеческая? Но, говорит, нисколько не довольно Ему и дубравы Ливанской для сожжения, или всех четвероногих для всесожжения. И эти последние совершенно незначительны, хотя бы все принесены были во всесожжение Ему, и они (в этом случае) далеко не соответствуют славе Божией. И если, говорит, вси языцы яко ничтоже суть , и в ничтоже вметишася, то коему подобию уподобисте Его?

Ибо – что с Ним сходно или равносильно, по природе ли, или по значению, или по славному имени? Уж не уподобите ли Его произведениям искусства художника, или мастерства древоделателя, или произведениям златолеев, или какому-либо истукану, который устроен на подобие одной из тварей, или сделан, как говорит, в виде человека? – Да не будет; ибо ничто равным Ему быть не может. Так как Он по естеству Бог, и иного кроме Него нет, то Он, конечно, и превосходнее всего во всех отношениях. Показав таким образом ничтожество всего сотворенного и призванного к бытию, после сего осмеивает делание идолов и говорит, что древо бо негниющее избирает древоделатель и мудре ищет, како поставит образ его, и да не поколеблется,– так что, видимо, от искусства художника зависело для заблуждающихся по мере присущего им разумения изготовить бога, который был бы им по мысли, и наибольшею устойчивостью был предохраняем от того, чтобы не пошатнулся и не разбился при падении; следовательно, когда еще не существовало на земле строительного искусства, у идолопоклонников боги были на редкость, – да и не сохранились бы появившиеся прежде рукотворенные (создания), если бы художник мудро не изобрел средств, при помощи которых они могли бы стоять прямо и имели бы прочную опору. При сем, думаю, возможно и весьма уместно привести изречение Давида: идоли язык сребро и злато, дела рук человеческих (Пс. 113:12). – к чему он присовокупляет: подобни им да будут (вси) творящия я и вси надеющиися на ня (Пс. 113:16).

Далее, осмеяв приготовление идолов, склоняет речь к устыждению и исправлению заблуждшихся и обнаруживает их неизвинительную при сем погрешность, говоря: «или не уразумеете и не услышите» вместо «не уразумели, не слышали», не возвестися ли вам исперва? не разуместе ли основания земли? Основаниями земли называет ее концы и края: уразуместе, – говорит, – это те, которые живут на ней от края до края. Слышасте и возвестися вам исперва: возвестися что? – Что Бог, естеством и истинно таковый, есть единый и единственный, а боги, людьми для нас созданные, суть дерево, камень и ничто другое. В самом деле: боговдохновенное писание не умалчивало (о сем); напротив, ведение истины издревле провозглашаемо было патриархами, законом, пророками, – ибо не тогда, когда единородное Слово Божие, нам уподобившись, как человек воссияло сущим на земли,– не тогда впервые при самых сильных уликах появилось обвинение в заблуждении, но напротив, как я сказал, издревле идолослужение было обличаемо, ибо непрестанно лик святых его охуждал, выставлял гнусным и явно указывал на Содетеля и Господа всяческих.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Вот народы - как капля из ведра, и считаются как пылинка на весах. Вот, острова как порошинку поднимает Он

В этих трех стихах продолжается развитие той же самой мысли об Абсолютности Божественного Существа, с тем новым отличием, что объектом, с которым сравнивается Бог, выступает не отдельный человек, а весь народ, или точнее, целые народы.

Вот народы - как капля из ведра, и считаются как пылинка на весах… «От созерцания природы, - говорит Чейн, - пророк переходит к истории». И в ней нет ни одного народа, который бы дерзнул сравниться со Всемогущим. Самые сильные и величайшие нации столь же малы и ничтожны по сравнению с бесконечным Всемогуществом Бога, как водяная капля, по сравнению с целым ведром воды, или как ничтожная пылинка, приставшая к чашке весов и совершенно неуловимая для этих весов, по причине ее ничтожества.

Вот острова, как порошинку поднимает Он. Острова - ihiim, термин не географический, а этнографический; в Библии он синонимичен слову - hoim, языки, или народы. Для жителей Палестины, как страны приморской, все остальные народы казались живущими на островах, в особенности, те из них, которые жили на Западе (Быт. 10:5; Ис. 41:1; 49:1; 51:5 и др.). Страны и народы почти вовсе неизвестного евреям Запада могли, в силу самой неизвестности их, представляться их воображению особенно сильными и могучими. Но вот и относительно их пророк замечает, что пред лицом Божественного Всемогущества и они - не более, как порошинка (снежинка). У LXX и в нашем славянском вместо «порошинка» получилось «плюновение», вследствие ошибочной замены евр. слова kadok (порошинка) - словом karok (слюна, плюновение). [В Славянском переводе 70-и этот стих записан следующим образом: Аще вси языцы аки капля от кади, и яко притяжение веса вменишася, и аки плюновения вменятся. Прим. ред.]

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст. 15 Вот народы – как капля из ведра, и считаются как пылинка на весах. Вот, острова как порошинку поднимает Он.

Если Бог Спаситель беспредельно велик в своих свойствах и делах и совершенно не зависим, то народ Божий не должен смущаться могущества народов-победителей, – все их величие ничтожно в сравнении с величием Божиим. Как капля, взятая из ведра, наполненного водой, никак не уменьшает его полноты; как добавление веса – пылинкой, случайно приставшей к чашке весов, никак не изменяет вес; как плюновение, поверженное на прах, орошенный дождем, нисколько не прибавляет жизненной силы в почве: так разум, силы и средство жизни народа и всех народов нисколько не изменяют промыслительной деятельности всемогущего Господа-Спасителя, в деле суда и спасения Им падшего и поверженного в прах человечества; оно всецело зависит только от Его силы, воли и власти.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible