Скрыть
Итак кому уподобите вы Бога? И какое подобие найдете Ему?

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 17-20 И вси языцы яко ничтоже суть, и в ничтоже вменишася, то есть признаются годными на погибель и истребление Тем, Кому нетрудно обратить их в ничто. Кому уподобисте Господа, и коему подобию уподобисте Его? Еда образ сотвори древоделатель… Како поставит образ… и да не поколеблется, то есть идола, в котором нет движения и который потому бесполезен.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 18-19 Итак кому уподобите вы Бога? И какое подобие найдете Ему? Идола выливает художник, и золотильщик покрывает его золотом и приделывает серебряные цепочки

Бог не давал какого-либо повеления изображать Его образ, или делать Его подобие. Моисей во многих местах повелевает: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли» (Исх.20:4). Вначале никто не изображал Бога, и никто не мог охватить Его ведение. Изображение делается с того, что предается тлению и уничтожается, чтобы после уничтожения сохранилась о нем по крайней мере память чрез изображение. Но кто сделает образ Бога живого и нетленного? Кому подобен Он, так чтобы кто-либо мог описать изображение Того, Который только подобен Себе Самому? Пророк мудрым исследованием бессилия идолов и силы Божией подвергает их наказанию. Он сперва показывает, что знание Бога непостижимо и неизмеримо; потом описывает строение идолов, которые бывают деревянные, или каменные, или золотые, или серебренные, но, во всяком случае – неразумные. Но почему, скажут, говоря так о природе идолов, он не делает того же относительно природы Бога? Природу Бога ничто не может выразить, так что, умалчивая о существе Его, он открывает знание Его. А так как идолы сделаны из дерева или из металлов, то потому он и говорит о качестве и строении их природы. «И какое подобие найдете Ему?» Ему ничто не подобно нет подобного Ему образа в творениях; только один образ Его – это несотворенный Сын.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 18-20 Итак кому вы уподобили Бога или какое изображение поставите Ему? Не художник ли вылил истукана, и золотильщик украсил его золотом и серебряных дел мастер пластинками серебряными? Крепкое и негниющее дерево выбрал искусный художник, и будет изыскивать, как поставить идола, чтобы он не шатался

Описав величие Божие и показав отчасти могущество Его, призвав также народы и острова как бы за каплю из ведра и за крупинку на весах и пыль и отвергнув жертвенные обряды, [и сказав], почему все народы — как ничто пред Ним и считаются как бы за пустоту; он далее учит: кому вы уподобили Бога или какое изображение поставите Ему, который есть Дух и во всех находится и всюду пребывает и держит землю как бы горстию? Вместе с тем он осмеивает безрассудство народов, что художник или медник, или золотильщик, или серебряных дел мастер делают себе бога и окрепляют его пластинками и гвоздями, и крепко устанавливают, чтобы он не был столкнут дуновением ветров. Что же касается прибавленного им: крепкое и негниющее дерево выбрал искусный художник, то в еврейском оно называется amsuchan, — это есть род негниющего дерева, из которого большею частию делаются идолы. Говорит же это для того, чтобы, по отвержении идолов, приготовить путь евангельскому учению и чтобы все кривое исправилось в прямое, возвысились долины и понизились холмы и открылась слава Господня, чтобы всякая плоть увидела спасение Божие. В иносказательном смысле мы можем сказать, что укоряются ересиархи делающие различных идолов в сердце своем или посредством красноречивого изложения, что означает серебро, или блеска золота, что относится к уму, или негниющего дерева, то есть пустых учений, которые считают прочными измышляющие их и утверждают их посредством диалектического искусства, чтобы они не были поколеблены и не пали, но стояли на твердом корне.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга одиннадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 15-21 Аще вси языцы, аки капля от кади, и яко претяжение веса вменишася, и аки плюновение вменятся? Дубрава же Ливанова не довольна на сожжение, и вся четвероногая не довольна на всесожжение, и вси языцы, яко ничтоже суть, и в ничтоже вменишася. Кому уподобисте Господа, и коему подобию уподобисте Его? Еда образ сотвори древоделатель, или златарь слияв злато позлати его, или подобием сотвори его? Древо бо негниющее избирает древоделатель, и мудре ищет, како поставит образ его, и да не поколеблется. Не разуместе ли, не слышасте ли? не возвестися ли вам исперва? не разуместе ли основания земли

После того, как пророческое слово упомянуло нам о домостроительстве Единородного во плоти и насколько возможно выразило удивление пред неизреченной мудростью, которою и спасены мы, и, познав Того, Кто есть по естеству и истинно Владыка, удостоены благодати Его, будучи собраны как агнцы мышцею Его и став под защиту Его, как пастыря предоброго: ибо Он положил душу за овец Своих; после того как далее обнаружило невозможность постигнуть или как-бы то ни было измерить Его разум и признало Его мудростью высочайшею и все превосходящею, – оно, естественно, представляет Его ведущим беседу с язычниками по происхождению или же с теми, которые покланяются твари паче Творца (Рим. 1:25), – отвращающим от древнего, первобытного и отцами преданного заблуждения, изменяющим к лучшему и возводящим к ведению, приличествующему людям. Потом оно показывает неизмеримое превосходство Вседержителя Бога и преимущественное достоинство присущего Ему великолепия, – и что все пред Ним маловажно, и может считаться совершенно ничтожным, – в сравнении, говорю, с высочайшей степенью присущего ему могущества и славы.

Посему то и говорит: аще вси языцы, аки капля от кади, и яко претяжение веса вменишася, и аки плюновение вменятся; ибо незначительно это и совсем ничтожно. В самом деле: что такое одна капля, падающая от кади? Какое значение имеет малая тяжесть на весах, приводящая в равновесие то, что кажется более легким? Или что такое плюновение, то есть, слюна человеческая? Но, говорит, нисколько не довольно Ему и дубравы Ливанской для сожжения, или всех четвероногих для всесожжения. И эти последние совершенно незначительны, хотя бы все принесены были во всесожжение Ему, и они (в этом случае) далеко не соответствуют славе Божией. И если, говорит, вси языцы яко ничтоже суть , и в ничтоже вметишася, то коему подобию уподобисте Его?

Ибо – что с Ним сходно или равносильно, по природе ли, или по значению, или по славному имени? Уж не уподобите ли Его произведениям искусства художника, или мастерства древоделателя, или произведениям златолеев, или какому-либо истукану, который устроен на подобие одной из тварей, или сделан, как говорит, в виде человека? – Да не будет; ибо ничто равным Ему быть не может. Так как Он по естеству Бог, и иного кроме Него нет, то Он, конечно, и превосходнее всего во всех отношениях. Показав таким образом ничтожество всего сотворенного и призванного к бытию, после сего осмеивает делание идолов и говорит, что древо бо негниющее избирает древоделатель и мудре ищет, како поставит образ его, и да не поколеблется,– так что, видимо, от искусства художника зависело для заблуждающихся по мере присущего им разумения изготовить бога, который был бы им по мысли, и наибольшею устойчивостью был предохраняем от того, чтобы не пошатнулся и не разбился при падении; следовательно, когда еще не существовало на земле строительного искусства, у идолопоклонников боги были на редкость, – да и не сохранились бы появившиеся прежде рукотворенные (создания), если бы художник мудро не изобрел средств, при помощи которых они могли бы стоять прямо и имели бы прочную опору. При сем, думаю, возможно и весьма уместно привести изречение Давида: идоли язык сребро и злато, дела рук человеческих (Пс. 113:12). – к чему он присовокупляет: подобни им да будут (вси) творящия я и вси надеющиися на ня (Пс. 113:16).

Далее, осмеяв приготовление идолов, склоняет речь к устыждению и исправлению заблуждшихся и обнаруживает их неизвинительную при сем погрешность, говоря: «или не уразумеете и не услышите» вместо «не уразумели, не слышали», не возвестися ли вам исперва? не разуместе ли основания земли? Основаниями земли называет ее концы и края: уразуместе, – говорит, – это те, которые живут на ней от края до края. Слышасте и возвестися вам исперва: возвестися что? – Что Бог, естеством и истинно таковый, есть единый и единственный, а боги, людьми для нас созданные, суть дерево, камень и ничто другое. В самом деле: боговдохновенное писание не умалчивало (о сем); напротив, ведение истины издревле провозглашаемо было патриархами, законом, пророками, – ибо не тогда, когда единородное Слово Божие, нам уподобившись, как человек воссияло сущим на земли,– не тогда впервые при самых сильных уликах появилось обвинение в заблуждении, но напротив, как я сказал, издревле идолослужение было обличаемо, ибо непрестанно лик святых его охуждал, выставлял гнусным и явно указывал на Содетеля и Господа всяческих.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Итак кому уподобите вы Бога? И какое подобие найдете Ему

С 18-26 идет раскрытие все той же мысли о Божественном величии, но другим, так сказать, отрицательным путем, или, точнее, путем сравнения бесконечного величия Бога с наиболее высокими предметами человеческого почитания и поклонения. Тема этого сравнения ставится дважды в ст. 18 и 25, т. е. в начале и в конце отдела. Величию Единого истинного Бога прежде всего противопоставляется ничтожество и ложность языческих богов, или собственно их изображений, т. е. идолов.

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст. 18–20 Итак кому уподобите вы Бога? И какое подобие найдете Ему? Идола выливает художник, и золотильщик покрывает его золотом и приделывает серебряные цепочки. А кто беден для такого приношения, выбирает негниющее дерево, приискивает себе искусного художника, чтобы сделать идола, который стоял бы твердо

Предаваясь размышлению о предстоящем бедствии, народ недостойно размышлял о существе и свойствах Божиих и приближался в своем понятии о Боге Творце и Спасителе к понятиям язычников. Обличая этот недостаток веры современников, пророк рядом вопросов дает всем понять, что народ в уме своем уподобил Бога бездушным идолам языческих богов. Образ языческого бога-идола, обыкновенно, древоделатель, т.е. художник-резчик по дереву выделывает из готового материала, а золотарь, отлив листы золота, покрывает тот образ, или прямо из золота художник выливает образ бога-идола. А если не имеется такого дорогого материала, то художник берет обыкновенное дерево, но «не гниющее» (т.е. смолистое и потому сравнительно весьма крепкое, как кедр и кипарис), дабы придать идолу некоторую долговечность и тем хоть немного уподобить его бессмертному божеству; выделывает из него какое-либо изображение и мудро ищет или старается обдуманно и с верным расчетом поставить свое изделие на таком месте и так, чтобы оно не покачнулось на сторону при первом случайном толчке и не упало, через что обнаруживается все ничтожество мнимого бога.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible